Мотоцикл Восход

Александр Кучуро
                Покупка любой техники уже само собой радостное событие, приобретение нового велосипеда в местном магазине событие уличного значения.

              С кокой гордостью ведёшь велосипед по улице, ещё в заводской смазке, где только  руль закрепили в нормальном положении, так удобнее управлять велосипедом.

          И с гордостью посматриваешь по сторонам, здороваясь с сидящими на лавочках бабулями и за редким исключением дедулями, сверстники провожают удивлёнными глазами и широкой улыбкой на лице.

             А здесь грандиозное событие для нашего края улицы, Павел купил мотоцикл также в нашем магазине, когда я вышел из калитки на улицу, то Пашка  заталкивал новенький «Восход» во двор.

             Как тут не побежать и не поглазеть, не каждый день у нас на улице покупаются мотоциклы.


          У южных окон сенцев хаты стоял на подножке мотоцикл, на котором ещё муха не сидела.

              Вокруг него была деловая суета, для начала требовалось снять смазку, мне тоже хотелось помогать снимать ветошью смазку, но кто разрешит и позволит в таком деликатном деле, Пашка за всем присматривал с явной ревностью, вон Петьке сделал замечание, что тот не так усердно протирает глушители.

              Хорошо, что позволили за всем этим наблюдать со стороны.

             В этот остаток дня всё внимание уделили мотоциклу, казалось, что всю смазку сняли, Пашка отходил в сторону, внимательно осматривал его, затем замечал небольшое пятнышко, подходил,  тщательно вытирал, снова отходил, прохаживался вокруг, выискивая мельчайшие недостатки.

             Я ушёл домой, чтобы сообщить родителям и брату о новой новости, а вокруг мотоцикла продолжалась деловая суета.

              Перед вечером следующего дня услышал на улице натруженный рёв двигателя мотоцикла, я сразу понял, что это у двора Пашки, решил выглянуть.

           То, что я увидел, не сразу понял, что происходит, пацаны с нашего края сидели на лавочке, а Павел на «Восходе» упёршись передним колесом в старую толстую акацию, как мне казалось, пытался её свалить.

               Я шёл вдоль дворов,  наблюдая за происходящим, Пашка медленно отпуская муфту, прибавлял обороты двигателю, который из глушителей дымил белым густым дымом.

             Акация не давала мотоциклу сдвинуться  места, заднее колесо начинало рывками прокручиваться, выбрасывая горстями землю далеко назад.

           Когда я разинув рот от любопытства, обходил трещащий  мотоцикл в нескольких метрах сзади него, едва не попал под порцию вылетающей из под заднего колеса порции земли, чем вызвал щедрые улыбки на лицах товарищей.

           С прибавлением оборотов  мотоцикл начинал подпрыгивать, словно в лихорадке, Павел убавлял обороты и выжимал муфту, затем процедура повторялась.

           Я подошёл к пацанам на лавочке, поинтересовался:
                - Что это Пашка делает?

                - Мотоцикл обкатывает.
 
                - Мотоцикл обкатывает?
              Я был удивлён необычным способом обкатки, наверно чего - то я ещё не знал, в этом мире столько необычного, о чём я ещё не только не знаю, но даже не подозреваю.

          Раз так Пашка делает, значит, точно знает, как правильно обкатать мотоцикл.

            Тем более это его техника, а разве он станет делать худое для себя, конечно же нет, ведь не сам это придумал, кто то из опытных мотористов  дал  дельный совет.

                Что удивительно, через много лет, когда у меня был не только мощный мотоцикл, но и личный автомобиль.
              Как вдруг за одним застольем, когда был в хуторе в гостях, услышал дельный совет, как правильно обкатать новую технику.
               Вот в такой точности, что я видел в этот день у двора Павла, мне рассказали на полном серьёзе точь в точь такой народный метод, а ведь давно прошла эпоха  полнейшего невежества и глупости, а может вначале девяностых,  они вернулись обратно.

             Пашка упирал переднее колесо своего «Восхода» в дерево, продолжал в максимальной нагрузке обкатывать мотоцикл, когда от глушителей возле цилиндра начинал идти дым, двигателю давал передышку, чтобы не перегреть, как он объяснял нам.

                Таких подходов было несколько, даже когда стемнело, при свете фары, продолжалась активная обкатка мотоцикла.

              С увеличением оборотов  свет фары горел ярче, освещая стену хаты, часть забора и лавочки с пацанами, тень от дерева расходилась шириной к верху, прикрывая часть лавочки, а за тенью лучи света освещали часть соседской хаты, забор и ещё один двор.

            Такая необычная обкатка завершилась через несколько дней.

          В первое время с мотоциклом обходились бережно, ездил Пашка на работу и по разным делам, а затем купаясь на шлюзу, в один из дней лета, естественно слегка под действием винных паров, расхваливая скоростные способности мотоцикла, на спор решил перепрыгнуть с одного берега на другой.

          Хороший разгон от горы, набор максимальной скорости, отрыв от бетонного берега, полёт над водой.

                Итогом спора, стал утонувший в шлюзу мотоцикл, который пришлось вытаскивать всей компанией.

             Если Пашка ездил по улице спокойно, то Петька взяв мотоцикл брата, выжимал из него максимальные обороты.

             Дважды мне удалось видеть его лихую езду на «Восходе», когда дожидался у магазина хлебовозку из района.

          Вначале послышался рев мотоцикла по улице, затем появился мотоцикл за рулём сидел Петька, сзади Игорь, у магазина стояло два столба с трансформатором посередине, вот за этим трансформатором, дорога с улицы, поворачивала под девяносто градусов к конторе на второй улице.

              Петька, не сбавляя оборотов двигателю, пытается повернуть, но тут одно обстоятельства за поворотом дороги стоял ещё один столб, это отдельная линия трёхфазного напряжения идущего за хутор, а оттуда через балку, на ферму «Большевика».

             Петька понимает скорость довольно большая, резко повернуть не удастся, можно врезаться в столб, решил повернуть за столбом, но большая скорость уносит его к новому извозу, где в те времена были довольно высокие обрывы.

             Большая удача, ему удаётся проехать на мотоцикле у самого края и не свалиться вниз.

            Не сбавляя скорости, Петька с  Игорем помчались дальше по дороге.



           После этого случая Игорь мне рассказывал о своих ощущениях, не жалея хулительных слов в адрес Петьки, если коротко об этом, то это примерно так:
                - С эти дураком я больше никогда не сяду покататься.

                Я очень хорошо запомнил и внял словам товарища, когда Петька мне предложил прокатиться с ним на мотоцикле, я отказался на отрез, я не любитель острых ощущений.

             Ещё раз мне удалось увидеть, его коронный поворот у магазина и во второй, раз теперь он был один на мотоцикле, едва не свалился с обрыва, стоящие за хлебом бабули, видя лихо проскочившего  мотоциклиста, осуждающе говорили:
                - Свернёт он себе, рано или поздно шею.

            Слова практически пророческие, ночью гоняя с моим братом по местным дорогам, решили съездить в соседний хутор, если кто помнит, там под дорогой у хутора Широкого для полива огородов были протоки для воды с бетонными невысокими тумбами по краям.

           Вот в одну такую тумбу на средней улице и врезались передним колесом, от резкой остановки сидаков и мотоцикл выбросило в обочину.

       Обошлись не большими травмами и капитальным ремонтом мотоцикла.

           Мотоцикл после этого долго простоял в ремонте, затем закончился сезон для езды на мотоциклах, а на следующий год всё примерно повторилось, как в день сурка.


02 янв 2016 г.