Аглона - духовная столица Латвии

Валентина Томашевская
Аглона. С этим словом связано многое для католиков Латвии и Латгалии. Это святыня, сердце, духовная столица; место паломничества международного значения. Ежегодно Aглона притягивает сотни тысяч людей со всех краев Латвии, приезжают гости из других стран, представители духовенства. В 1993 году Аглону посетил Папа Римский Иоанн Павел 2. Особенно много людей собирается в Аглоне во время праздника Вознесения Девы Марии 14-15 августа. Сердце праздника , его кульминация – ночной Крестный ход – путь, который совершают сотни тысяч людей вокруг всей площади перед Аглонской базиликой. Каждый несет зажженную свечу – море, хор свечей. Горят свечи, сжигая грехи. В этом году в праздничные дни в Аглоне побывали 180 тысяч человек.

15 августа проходит праздничное богослужение. В этом году его вели посол Папы Римского в странах Балтии Йозеф-Эрвин Эндер и архиепископ-митрополит Янис Пият, латвийские епископы и священники.

Аглона. Она встречает нас множеством людей, стоящих в очереди к иконе Божьей Матери. Доступ к верхнему алтарю, где находится икона, и люди идут с просьбами о самом заветном.

К приезду Папы Римского Иоанна Павла II сделали реконструкцию территории вокруг базилики.

- В чем смысл этой реконструкции? С этим вопросом журнал КАПИТАЛ обратился к Андрейсу   Аглониетису, в то время он был деканом Аглонской базилики.

- Смысл реконструкции – убрать наслоения советского времени. Это 33 квартиры в монастыре, хоз-постройки. Второе – подготовка  для большого скопления людей – площади. Третье – оборудование автостоянок, общественных туалетов,водоснабжения, канализации; оборудование авто-структуры: электросеть, связь, мощный кабель – возможность прямой трансляции по телевидению, радио. Необходим и пресс-центр, здесь сходятся телефоны. Если потерялся ребенок, можно помочь – сообщить по радио,  да и журналисты могут обратиться, получить интересующую информацию.

...В октябре 1995 года Саэйм принял закон, согласно которому Аглона признана местом паломничества международного значения, поэтому государство помогает как собственным гражданам, тал и иностранцам прибыть и отбыть, финансирует полицию, медицинскую службу во время праздников, делает дороги.


ЭВА-ЮСТИНА ШОСТОВИЦКАЯ

Волею исторических судеб земли, некогда принадлежавшие Ливонскому ордену, оказались в ведении Речи Посполитой. На ней поселились новые господа. И к счастью, одной из них оказалась владелица Вышковского имения Эва-Юстина Шостовицкая, видевшая и осознававшая бедственное положение местного, латгальского крестьянина.
Она в 1697 году обратилась к монахам-доминиканцам, приглашенным Ливонским епископом Николаем Поплавским на помощь уже действующим здесь иезуитам. Этот орден, называемый также орденом проповедников, был основан в 1117 году св.Домиником в Испании с целью овладения наукой и укрепления христианского учения. Они носили белые одежды и поэтому назывались в народе «белыми отцами».

Владелица имения попросила доминиканцев о строительстве в Вышкове костела и монастыря со школой. Для этой цели с согласия своего супруга Дадзибога Шостовицкого она в 1700 году передала принадлежащее ей Вышковское имение монахам в дар со словами: «Все, что дано мне богом, я жертвую пользу латышей!»

Этот дар был оформлен и подтвержден трибуналом Ливонского ведомства и подписан генералом Доминиканского ордена Антоном Клочем, а также Ливонским епископом Николаем Поплавским. Прием земель и угодий был осуществлен доминиканским монахом и вильнюсским провинциалом, доктором богословия отцом Ремигием Мосоковским. Получив имение, монахи имели теперь возможность обеспечить строительство костела и монастыря(на 12 монахов) необходимыми средствами.

Из документов, освещающих это событие, датированных 8 апреля и 25 мая 1700 года, а также на основании других источников можно заключить. Что первым миссионером в Вышкове (ныне Аглона) был прибывший в начале августа 1698 года из Вильнюса отец Ремигий Мосоковский, хорошо владевший к тому же латышским языком.

АНИТА

В то время у вышковской помещицы жила- служила латышская девушка Анна(Анита).
Без родителей, сирота, кто знает, сколько слез она пролила, тоскуя по родной матери, по отцу. Чистая душой, помыслами своими, предавалась она молитве. На холме, где ныне расположено кладбище, во время вечерней молитвы (15 августа 1698 года) предстала сироте Богородица с младенцем Иисусом на правой руке. Видение – белый костел с высокими башнями – имел сам отец Ремигий. Он же стал и первым приором Аглонского доминиканского монастыря, и под его руководством был построен сначала деревянный монастырь (1699 г.), а затем и каменный костел (1700 г.). Анита долгое время после этого работала учительницей в школе при монастыре, обучая грамоте девочек. Погребена она под костелом.

ОСНОВАНИЕ нового монастыря и освящение костела были подтверждены Римским Папой  Иннокентием 7-ым. Костел был посвящен  Успению Девы Марии Матери Божьей и освящен  10 сентября 1751 года Ливонским епископом Иосифом  де Козельским-Пузиной.
В этом костеле была помещена чудотворная икона Аглонской Богоматери. Предание повествует, что написана она была в Византии, а затем подарена византийским императором Мануилом 2-м литовскому великому князь Витаутасу, когда последний принял христианство в 1380 году.


Некогда в Аглоне существовали лечебные источники.
В старинных российских путеводителях указывалось: «Аглонь с серными лечебными источниками». Источники были проверены комиссией,  и в первой половине 19 века монахи-доминиканцы построили больницу.

 Первый серный источник был открыт в 1820 году. В 1825 году у источника построили дом с 10 квартирами и ванными. В 1826-м Вильнюсская врачебная комиссия и затем Петербургская Медицинская академия подтвердили благотворность вод источника.
В 1826 году тут лечились уже около 200 больных, в 1936 году вода целебного ключа соединилась с другими водными потоками и потеряла свою лечебную силу, но люди по-прежнему ценили его влагу. Однако во времена воинствующего атеизма , в 60-е годы на его месте был построен хлев.

В 1955 году в 30 километрах от ныне существующего источника во время работ по обустройству стоянки машин в сторону Дагды нашли подземные воды, ключ нашли. Был поставлен колодец, воду подали в трубу, а исход этой трубы избрали в более красивом месте, выложили камнями, теперь там шесть краников – живая ключевая вода. Люди в память о том святом источнике , называвшемся в прошло в честь Святого Антона,  и берут воду.
В 1970 году в районе родника  построили жилой дом, осуществили мелиорацию, все перекопали. Источник в 40 метрах от дома стал слабым.  Но люди по-прежнему ходили к нему.


Источники:

1. А.Гульбэ Исторический очерк "Аглона". Газета "Красное знамя" 10 августа 1991 г.
2. 1.Материалы исторической и периодической литературы.


Фото автора. Аглонская базилика. 1999 г.