7. Случайный попутчик

Александр Антоненко
Продолжение. Начало в http://www.proza.ru/2015/04/01/2000


     А дело было так. Станция заглохла где-то уже к завершению зимы. Ремонтную группу (я и Серёга) в целях оперативности, усилили Сергеем Лазаревым, который в станциях, и электронике был сущим профаном, но зато «собаку съел» по части дизелей и всяких там зарядных устройств.
 
     Его и захватили мы, чтобы побыстрее управиться с ремонтом на случай, если возникнет необходимость заряжать аккумуляторы бензоагрегатом. Работу нужно было выполнить оперативно, тем более меня ожидала поездка в отпуск на собственную свадьбу. Билет на самолёт уже был в кармане.

    Закупили продукты, подготовили аппаратуру и, захватив почту и кинофильмы, вместе с полярниками двух полярных станций, куда мы подсядем по пути, стали грузиться в наш неизменный АН-2. Попутчиком напросился офицер, летевший на точку, расположенную рядом с полярной станцией.

     Место было, да и груз невелик. Я дал согласие. Он поблагодарил и спросил, куда ему поставить канистру с горючим. Я указал, где наши канистры с керосином для лампы и бензином для зарядного агрегата. К нашим канистрам, однако, ставить он свою не стал, а зажал между ног. Я только пожал плечами.

      Взлетели. Внизу качнулась Амдерма на своём скалистом берегу Карского моря, и тёмное пятно на снегу вокруг неё заретушировалось туманом. Все проблемы, хлопоты и суета будничной жизни остались там, внизу.

      Крылья уносили нас в иной мир, где краеугольным камнем было выполнение работы, обеспечение себя питанием и забота о том, чтобы самим не пойти на харч обитателям белого безмолвия.

     Разговорились с офицером о походной жизни. Север роднит людей всех профессий и они, объединённые общими интересами, сразу находят общий язык.
 
  – А хлеб у вас есть? – поинтересовался попутчик.
 
  – Только мёрзлый.

  – А чем-нибудь закусить, или вода?

  – Воды нет, а мясо тоже только мёрзлое – пояснили ему.
 
  – Ну а не разведенный спирт без закуса и воды будете?

  – Не вопрос! – выпалили  мы.

    Впервые отведать этого адского зелья, помнится, сподобилось ещё, когда мы с приятелем проходили практику после четвёртого курса в ВГИ (Высокогорном геофизическом институте). Расположен он был в живописнейшем уголке в предместье Нальчика, утопающем в благоухании парков и садов. А прямо с территории института открывался неповторимый вид на двугорбую вершину Эльбруса, напоминающую «иссечённые шрамами головы двух верных мюридов Шамиля» (смотри Гамзатова).

     Время тогда было летнее – самая горячая пора: почти весь личный состав института пребывал на переднем крае – в противоградовых экспедициях. А посему возиться с желторотыми неоперившимися птенцами, коими в ту пору мы являлись, ни у кого не было ни малейшего желания, ни времени.

   – Вот вам СОН-4 (станция орудийной наводки), её нужно переделать в метеорологический локатор, дерзайте! – похлопали нас по плечу наставники.

     Для нас это задание звучало как: пойди туда – не знаю, куда принеси то, не знаю что! В ответ на наш немой вопрос, застывший в глазах и отвисшую челюсть, добавили:

 – Ну, в общем, сами не хуже нашего понимаете, что не досуг нам с вами тут упражняться!
    
     И испарились, то бишь отправились в эту самую свою противоградовую экспедицию или ещё куда. А появились вновь только ко дню получения зарплаты. И будучи уже явно навеселе, заглянули к нам, якобы интересуясь ходом нашего творчества, и как бы, между прочим, поинтересовались, знаем ли мы что в городе эпидемия холеры.

      Да, мы знали, и это нас весьма огорчало, поскольку был введен строжайший запрет на купание в водоёмах. Затем они спросили, предпринимаем ли мы профилактические меры против холеры. Нам оставалось только развести руками. Они сделали круглые глаза и смотрели на нас как на обречённых.

   – Как! Разве вы не знаете, что единственное действенное средство – это спирт. Но только не разведённый! – добавили они, слегка подморгнув при этом.

      Нам, увы, пришлось признать свою полнейшую медицинскую несостоятельность по этому вопросу, и согласиться, что с упомянутым лекарственным снадобьем вовсе не знакомы. До сих пор обходились лишь «биомицином». Эту кликуху дали «огнетушителям» с плодоягодным пойлом «Билэ мицнэ» (Белое крепкое) за рупь шестьдесят, совмещающем в одном флаконе максимальный эффект при минимальных финансовых затратах.

     Услышав это, наши доброжелатели незамедлительно пригласили нас в свою кандейку, где посередине стола была водружена канистра с только что полученным техническим спиртом – для промывания волноводов, естественно. При этом гостеприимные хозяева на личном примере продемонстрировали, как необходимо употреблять «лекарство»: залпом выпиваешь спирт, затем в ту же кружку набираешь воды из-под крана и запиваешь.
    
      Казалось бы, и в самом деле – всё очень просто. Дошёл черёд и до нас. Протягивают тебе кружку, но не привычную эмалированную, а солдатскую алюминиевую пол-литровую (уж извиняйте – другой посуды нет), чуть ли не на половину, наполненную не разведенным спиртом.

     Вполне можно было допустить, что «первый блин будет комом», но то, что, простите за тавтологию, он этим самым комом, что называется, застрянет в горле, вызвав спазматический кашель и слёзы из глаз…, судорожно дрожащей рукой пытаешься открыть кран, чтобы набрать воды для запивания, но он специально очень туго закручен. Публика была довольна: именно этого эффекта она и жаждала.

   – То-то, сказал отец Вовочке, а мамка думает, что мы здесь сладкое пьём! – процитировали из популярного анекдота.

    И стали учить, как надо пить спирт: мол, пить его нужно на полном выдохе и запивать, не вдыхая, пока не пройдёт спазм горла. А вот ежели нет воды, то, тогда опять-таки не вдыхая нужно делать глотательные движения, пока не отпустит горло.
 
     Поскольку в Амдерме продавался питьевой спирт, то естественно возможность для тренировок имелась, а некоторые даже доходили до варварских шуток, когда в графин из-под воды наливали спирт. И потом потешались с тех, кто пытался водку запивать «водой» из этого графина.
 
     Посему на предложение нашего попутчика ответили, и глазом не моргнув. В общем, долетели мы весело, и расстались как лучшие друзья, выражая надежду, что ещё обязательно встретимся. Через час и нас высадили рядом с избушкой на крутом берегу.
 


      Продолжение в http://www.proza.ru/2016/01/03/429