Омск до 1907 года и вплоть до 1920 года

Почему я выбрала даты 1907 и 1920? Дело в том, что мой предок впервые попал в Омск в 1907 году. Об этой дате я узнала из анкеты, которую мой прадед писал в 1925 году. И название подборки выглядело поначалу "Омск до 1907 года и вплоть до 1925 года". Мне интересно было узнать, каким предстал город перед глазами Ураева Григория Васильевича, приехавшего на заработки в город Омск. В интернете мало данных о периоде с 1920 по 1925 года. Возможно, мне удастся собрать материал о времени написания анкеты и тогда название будет таким, каким я его задумала первоначально.
Интерес к своим историческим корням у человека был и будет всегда.
В частности, среди бытующих ныне альтернативных точек зрения на историю имеется гипотеза о существовании в глубокой древности обширного государства на территории Сибири с многонациональным населением, среди которого значительный вес имели праславяне.
Её приверженцы именуют это государство Рассенией и утверждают, что оно просуществовало до Средних веков, вплоть до 1530 года, когда орды джунгар захватили столицу ослабевшей державы — город Асгард Ирийский, располагавшийся на реке Иртыш на месте нынешнего Омска.
На территории Омска был большой остров, тот самый остров Буян, о котором говорится в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Через остров Буян текла река Ирий Тишайший (Иртыш).
Даарию с материком связывал горный перешеек — Рипейские (Уральские) горы. Река Ра (Волга) впадала не в Каспийское (Хвалынское) море, а в Чёрное море. А, самое главное, планета не имела наклона своей оси и обладала более теплым и мягким климатом в северных широтах, чем сейчас.
Так началось освоение Земли родами Да’Арийцев, х’Арийцев, Расенов и Святорусов.
«А Ярило-Солнце не желало заходить на покой, чтобы постоянно наблюдать благие дела Расичей».
Даария была разделена четырьмя реками на 4 провинции: Свага, Харра, Раи и Туле, где был и город Туле — город мастеров, снабжавших жителей страны всеми необходимыми инструментами и механизмами. Предания гласят, что инструменты и магические кристаллы были способны, не нанося вред окружающей природе, изменять мир. Вероятно, поэтому немецкое оккультное и политическое общество было названо «Туле», в стремлении достичь великолепия, благоденствия и могущества, присущих Северной Даарии.
После катастрофы, связанной с уничтожением кащеев на одной из лун, основная часть жителей Даарии начала переселяться по перешейку, образованному Рипейскими Горами (Урал) между Восточным и Западным морями в район острова Буян (Западно-Сибирская возвышенность) и осталась обживать Урал и Сибирь. 16-тилетний переход из Северной прародины на Евразийский континент завершился в 109810 году до н.э.
После последовавшего за переселением потопа, в честь спасения народов был основан праздник ПАСХЕТЬ (аббревиатура букв — Путём Асы Ходяше Этим), что в переводе с х’арийской рунической письменности означает: «путь, по которому шли асы».
С тех пор в каждое шестнадцатое лето (год) предки наши славили Род Небесный за спасение от потопа.
Обряд ударять крашеные вареные яйца друг о друга в этот праздник был призван напоминать о победе Тарха Перуновича над кощеями. Разбитое яйцо называли яйцом кощеев, и оно символизировало разрушенную луну Лелю, а целое яйцо — силу Тарха Даждьбога.
Официальная версия.
Территория Среднего Прииртышья, которую в настоящее время занимает Омская область, по археологическим данным стала заселяться древними людьми более 14 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки на стоянках у села Черноозерье.
С территорией Омской области связаны исторические судьбы многих народов Евразии - индоевропейских, самодийских, финно-угорских, монгольских, тюркских.
Через несколько лет после гибели Ермака в устье реки Вагай отряд князя Андрея Елецкого основал г.Тару (1594г.), ставший форпостом колонизации русскими Западной Сибири в XVII-XVIII веках. Заселение области русским земледельческим населением и казаками началось с севера и в течение XVII века ограничивалось границей леса и степи.
В качестве органа местного самоуправления в Омске действовала ратуша (до 1823 года).
Омская городская дума была учреждена в 1840 году, когда город уже был административным центром Западной Сибири. Первоначально избиралась на 3 года и состояла из городского головы, избираемого всем обществом, и гласных, избираемых каждым сословием в каждой части города на основании Общих правил об общественных выборах.
По новому Городскому Положению (1870 года) городская дума и ее исполнительный орган – городская управа избирались на 4 года. Возглавлял и думу, и управу городской голова, выбираемый из среды гласных думы.
Избирать мог всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он не принадлежал при следующих условиях:
если он русский подданный;
если ему не менее 25 лет от рождения;
если он владел в пределах города на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбором в пользу города, или содержал торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение 2-х лет подряд перед производством выборов, - хотя бы и с временными отлучками, - уплачивал в пользу города установленный сбор...
Городской голова Н.П. Остапенко, 1893–1910 годы
Городской голова Н.П. Остапенко, 1893–1910 годы
Городской голова В.А. Морозов, 1910–1917 годы
Городской голова В.А. Морозов, 1910–1917 годы

Европейские события затронули Омск в связи с польским восстанием 1830-1831 гг. Так, к лету 1833 г. в Омске скопилось до 2000 поляков, высланных в Сибирь за причастность к восстанию.
Среди узников омского каторжного острога оказался великий русский писатель Ф.М. Достоевский.
 В кружке Петрашевского Ф.М. Достоевский прочитал запрещённое письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. За чтение этого письма и участие в деятельности кружка Достоевского и других петрашевцев осудили на смертную казнь. Никто из участников не ожидал, что за интерес к революционным идеям их ждёт такое наказание. Однако в день казни император Николай I изменил приговор: Достоевский и другие арестанты должны были поехать в ссылку на каторжные работы на четыре года.
Отправляясь в Сибирь, Достоевский писал брату: «Брат! Я не упал духом. Жизнь везде жизнь. Около меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях – вот в чём жизнь, в чём задача её».
По пути в омскую крепость Достоевский встретился с жёнами декабристов. Женщины дали узникам пищу, одежду, рассказали о своей 25-летней жизни в Сибири. Каждому арестанту они подарили Евангелие – только эту книгу разрешалось иметь в остроге.
23 января 1850 года петрашевцы прибыли в Омск через Тарские ворота. Острог находился в том месте, где сейчас располагается здание драматического театра.
Каторжники жили в суровых условиях. На ногах носили тяжёлые кандалы, которые разрешалось снимать только в случае смерти заключённого. Каждый день арестанты работали на берегу Иртыша. До наших дней сохранились Тобольские ворота, через которые арестанты выходили на берег. На этих воротах в 1956 году была установлена мемориальная доска в память о Достоевском.
Самые светлые воспоминания писателя об Омском остроге связаны с церковными праздниками. В эти дни арестантов водили молиться в Военный Воскресенский собор.
Больше всего Достоевский страдал из-за невозможности делать записи: в остроге это строго запрещалось. Единственная возможность писать появилась у Достоевского в госпитале. Врачи тайно приносили писателю чернила, перо и бумагу. На маленьких листочках он записывал особенности речи арестантов, их поговорки, выражения и диалоги. После каторги Достоевский собрал эти листки в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная» («Сибирская тетрадь»). В этой тетради Достоевский сделал около 500 записей, большую часть которых он будет использовать при работе над романом «Записки из Мёртвого дома». Кроме того, весь эпилог романа «Преступление и наказание» написан на омском материале.
В 1854 году срок каторги писателя закончился. В письме к брату Достоевский писал: «Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».

 Начало 60-х гг. XIX в. ознаменовалось ростом революционного и национально-освободительного движения в Российской империи, что, в свою очередь, вызвало новую мощную волну политической ссылки. После восстания 1863 г. в Западной Сибири было размещено 10779 польских ссыльных.

В 1903 году введен в строй железный разводной мост через реку Омь. В городе открываются гостиница «Россия», аптека, целая сеть магазинов. По решению городской управы был продан участок Любиной рощи для строительства магазинов московскими фабрикантами и крупными торговыми фирмами. В промышленности города заметную роль начинают играть мастерские и депо железной дороги, завод датского предпринимателя С.Х. Рандрупа, табачная фабрика Серебрякова.

Начало XX века было для Сибири временем больших перемен. Массовая крестьянская колонизация вызвала резкий скачок в развитии экономики края, прежде всего ее аграрного сектора, а Великий Сибирский железнодорожный путь обеспечил включение местного хозяйства в систему всероссийского и европейского рынков. Благодаря выгодному экономико-географическому положению – на пересечении Сибирской железнодорожной магистрали и реки Иртыш, посреди обширной сельскохозяйственной округи – Омск быстро превратился в крупный транспортно-торговый и промышленный центр Западной Сибири и Степного края. Здесь сосредоточилась оптовая торговля хлебом, сливочным маслом, другими продуктами сельскохозяйственного производства. В начале XX века Омск также становится одним из промышленных и общественно-культурных центров Западной Сибири.

В 1903 году введен в строй железный разводной мост через реку Омь. В городе открываются гостиница «Россия», аптека, целая сеть магазинов. По решению городской управы был продан участок Любиной рощи для строительства магазинов московскими фабрикантами и крупными торговыми фирмами. В промышленности города заметную роль начинают играть мастерские и депо железной дороги, завод датского предпринимателя С.Х. Рандрупа, табачная фабрика Серебрякова.

1 марта 1904 года была принята в эксплуатацию первая городская телефонная станция общего пользования, рассчитанная на 60 номеров. Она располагалась на улице Гасфортовской (ныне ул. Карла Либнехта) в деревянном доме. Абонентская плата за пользование телефонной линией была довольно высокой – 500 рублей в год, поэтому абонентами станции являлись люди с достатком – представители чиновничества, купечества, духовенства. При этом примечательно, что заработная плата телефонисток была крайне низкой – в месяц она составляла 22 рубля 50 копеек, хотя работа на коммутаторе была тяжелой, всю работу девушки выполняли на ногах. «На должность телефонисток принимались девушки высокого роста, за ними устанавливалась нравственная слежка. Выход замуж считался незаконным поступком, сопровождался увольнением с работы… Принимавшиеся на работу ученицами девушки иногда до 3 лет работали бесплатно, в знак благодарности своей хозяйке за «милостивое дозволение работать в ее владении» (На связи Омск: к 140-летию Омской электрической связи).
В 1904 году открылись известные во всей Западной Сибири и Степном крае «Московские торговые ряды».
В 1905 году было учреждено Омское биржевое общество, тогда же появилось отделение Волжско-Камского банка, а в 1908 и 1909 годах – отделения Русско-Китайского и Русского банков внешней торговли. По объему вывоза в европейскую Россию и за рубеж шерсти, кожи, других продуктов животноводства, в первую очередь сливочного масла Омск в начале XX века занял одно из первых мест в Сибири.
К 1897 году в Омске успешно действовали отделения ряда американских фирм по производству сельскохозяйственной техники. Видным представителем крупной буржуазии в Омске был датчанин С.Х. Рандруп. Разбогатев в Сибири в 90-х годах XIX века на комиссионной торговле маслом, Рандруп в 1903 году открыл в Омске большой завод сельскохозяйственных орудий и машин.

Железнодорожная станция Омск стала транзитным пунктом для большого числа крестьян-переселенцев из европейской России, значительное число которых оседало в городе и его окрестностях. Столыпинская аграрная реформа явилась первым опытом крупномасштабного освоения целинных земель Омского Прииртышья.
В 1904 году население города выросло до 62,5 тыс. человек. Если в 1907 году на территории Омского, Тюкалинского и Тарского уездов было 1322 населенных пункта с 561655 жителями, то к 1914 году население увеличилось почти в два раза и стало насчитывать 1040553 человека. Омск стал самым многочисленным городом в Сибири.
Своеобразным итогом экономического пробуждения края стала организованная летом

В Омске летом 1907 г. наблюдался рост безработицы, и на этой почве стали расти анархистские, экспроприаторские настроения среди рабочих.

 21 января (3 февраля) 1907 г. состоялось открытие Пушкинской библиотеки. Этому событию предшествовали решение Омской городской Думы об открытии библиотеки в 1899 г. и возведение пристройки к зданию Думы по проекту архитектора Г. С. Бартковского.
В 1911г. в Омске открылась I Западно-Сибирская лесная, сельскохозяйственная и торгово-промышленная выставка.
10 декабря 1910 года Омская городская дума приняла решение об издании периодического печатного органа местного самоуправления под названием «Вестник Омского Городского Управления»

В 1910–1917 годах городским головой был избран статский советник Василий Александрович Морозов. При нем осуществилось ряд важных муниципальных программ: по строительству водопровода, аптек, кирпичных заводов, по заготовкам продовольствия, по расширению центрального базара, освещению города, строительству дорог и трамвайных путей. При нем была построена пожарная каланча – одна из наиболее примечательных достопримечательностей города. Высокая цилиндрическая каланча, выполненная в русском стиле, была возведена в 1912 году по проекту И.Г. Хворинова на Александровском проспекте (ныне – ул. Интернациональная). Благодаря контрасту красных стен и белого декора, она производит нарядное, праздничное впечатление.
За время работы Морозова в должности городского головы было введено бесплатное начальное образование; открыто 11 начальных училищ. При нем начало работу сельскохозяйственное училище с культурно-техническим отделением, распахнул двери для студентов учительский институт.
В начале ХХ века на городских улицах Омска насчитывалось 285 светильников. Существовали фонари нескольких типов: электрические, газовые или керосиновые. Самое яркое освещение давали газовые и керосинокалильные лампы. Но такие светильники были не очень удобны в эксплуатации. Их надо было накачивать, как примус, они шумели при горении, а сетчатые колпачки, покрытые солями металлов, которые при накаливании керосиновыми парами служили источником света, быстро прогорали. Каждая керосиновая и газовая лампа зажигалась отдельно. Их обслуживанием занимались фонарщики, которые в вечерние или предрассветные часы появлялись на улицах Омска с лестницей на плече, с бидоном, наполненным керосином и горящей лампой в руках. В 1900 году городская управа Омска содержала штат из 14 фонарщиков, работавших ежедневно в течение десяти месяцев в году (в июне и июле освещение не включали).

В 1913 году в Омске началось строительство электростанции.

Наиболее значительные события в общественной жизни Омска и страны связаны с Успенским кафедральным собором.
В августе 1910 года собор посетил П.А. Столыпин.
В феврале 1913 года в стенах храма состоялось торжественное празднование 300-летия Дома Романовых: был устроен крестный ход и отслужен молебен.

В результате переселения немцев в Сибирь в Омске появляется лютеранство. На территории города первая лютеранская часовня была открыта еще в XVIII веке. Прихожанами храма были многие выдающиеся деятели: генерал-губернатор Западной Сибири Г.Х. Гасфорд, архитектор Ф.Ф. Вагнер, степной генерал-губернатор М.А. Таубе, городской голова Э.И. Эзет, акмолинский губернатор Е.О. Шмидт и многие другие. 22 августа 1909 года при кирхе была открыта школа.

Поток переселенцев-католиков из центральной части России, а также политическая и уголовная ссылка способствовали появлению в Омске римско-католического направления. Религиозные нужды переселенцев нашли поддержку у местных властей: в 1862 году на площади у Никольского казачьего собора между зданием Общественного Собрания и мечети был построен костел. 20 сентября 1906 года при нем было открыто начальное училище римско-католического благотворительного общества. Римско-католическое учение преподавалось также и на русском языке – в кадетском корпусе, муж¬ской железнодорожной школе и других учебных заведениях.
6 января 1897 года была создана община евангельских христиан-баптистов. В июле 1907 года на сибирском съезде баптистов, проходившем в Омске, был организован Сибирский отдел Всероссийского Союза баптистов. Осенью того же года на берегу реки Омь был построен молитвенный дом.
В начале ХХ века на территории города находилось две мечети. Местная администрация считала «постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным», поскольку стремилось к привлечению соседей-кочевников, исповедовавших ислам, к сотрудничеству. Верующие мусульмане могли отправлять своих детей в учебные заведения, где преподавались основы вероучения.
В начале XX века приверженцы иудаизма, проживающие в Омске, имели возможность строить свои культовые здания. В городе в упомянутый период существовало две синагоги. Прихожане-евреи могли также посещать библиотеку и расположенный при ней читальный зал, открытые в 1896 году.

Водопровод в Омске вступил в строй только в 1915 году.
До этого времени горожане получали воду преимущественно из рек и колодцев. В Омске насчитывалось более 1000 колодцев. Но не во всех из них вода была пригодной для питья, большей частью она использовалась для полива огородов, так как имела горьковато-соленый вкус. Только зажиточные горожане могли позволить себе иметь водокачки.
В зимнее время для обеспечения омичей водой на Иртыше делали проруби. Существовал водовозный промысел, разрешение на который выдавала городская управа. Чтобы получить лицензию на развоз воды, водовоз должен был быть всегда чисто и опрятно одет, использовать только лиственные или кедровые бочки хорошего качества, без шпаклевки, с медным или цинковым чистым краном. Вода должна была быть чистой и свежей. Для чего бочки дважды в неделю необходимо было мыть. Раз в месяц чиновник от городской управы проводил инспекцию состояния бочек. (Гончаров Ю.М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (середина XIX – начало XX века).
Открытие железнодорожного движения, устройство станции Омск в четырех верстах от города привели к возникновению на месте бывшего хутора Казачьего войска крупного пригорода – Атаманского хутора (Атаманской станицы). Между городом и станцией была построена железнодорожная ветка, а в апреле 1917 года открылось автобусное сообщение от гостиницы «Россия» до вокзала. В сутки совершалось до 18 рейсов.
Однако в октябре 1917 г. в Омске и области наблюдался всплеск стихийного анархизма, проявившийся в форме продовольственных беспорядков. Поводом для этих беспорядков, прокатившихся по стране с запада на
восток, стало повышение Временным правительством в сентябре 1917 г. цен на зерно, муку и хлеб на 100%. Особенно бурными в Среднем Прииртышье стали продовольственные волнения в Омске и Петропавловске 15-19 октября. В Петропавловске 17 октября произошел настоящий погром. Сочетанием карательных
мер и уступок (цены в области были снижены до исходных) беспорядки удалось погасить. В отличие от анархизма как идейно-политического течения, стихийный анархизм представлял собой настроение, состояние определенных слоев масс, уставших от затянувшегося глубокого кризиса.
Во время обороны Омска от белогвардейцев и интервентов в конце мая -- начале июня 1918 г. на Омском восточном фронте (район Татарск-Каргат) в составе советских войск сражался сводный отряд балтийских матросов и уральских красногвардейцев, в котором было немало анархистов. Совместно с прокоммунистическими отрядами они развили успешное наступление в восточном направлении и к 1 июня
продвинули фронт к станции Барабинск и городу Каинск. Однако в это время среди наступавших произошел раскол. Бойцы уральского отряда и матросы потребовали "точно выполнять задачу, оборонять Омск, а не наступать, не отдаляться от города". Часть уральцев и балтийцев самовольно снялась с фронта и отправилась в Омск. Советские войска продолжали успешно продвигаться на восток и к 3 июня достигли станции
Каргат на подступах к Ново-Николаевску. Однако 7 июня советская власть в Омске пала, и Омский восточный фронт, оказавшийся под угрозой окружения, был распущен.

Омская городская дума была ликвидирована Советской властью 18 января 1918 года. В Белый период вновь была восстановлена в июне 1918 года. После прихода в Омск Красной Армии в ноябре 1919 года городская дума была окончательно ликвидирована

В 1920 году на всей территории области была установлена Советская власть.
***
Использованные материалы:
1.ruvek.ru (Русский век). Омская область.
http://ruvek.ru/?module=cities&action=view&id=929
2. АНАРХИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОМСКЕ И СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ
1-я четверть XX века. Анатолий ШТЫРБУЛ,
кандидат исторических наук
г.Омск.
3. История Омска: 1900–1916 годы. Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель
4. Из истории местного самоуправления в Омске
http://www.iaoo.ru/page46.html
5. Ф. М. Достоевский в Омском остроге 
Фото: Герб уездного города Омска. 1785 год.
http://www.iaoo.ru/page46.html
6. Даария. Рассвет и Великий Потоп.
http://othereal.ru/daariya-rassvet-i-velikij-potop/


PS. Исходя из последних данных, как Америку, так и Россию завоёвывали испанцы и англосаксы. Так что под джунгарами следует понимать завоевание Ермаком, который очень похож на испанца на одном из портретов.
А завоевателями-испанцами было и остаётся племя, которое только тем и занимается, что грабит, обманывает и присваивает себе всё, что понравится, зачастую чужими руками - мастера военных конфликтов.


Рецензии
Спасибо Омичке за интересное повествование.Есть вопросы. "16 летний? период почему, чем можете обосновать число или период именно в 16 лет. По какому календарю взята Вами дата 109810г., "переход с Севера в Евразию".Календарь от Сотворения Мира, Адама начинают в 1г./минус 5508г. до н.э. Кто, как, по какому календарю вёл счёт и записывал все эти 109810 лет!Где записи этих лет? Если это легенда, то это другое дело,а не история.Пасха, Песах и во многих иных,зороастризм"в том числе, религиях и до их появления, присутствуют "крашеные яйца".Откуда эта традиция? Детям рассказывают, что их "аист принёс.." Для продолжения рода,для "без смертия" рода , нужна свадьба, которую называют по -разному,но начало от "Языческой Пасхи".Ещё древние люди под тёплой Полной Луной, "Лелей"и с Лелей, Пассией, Любимой... встречались, паслись, гуляли вместе мальчик и девочка, и вели они разговоры разные,в том числе, о продлении своего рода.Утром родители показывали простыни, испачканные девственным кровотечением, и считалось, что Леля вела до брака, до Пасхи, праведную жизнь.При этом пачкались, красились..., и мальчики.По сей день девочки в особом почёте, и страдают те родители, которые не сберегли девственность у дочери. Ермак - русич, один из Первых (РАЗ), РАЗОВ. Великие Разы завоёвывали всех и всегда побеждали, посмотрите на наши Земли.Поэтому все нас так и боятся. Первое княжество, это ЕВ(Святая)Разия,ЕВРАЗИЯ, ВИЗАНТИЯ, это - РОССИЯ. Буду рад встретиться на Проза.РУ. Омич. В.Шепелин.

Владимир Шепелин   04.11.2019 08:29     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Владимир. Интересное толкование! Источники информации указаны внизу.

Людмила Ураева   08.11.2019 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.