27. Как возможно восприятие времени сознание време

Павел Гордеев
§ 27. Как возможно восприятие времени (сознание времени)?

Перейдем теперь к вопросу восприятия и сознания времени. Поиск темпоральных онтологических основ сознания имеет вид последовательного раскрытия феноменального, психологического и эпистемологического уровней проблемы. При этом именно последний (эпистемологический) уровень вводит проблему в онтологический дискурс.

Итак, исходя из явленности времени сознанию с учетом специфики онтологических областей, в которых это явление и происходит, можно заключить следующее: сознание времени опосредуется внешним восприятием (объективного времени) и восприятием субъективного времени в самовосприятии. Схематически процесс сознания времени представляет последовательность:

Чувственное и/или интуитивное восприятие времени --> Логическое постижение времени --> Смысловое полагание времени

Чувственное восприятие времени относится единственно к объективному времени. Реализованная способность воспринимать действительность посредством органов чувств представляет собой первый шаг рецепции и осознания времени. Действительно, без организованной кооперативной работы органов чувств кажется невозможным получение и первичный анализ информации об окружающем мире, а следственно, и о времени этого мира. Однако, идея единства когнитивного агента и когнитивной среды уточняет представление о восприятии объективного времени. Возможности органов чувств ограничены, и это ограничение распространяется на восприятие объективного времени, задавая пределы этого восприятия. Согласно представлениям эндофизики, то, как реальность предстает перед наблюдателем, какой ее срез является, зависит от его телесных и когнитивных качеств. Темпомир человека, временная шкала, в которой он воспринимает реальность, зависит от его телесного устройства, скорости его реакций и действий, свойств органов чувств [1; 2].

Следующий шаг в процессе сознания объективного времени и первый – в сознании времени психологического, – это интуитивное восприятие-«схватывание» времени, осуществляемое симпатически. Темпоральной сущностью мира является живое движение, постоянное творческое изменение, диалектический процесс сиюмоментного самоотрицания и становления. «Мир в действительности – говорил с М.К. Мамардашвили – непрерывно творится» [3, с. 81]. Парадоксальным образом это заново-творение мира является холистической формой бытия, бесконечного в живых мгновениях. Напротив, его перцептивное «кадрирование», осуществляемое органами чувств, делает его восприятие темпорально «разорванным». Интуитивное постижение времени мира есть, в этом ракурсе, попытка трансцендирования позиции наблюдателя, конституирующего темпоральную структуру картины мира, попытка охватить целостный мир сам по себе, постичь его в его собственном существе. Восприятие же психологического времени лишено ограничения со стороны органов чувств, и его интуитивное восприятие есть, по сути, форма самопознания, так как темпоральной сущностью сознания является чистая длительность. Чистая длительность всегда присуща субъекту, поэтому интуиция внутреннего времени является как самообнаружение, самораскрытие посредством некоего «внутреннего чувства».

Логическое постижение времени как элемент процесса сознания времени является конструктивным и необходимым для выражения причинно-следственной связи между событиями, ориентировки в историческом времени, при оценивании темпоральной истинности высказываний и т. д. Логическое постижение времени связано с мышлением и рефлексией как необходимыми его (постижения) условиями. Формально-логическое мышление, само развертывающееся во времени и направленное на нечто вечно изменяющееся, предназначено для «схватывания» отдельных моментов времени, его аналитического деления. Темпоральная логика [4], таким образом, открывает возможность для темпорального помышления событий, их осмысления и обличения в языковые формы и выражения, т. е. является так же условием смыслового полагания времени.

Смысловое полагание времени, являясь следующим уровнем, все же в свернутом виде уже содержится на уровне логического постижения времени, потому что для дифференциации моментов и модусов времени, а также для опознавания темпоральных отношений между событиями, их (т. е. моменты, модусы и отношения) надо помыслить. Время как категория мышления выводимо из языковых выражений, обозначающих временные отношения. Таким образом, предполагается активное, творческое участие сознания-оператора, вырабатывающего на основе наблюдаемых темпоральных отношений темпоральные смыслы и транслирующего эти смыслы вовне. Именно разделяемость темпоральных смыслов делает время интерсубъективным феноменом. Смысл событий в истории, т. е. стремлении к целостному охвату горизонта времени, возможен только через темпоральные выражения «теперь», «еще/уже не», «одновременно», «раньше», «позже» и т. д.

Важнейшим психологическим условием сознания времени является память. Память, позволяющая различать события во времени и являющаяся инструментом темпорально различающего сознания, самого постоянно не тождественного себе, является, тем не менее, основополагающим элементом его (сознания) единства. Память – это то, что конденсирует прошлый опыт, внутренний и внешний, в сейчас данном субъективном переживании, в настоящем Я. Память человека связана с самосознанием и рефлексией как необходимым ее условием. Это отличает ее от «памяти» животных, которая базируется на условных рефлексах и не осознается.

--

1. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Многоуровневое темпоральное строение реальности // Вопросы философии. 2007. № 12.
2. Алюшин А. Л., Князева Е. Н. Эндофизический поворот в эпистемологии, или Попытка увидеть мир изнутри // Философия и культура. 2009. № 5 (17).
3. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
4. Подробнее о темпоральной логике см.: Прайор А.Н. Временная логика и непрерывность времени // Семантика модальных и интенсиональных логик. М.: Прогресс, 1981. С. 76-97.