Моя Атлантида. 10. Аркаим

Валерий Федин 3
      10. Сказка об индоевропейцах и Аркаим
Именно этой части аратаев-ариев с Русской равнины надо поставить в заслугу создание ведической культуры, которая тоже будто бы вдруг и тоже будто бы на пустом месте возникла в Индии во II-м тысячелетии до н.э. В великом произведении  ведической Индии «Ригведе» и в древнеиранском эпосе «Авесте» говорится о приходе в черную Индию с далекого севера могучего народа со светлой кожей и русыми, «льняными» волосами. Этот народ назывался ариями, арьями, арийцами, и шел он в жаркую Индию через верховья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, через иранские земли, шел долго, почти 500 лет. По ведической легенде этих пришельцев возглавлял некий вождь Рама, - единственный светловолосый Бог в ведическом пантеоне. Совершенно неожиданно эти древние легенды трехтысячелетней давности получили подтверждение во второй половине XX-го века.
      В 1987-м году на юге Челябинской области в верховьях реки Урала, на его притоке Большая Караганка по очередному пятилетнему плану для орошения засушливых степей планировалось устроить большое водохранилище. Уральские археологи организовали экспедицию в местность, подлежащую затоплению. Такие исследования  в СССР проводились регулярно в районах будущих водохранилищ, - дабы не затопить что-нибудь исторически ценное. А в данном случае, с будущим Караганкским водохранилищем, у археологов имелись серьезные основания для изысканий.
      Еще в 1952 году аэрофотосъемка показала наличие в южно-уральской степи странных кольцеобразных объектов явно искусственного происхождения. Таких объектов  насчитывалось немало, позднее эти кольцевые рельефы неоднократно фотографировали со спутников. В 1968 году археологическая экспедиция УрГУ им. Свердлова на одном из таких мест, на берегу реки Синташта, притоке Тобола, в Брединском районе Челябинской области провела пробные раскопки и обнаружила остатки очень древнего поселения. Затем здесь работала Урало-Казахстанская археологическая экспедиция под руководством В.Ф.Генина и Г.Б.Здановича. Археологи обнаружили несколько уникальных объектов.
      Главное из них - укрепленное поселение кольцеобразной формы диаметром около 130 метров. Оно оказалось сильно разрушено паводками, от него уцелела лишь половина, остальное давно сползло в реку, и вода унесла бесценный археологический материал. Это поселение назвали Синташта-1. Неподалеку от него археологи раскопали Большой Синташтинский курган с захоронениями, еще один могильник поменьше, второй курган и малый могильник. 
      Здесь располагалось крупное и очень древнее сооружение, окруженное кольцевой стеной и примыкающим к нему изнутри сплошным кольцом жилых строений, 2-х и даже 3-х этажных. Эта кольцевая стена строились из бревенчатых срубов, заполненных изнутри грунтом или сырцовым кирпичом. Внешняя сторона кольцевой стены в Синташте засыпана грунтом и облицована сырцовым и даже обожженным кирпичом. Перед внешней кольцевой стеной сохранились остатки глубокого и широкого рва.
      В Большом кургане нашли около 40 погребений, в малом - 9. Неведомые обитатели южно-уральской степи укладывали покойников на боку, в положении бегуна, вместе с усопшими клали предметы обихода. В погребениях сохранились остатки узорной тканой одежды, множество литых бронзовых украшений в виде подвесок, браслетов и ожерелий, несколько женских статуэток, скелеты лошадей, много глиняной керамики с искусным рельефным орнаментом. В могилах археологи нашли немало бронзового оружия: палиц, массивных копьев, боевых бронзовых топоров. Множество каменных и бронзовых наконечников стрел доказывает, что жители Синташты давно освоили луки. Здесь же найдено много деревянных, костяных и бронзовых пластин, - возможно, это остатки лат или щитов. 
      В орнаменте преобладало изображение свастики, причем, свастики «правильной», символизирующей солнечный свет и созидание. Археологи к тому времени уже установили, что свастика – древний русский символ. «Правильная» свастика с лучами, изломанными «по часовой стрелке», а точнее, по ходу Солнца, означала стилизованное солнце. Кстати, германские фашисты в качестве своего арийского символа тоже выбрали свастику, но свастику «неправильную», обратную, символизирующую темные силы зла и разрушения. Почему они это сделали, - неизвестно.
      Одним из открытий Синташты оказались остатки боевых двухколесных колесниц, рассчитанных на пару скакунов. До этого считалось, что боевые колесницы впервые появились в Передней Азии на рубеже II – I-го тысячелетий до нашей эры, в Ассирии или Вавилоне. По анализу костей лошади археологи установили примерный возраст этого древнего поселения, - 27-22-й век до нашей эры. То-есть, здесь, в древней Челябе, четыре с половиной тысячи лет назад существовала высокоразвитая бронзовая культура, ранее неизвестная науке! Здесь, в Синташте, в III-м тысячелетии до нашей эры люди уже умели обжигать кирпич, - на тысячу лет раньше шумеров! Здесь, в Синташте, люди применяли боевые колесницы - на тысячу лет раньше вавилонян, ассирийцев и египтян!
Советским археологам ударить бы в литавры и вострубить в фанфары. Это же величайшее открытие мировой археологии! Бронзовая культура в России, причем, старше Трои и ровесница как минимум начала Среднего Царства в долине Нила! Старше знаменитого Шумера! С обожженным кирпичом и с боевыми колесницами! Настоящая сенсация в истории человечества!
      Но сенсации не получилось. Возможно, археологи сами не поверили своему открытию, не поверили результатам анализов. А возможно, над ними довлело общепринятое убеждение, что в России ничего древнего быть не может. «Древняя» Русь началась в 862-м году нашей эры, и раньше этого времени тут никогда ничего культурного не было и быть не могло. Археологи назвали обнаруженную ими культуру Синташтинской, а обитавший здесь народ отнесли к искусственному образованию «индоиранского этноса». Тем дело и ограничилось.
      Для всего цивилизованного мира это сенсационное открытие прошло незамеченным. Даже то, что в могильнике Синташты обнаружены древнейшие в мире колесницы, на тысячу лет старше вавилонских и ассирийских, не произвело никакого впечатления на ученый Запад. Древнейшим сооружением человеческих рук в Европе по-прежнему остался Стоунхендж в Британии, который несколько уступал по возрасту Синташте. Западные специалисты будто договорились забыть о какой-то подозрительной Синташте в полудикой России. В СССР тоже быстро забыли о Синташте, и новых раскопок в этой местности больше не велось. О Костёнках, Триполье и о Русском Севере мировая и советская археология тоже не вспоминала.
      И вот в 1987-м году работники Челябинского краеведческого музея провели пробные раскопки у реки Большая Караганка, где вскоре должны заплескаться волны нового водохранилища. Первые же находки показали изумленным краеведам, что они обнаружили сооружение немыслимой древности. К работам подключилась Урало-Казахстанская экспедиция под руководством Г.Б.Здановича. За полевой сезон 1987-го года археологи вскрыли новый кольцевой город и несколько могильников. Радиоуглеродный метод показал возраст нового городища минимум в 3,5 тысячи лет.
       Только теперь археологи осознали значение своей находки. Они назвали обнаруженное становище Аркаимом, по заброшенному башкирскому селу Аркаим, которое располагалось неподалеку отсюда. Язык меняется  медленнее, чем народ, который говорил на нем, и местные жители называли эту местность и небольшую сопку Аркаимом.
      Отведенный на раскопки срок заканчивался, вот-вот должно начаться затопление долины. И тут надо отдать должное археологам и особенно Г.Б.Здановичу. Они принялись спасать уникальное городище. Трудно представить, какие препятствия им пришлось преодолеть, но они совершили еще более невероятное, чем открытие древней цивилизации на территории России. Они добились сначала продления сроков раскопок, а потом и полного прекращения работ по затоплению долины Большой Караганки.
      Им «помогло» то, что в конце 1991-го года СССР развалился, а правителям новой суверенной России было глубоко наплевать на какие-то там глиняные черепки в Челябинской области. Финансирование раскопок Аркаима прекратилось, но археологи сумели добиться объявления всего района странных кольцевых образований заповедником. Заповедный район расположен на восточном склоне Южного Урала, он охватывает юго-восточную часть Челябинской области, восток Оренбургской области, север Казахстана. Эту территорию протяженностью с востока на запад в 150 и с юга на север в 350 километров археологи назвали Страной Городов. Всего здесь обнаружено 19 однотипных поселений все той же четырехтысячелетней давности, а также несколько могильников и отдельных могил. Большинство древних поселений имеют кольцевую форму внешнего вала, часть – овальную, а некоторые – квадратную.
      Кроме Синташты и Аркаима раскопки велись в Берсауте и в поселении Ольгино. Эти древние города имеют тот же возраст, как Синташта и Аркаим, и построены по тому же плану. Берсаут имеет кольцевую форму, поселение Ольгино в плане образует квадрат площадью 400 квадратных метров. Оно расположено на реке Карагайлы-Ахт, местные жители давно прозвали это древнее сооружение Каменным Амбаром или Ольгиным городищем. Это городище тоже обнесено стеной со рвом перед ней, ширина рва до 5 метров, глубина его 2-3 метра. 
      По радиоуглеродному анализу возраст Аркаима оценивается в 3600-3900 лет, это 17-й – 20-й века до нашей эры, время Среднего Царства в долине Нила. Сам по себе такой возраст сразу двух десятков поселений на территории России полностью переворачивает все официальные представления об истории Древней Руси. Но точный возраст Аркаима не установлен.
      Специалисты пытаются использовать для датировки древних находок, кроме радиоуглеродного, аргоновый метод, метод изотопа хлора-36 и др. Иногда разница в возрасте по различным методам оказывается удивительной. Так, английский профессор Бауэн попытался применить метод Cl-36 к Стоунхенджу и дико удивился результату. Вместо четырех тысяч лет возраст Стоунхенджа по «хлорному методу» оказался 14 тысяч лет! Так что и в случае Аркаима нас могут ждать удивительные открытия.
      Профессор К.К.Быструшкин провел исследования возраста Аркаима «астрономическим» методом, - по прецессии земной оси. Он сложнейшими расчетами определил, что возраст Аркаима не менее 4800 лет, то есть, он существовал как минимум в 28-м веке до нашей эры, а это время Древнего Царства в долине Нила, когда еще ни о каких пирамидах древние египтяне не помышляли. Сейчас общепринятый, а значит, осторожно оцененный возраст Аркаима – рубеж III-го и II-го тысячелетий до нашей эры, то есть, это поселение имеет возраст минимум четыре тысячи лет. Это тот же период, когда «вдруг» исчезла Трипольская культура.
      Некоторые археологи относят Аркаим к рубежу IV-III-го тысячелетий до нашей эры. Но дело не в абсолютном возрасте Аркаима и всей Страны Городов, оставим уточнение их возраста специалистам, а пока согласимся, что даже 17-й век до нашей эры – это очень солидный возраст по сравнению с 862-м годом, когда, якобы возникла Русь. Если же отнести время существования Аркаима к рубежу IV-III-го тысячелетий до нашей эры, то это более чем на тысячу лет раньше возникновения Древней Эллады и Древнего Рима.
      Внешняя стена Аркаима – это кольцо диаметром 143-145 метров. Она построена из бревенчатых срубов, заполненных изнутри и обвалованных снаружи местным грунтом. Срубы ставились в два-три этажа друг на друга. Грунт для засыпки срубов и всей стены брали у внешнего подножья стены, и здесь образовался глубокий и широкий кольцевой ров. В паводок этот ров заполнялся водой, в засушливое лето он пересыхал. Высота внешней стены даже сейчас достигает 5,5 метра, толщина стен у основания – от трех до пяти метров.
      Внешняя стена имеет 4 входа, или ворот. которые устроены с большим коварством, у каждых ворот в стене находятся тупиковые ловушки и лабиринты, среди которых трудно распознать настоящий вход. В самой стене археологи обнаружили ниши, множество помещений и запутанных переходов. Над каждым входом древние строители поставили бревенчатую четырехгранную башню.
Изнутри к стене плотно примыкают, вроде долек апельсина, одноэтажные жилые помещения трапециевидной формы. Длина помещений от входа до стены составляет 20 метров, средняя ширина  - 6 метров. По крепкой бревенчатой сплошной крыше жилищ проходила широкая дорога, где под прикрытием высокой внешней стены могла проехать боевая пароконная колесница. Крыши всех жилищ перекрыты бревнами-кругляками и плахами, то есть, бревнами, расколотыми вдоль на две половинки. Распиливать бревна на доски аркаимцы еще не умели. Все жилища имели по одному выходу на внутреннюю кольцевую улицу с бревенчатой «мостовой».
      Каждое жилище состояло их двух помещений. Помещение возле входа служило для хозяйственных целей. Здесь находилась большая глиняная печь, глубокий колодец и яма-погреб со сводчатым потолком и вентиляционной трубой.  Из колодца проходили два трубообразных туннеля, - к печи и в хранилище. В заднем помещении, примыкавшем к кольцевой стене, находились небольшие жилые комнаты, видимо, для отдельных семей. В крыше каждого жилого помещения находилось «окно», - отверстие для освещения и вентиляции. Специалисты считают, что в каждом таком помещении могли жить одновременно до 50 человек. Всего к внешней стене примыкают 35 жилищ.
      Из этих жилищ обитатели попадали на бревенчатую кольцевую улицу города, огибавшую внутреннюю кольцевую стену укрепления. Под улицей находился кольцевой ров глубиной до 2-х метров, он подземными земляными тоннелями соединялся с внешним рвом и, скорее всего, служил для ливневой канализации. Из каждого жилища в этот ров тоже вели сливные стоки.
      От центра города кольцевую бревенчатую улицу Аркаима отделяла сплошная кольцевая внутренняя крепостная стена диаметром около 85 метров. Она была еще более высокой, чем внешняя, высота ее доходила до 7 метров, а ширина у основания – 3-4 метра. Конструкция этой стены такая же, как и внешней: несколько этажей бревенчатых срубов, заполненных и обвалованных грунтом и сырцовыми кирпичами из грунта, соломы и навоза.
      Изнутри, от центра города, к этой стене плотно примыкало кольцо из 25 жилых помещений того же устройства, как и примыкавшие к внешней стене. Кольцо этих жилищ окаймляло внутреннюю округлую площадь размером 25 на 27 метров. В центре площади находилось нечто вроде храма или цитадели высотой до 9 метров, с основанием 72 квадратных метра (8х9м), похожее на многоступенчатую пирамиду-зиккурат.
      Внутренняя стена имела единственный проход с юго-восточной стороны от кольцевой улицы к центральной площади. Надо отметить интересную особенность, которая через тысячи лет стала обязательной при строительстве крепостей во всем мире. Если войти в Аркаим через главные ворота, то впереди у вас окажется глухая кольцевая внутренняя стена, справа – тоже глухая поперечная стена, перегораживающая внутреннюю улицу. Чтобы попасть на центральную площадь, вошедшему остается один путь, - налево по бревенчатой улице вокруг всей высокой кольцевой внутренней стены. Вход на центральную площадь находится на другом конце этой кольцевой улицы, причем, стена всегда оказывается с правой стороны от вошедшего, и будет мешать ему замахиваться мечом. Строители Аркаима уже 4000 лет назад прекрасно разбирались в фортификации, знали, что такое осада крепостей и их оборона.
      Собственно археологических находок в Аркаиме оказалось на удивление немного, возможно, он был не самым богатым городом Страны Городов. При раскопках обнаружены несколько бронзовых ножей, мелкие женские украшения из бронзы и кожи, довольно много наконечников стрел, в основном, кремневых, и большое количество глиняной керамики. На дне колодцев в жилых помещениях оказалось немало обожженных коровьих и лошадиных костей.
      Керамика Аркаима обильно украшена искусным орнаментом с преобладанием рунических и свастических изображений. Руническими археологи считают изображения «рун», - предшественников букв. Почти на каждое керамическое изделие нанесен орнамент из «правильной» свастики. Специалисты считают, что в Аркаиме орнамент наносился на керамику путем обматывания сырых глиняных изделий бечевкой или узорчатой плетеной тканью перед обжигом.
      В могильниках найдено много мелких предметов, но аркаимцы не баловали своих покойников богатыми дарами. В захоронениях археологи нашли все те же мелкие украшения из бронзы и кожи, керамику, остатки довольно богато украшенной или узорчатой одежды, бронзовые ножи. Бронзовые украшения изготавливались литьем и отличались искусным узором и руническими символами.
      Скульптор А.И Нечвалова реставрировала внешний облик нескольких аркаимцев. Они оказались людьми вполне современной европейской внешности, с четко очерченным русским профилем, с прямым небольшим носом, с высоким лбом, с «волевым» округлым подбородком. Таких людей можно встретить в любом уголке России. Особенно сильное впечатление производит реконструированное изображение девушки возраста 19-21 года. Мне эта девушка показалось настоящей русской красавицей без малейшего намека на монголоидную скуластость, семитскую горбоносость, японо-китайскую узкоглазость или негритянскую толстогубость. У нее одухотворенное лицо, высокий прямой лоб, небольшой прямой носик, красивый округлый подбородок, темно-русые волосы цвета небеленого льна. Аркаимцы были красивым народом. 
      Среди захоронений не обнаружено пышных, роскошных могил правителей или вождей. Это говорит о некоем социальном равенстве в Аркаиме и во всей Стране Городов. А общество было немалым, археологи подсчитали, что в Аркаиме одновременно могли проживать около 2,5 тысяч человек, а  во всей Страны Городов - 40-50 тысяч человек. Однако никаких сведений о социальном устройстве жителей Аркаима у нас нет, можно лишь предполагать, что здесь не было ни тиранов, ни рабов.
      Раскопки в Стране Городов идут медленно и трудно, К.К.Быструшкин жаловался, что археологи разбегаются отсюда. Одни уходят по материальным причинам, но большинство специалистов отказываются здесь работать по «идейным» соображениям. Аркаим – сплетение неразрешимых загадок, и попытка решать любую из них неизбежно приводит к необходимости радикального пересмотра всей древней истории человечества. А на это решаются не все.   
Российские правители не находят средств для проведения здесь крупномасштабных работ. В Аркаиме побывал наш Президент. Он ахал, охал, удивлялся, восхищался, - тем дело и кончилось, воз и ныне там. В России средств для раскопок уникального археологического памятника нет. Кольцевое поселение Ольгино «копают» археологи из Германии, Англии и США. И тут имеет место небывалое для нашего просвещенного времени явление. Все археологические находки из поселения Ольгино эти иноземцы увозят в свои страны!
      Такое происходило в XIX–м веке. Европейцы относились к странам, в которых обнаруживались древние поселения, как к своим бесправным колониям и все находки увозили с собой. Но теперь времена изменились. Международное право считает все археологические находки, - от глиняных черепков до золотой маски фараона, - собственностью государства, на территории которого ведутся раскопки. Знаменитый Жак Ив Кусто при исследовании древней минойской культуры подробно, хотя и с понятной грустью описывал, как правительство современной Греции разрешило ему вести археологические исследования лишь при жестком, непреклонном  условии: все найденное принадлежит народу Греции. Без всякого исключения! То же самое испытывал не менее знаменитый Тур Хейердал в середине XX-го века при исследовании острова Пасхи с его загадочными статуями. Чилийское правительство потребовало от Хейердала сдавать любые археологические находки представителю правительства Чили. В наши дни это правило соблюдается всеми странами и всеми археологами безукоснительно.
      Но есть одно чудовищное исключение. Правительство суверенной России разрешило иностранным археологам вести раскопки на территории России, в Стране Городов без всяких условий. Хватай, ребята, что ухватите! Тащите находки четырехтысячелетней давности в свои цивилизованные страны! Нам, россиянским правителям, этот удивительный памятник древней русской цивилизации и всемирной истории не нужен!
      Удивительно, что в России наука и СМИ молчат об Аркаиме, так же, как они молчат о трипольцах, о Сунгири, о мегалитических сооружениях на русском Севере, о костёнковцах. Россияне ездят в Грецию, в Италию, в Египет, восхищаются древними памятниками. И никому из них невдомек, что в России существуют еще более удивительные памятники еще более далекой древности.
      А когда молчит наука, начинает говорить невежество и его родное дитя – темное суеверие. Об Аркаиме написано и наговорено столько всевозможной сакрально-мистической белиберды, что сквозь потоки идиотских измышлений почти невозможно разглядеть истину. Если Читатель попытается хотя бы бегло порыться в Интернете, то изумление и крепкие эмоции ему гарантированы.