Образ врага

Зуев Андрей Яковлевич
ОБРАЗ ВРАГА (Доктор-психотерапевт   Зуев   Андрей   Яковлевич  с размышлениями о том, кто самый страшный человеку враг)
Поделиться…


 
Фото: kprf.perm.ru

 В средствах массовой информации часто высказывается мысль о том, что образ врага необходим, чтобы в трудные периоды жизни государства и общества с его помощью сплотить массы людей под началом единой воли. Конечно, в этом утверждении есть правда, но, мне думается, не вся правда. Он может быть использован и в качестве «громоотвода», когда один враг, спасая себя, жертвует своим противником в жестокой конкурентной борьбе. Возможны и другие варианты.  Надо бы разобраться в том, кто есть враг. Враг – это КТО или ЧТО? А может и КТО, и ЧТО одновременно?

 Поскольку дело касается СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (индивидуальной и коллективной), было бы  логично рассматривать образ врага как НЕЧТО ТАКОЕ, что препятствует высокому качеству ЖИЗНИ со СМЫСЛОМ, стесняет её в своей свободе или разрушает её.  В таком определении ОБРАЗ ВРАГА представляется очень объёмным, всеобщим, но ещё недостаточно конкретным.  Действительный ОБРАЗ ВРАГА, то есть, истинный, конкретный, проявляющий себя в действии, возникает тогда, когда человек становится субъектом и объектом объективного противоречия. Кроме того, образ врага и сущность врага – не одно и то же. Понятие не всегда соответствует объекту, как и объект понятию.

 Имея в виду научный подход, было бы вернее рассмотреть зарождение образа врага в движении от мнения (понятия) к знанию, истине и сущности, от «ВСЕОБЩЕГО» (в значении понятия абстрактного, поскольку "ВСЕОБЩЕЕ" может быть моментом понятия конкретного) к «КОНКРЕТНОМУ», к такому конкретному, которое включает в себя всеобщее.  Оно, это «ВСЕОБЩЕЕ», начинается с объективной тенденции «УЩЕРБА ДЛЯ БЫТИЯ». С ней ничего поделать нельзя. Она есть всегда и во всём. Всё преходяще. Всё разрушается, чтобы появиться вновь. Этот «враг» вечен и неистребим, но это, однако, не означает, что он неодолим.

 Недостаточно совершенное человеческое сознание (огромный ущерб для БЫТИЯ)  в фокусе своего внимания удерживает относительно небольшое количество «негативных» процессов, происходящих в мышлении, природе и обществе. К тому же, часть событий никак не зависит от проявления субъективной воли.  Следовательно, в жизни человека и общества присутствует элемент непредсказуемости или изначальной предопределённости, которая обусловлена влиянием неосознанных или непреодолимых «злых» материальных сил.

 «Вихри враждебные веют над нами,

 Тёмные силы нас злобно гнетут.

 В бой роковой мы вступили с врагами,

 Нас ещё судьбы безвестные ждут…»

 Однако движению «от БЫТИЯ к НИЧТО» можно  сознательно противопоставить и усилить  другую объективную тенденцию – тенденцию движения с «ПРЕИМУЩЕСТВОМ ДЛЯ БЫТИЯ» («от НИЧТО к БЫТИЮ»). Таким преимуществом является  активная жизненная позиция  человека, который «господствует над обстоятельствами со знанием дела».  Один «враг» нам уже известен. Мы теперь знаем как нейтрализовать и победить его. Только надо помнить, что  победа эта даётся не раз навсегда, а обеспечивается бесконечной борьбой и постоянным трудом.

 Активная жизненная позиция – феномен психофизиологический, поскольку сознание человека имеет материальную основу.  ПОТОК СОЗНАНИЯ определяется рефлекторными механизмами мозга, которые, в итоге, формируют ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ ДОМИНАНТУ, порождающую волевой процесс и волевой акт.

 Известно, что условные рефлексы, которые появляются при обучении, базируются на рефлексах безусловных. Поддержание их максимальной работоспособности требует постоянного подкрепления и тренировки, то есть, учения и самостоятельного размышления.  Так происходит «КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ» идей и убеждений, в результате чего укрепляется ВОЛЯ, приобретающая определённую направленность – ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ «с преимуществом для бытия»  .

 Высокому качеству жизни препятствует отсутствие Социального Идеала и Смысла Жизни.  Если в голове человека по каким-то причинам нет хорошей, правильной мысли, то в сознании, которое не терпит пустоты, обязательно объявится мысль похуже.  Лучшее – враг «хорошего».  Это утверждение касается и общественного сознания. Если в нём нет прогрессивной (коммунистической) идеологии социальной справедливости, в нём обязательно утвердится идеология (буржуазная) эксплуатации человека человеком.

 Всегда существовало только две идеологии:  идеология труда и созидания, а также, идеология несправедливого потребления и обманного перераспределения результатов труда. Тринадцатая статья действующей Конституции РФ, запрещающая государственную идеологию, на самом деле не соответствует действительности, а противоречит ей, поскольку по факту не препятствует распространению, утверждению буржуазной идеологии, которая, по-сути, и является государственной.Эта статья Конституции направлена, по умолчанию,против любой другой идеологии кроме буржуазной. Она яляется примером лжи,лицемерия или глупости людей, преступным путём захвативших власть.

 Современное человечество на долгое время стало заложником, субъектом и объектом,  противоречия между трудом и капиталом.  Будучи всё ещё неразрешённым практически – ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ КОМПРОМИССОМ, оно, развиваясь, достигло степени антагонизма и конфронтации, порождая фашизм, расизм, религиозную и социальную рознь.  Противоречивое СТАНОВЛЕНИЕ общественного бытия повлекло за собой многочисленные человеческие жертвы, массовую гибель людей, которых «ПЕРЕЕХАЛО КОЛЕСО ИСТОРИИ».

 Помимо своей воли, по причинам объективным и субъективным, люди часто вовлекаются в события, которые делают их врагами.  Образ врага – категория, безусловно, трагическая. В социальной форме движения материи она проявляется в виде человеческом. Человек, с одной стороны, является объектом воздействия, манипулирования и насилия со стороны «тёмных сил», с другой стороны, он сам, нередко, обнаруживает разрушительную субъективную волю, порождающую движение, направление которого противоположно развитию общества.

 Как видно, ОБРАЗ ВРАГА имеет всеобщую и классовую природу  . Что же представляет собой действительный классовый враг? – Это человек, выражающий эгоистические интересы. Современная сущность его – капитализм, империализм и глобализм.  По отношению к личности, обществу, враг может быть внешним и внутренним. Враг силён потому, что он везде: и внутри и снаружи.  Он выражается в классовом эгоизме, бюрократизме, мафиозном бандитизме, религиозном фанатизме и терроризме.

 Он же незримо перетекает вовнутрь каждого человека, проявляясь в виде глупости и невежества.  Вездесущий враг надёжно обосновался на всех уровнях социальной жизни: в коллективном и индивидуальном, в социальном и биологическом, обнаруживается на уровне психологическом, экономическом, политическом, геополитическом и идеологическом.

 СТРАШНОЕ «ЧУДО» ВОВСЕ НИОТКУДА

 На Земле возникло «ЧУДО»,
 Оно явилось ниоткуда.
 Казалось, это просто шутка,
 Оно возникло на минутку.
 С годами сделалось взрослей,
 К несчастию, грубей и злей.
 Оно заставило «ТВОРЦА»
 Страдать и плакать без конца.
 Ни разу самый страшный враг
 Не показал себя никак.
 Он так и не открыл лица
 Разрушив изнутри «ТВОРЦА».
 Не догадаетесь вовек,
 Что «ЧУДО ЭТО» – человек.
 ( Автор А.Я. Зуев)

 Человек – Творец и Разрушитель своего Счастья.  Каждый человек лепит свою Судьбу, своё Счастье своими собственными руками в соответствии с тем Смыслом, который он в состоянии вложить в эти важные понятия. Здесь сам человек выступает в роли Творца, Творца своей жизни, своей судьбы, своего Счастья.

 Точно так же, в соответствии с главными законами бытия (законами диалектики), он может разрушить свою судьбу, сделать себя несчастным.  От глупости и невежества самый страшный враг человеку – сам себе человек и есть.  Главная причина такой печальной действительности – изначальная ограниченность человеческого сознания, порождающая ошибки, иллюзии, заблуждения.

 Человек, как и всё в этом мире, явление противоречивое.  Жизнь человеческую (и весь окружающий мир тоже) нельзя объяснить, понять и принять исходя из упрощённой житейской логики: чёрное или белое, хорошее или плохое, правильное или неправильное.  Для решения огромного большинства жизненных задач и проблем необходим иной уровень мышления – диалектическая логика.

 Отсутствие такого мышления, саногенного мышления (мышления рождающего здоровье), идеологии счастливой жизни и здорового образа жизни приводит человека к трагедии.  Пьянство, курение, наркомания и ещё много чего, является прямым следствием неправильного мышления – «слабоумия без слабоумия» («доклинического» слабоумия»).

 Творец – разрушитель (человек) может творить и разрушать, любить и ненавидеть одновременно. Он часто порождает идеи и вещи, убивающие природу и его самого. Вот какое оно – страшное «чудо вовсе ниоткуда».  Мир «ВЕЩЕЙ» противоречив изначально. Это обстоятельство – фундаментальный закон мироздания.  Никто не может его отменить или изменить. Нам остаётся только одно – покорно склонить голову,  осознанно подчинившись необходимости.  Это тот исключительный случай, когда насилие (необходимость) порождает свободу.

 ПРИТЧА ОБ ЭЙНШТЕЙНЕ

 Когда Эйнштейн умер, он попал в Рай. Его призвал к себе Господь и похвалил за праведные дела, за трудолюбие, выразил восхищение его талантом. «Ты гений» – сказал Господь. «Я знаю» – скромно ответил Эйнштейн. «Я хочу наградить тебя за достойную жизнь и готов выполнить любое твоё желание» – предложил Эйнштейну Господь. Эйнштейн принял предложение и попросил Господа написать ВСЕОБЩУЮ ФОРМУЛУ УСТРОЙСТВА МИРА. Всевышний согласился, долго что-то писал и, наконец, отдал написанное Великому физику. Эйнштейн вчитался в «ФОРМУЛУ» и, вдруг, с изумлением, воскликнул:  «Господи, здесь так много ошибок и противоречий!». «Ну и что?» – улыбнувшись,ответил Господь.

 Самый верный способ выявления сущности действительного врага – это осознание формы внутреннего самодвижения содержания социального бытия.  Самодвижение имеет только одну первопричину – объективное противоречие, субъектом и объектом которого становится человек.

 Существует достаточно стройная, в первом приближении, система взглядов, обслуживающая эгоистические классовые интересы – буржуазная идеология. На самом деле, она густо замешана на лжи, которая проникла во все поры капиталистического общества, порождая контрреволюцию в отношении  неодолимой тенденции  дальнейшего развития современного человечества.  Этот враг коварен, опасен и силён, поскольку умело и сознательно использует многочисленные противоречия общественного бытия, манипулируя сознанием и поведением множества людей, обрекая их на страдания, нищету и смерть.

 Таким образом, конкретному человеку историей, чаще всего, отведена роль трагическая. Отказаться от неё, затаиться, спрятаться, переждать опасности жизни нет никакой возможности.  Единственно верный путь, позволяющий избежать неминуемой беды (поражения) – это сознательное участие в борьбе за выживание.  «Никто не даст нам избавления, ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобождения своею собственной рукой».

 Попробуем подвести промежуточный итог перечислением критериев, по которым безошибочно определяется сущность действительного врага и формируется его истинный образ.
1. Враг – человек или очеловеченный образ, осознанных и неосознанных материальных сил, которые вольно или невольно становятся причиной снижения качества социальной жизни или разрушения её.
2. Враг – объект и субъект объективного противоречия, неразрешённого диалектическим компромиссом и, потому, дозревшего до состояния конфронтации и антагонизма – непримиримого противоречия.
3. Враг – глупый, невежественный или заблуждающийся (обманутый) человек, лишённый Смысла Жизни и Социального Идеала, в мыслях и действиях выражающий эгоистические интересы: свои собственные или группы, подобных ему людей.

 АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ ВРАГА.
1. Разделение понятий: образ врага, истинный образ врага, враг возможный (потенциальный, предполагаемый научным предвидением), действительный (действующий) враг, сущность врага.
2. Выявление первоначальной (видимой или кажущейся) причины конфликта и конфронтации.
3. Определение сущности объективного противоречия, неразрешённого диалектическим компромиссом.
4. Анализ объективных, субъективных условий и обстоятельств, способствующих и препятствующих разрешению конфликта.
5. Принятие решения о неизбежности антагонистического противостояния.
6. Утверждение образа истинного и действительного врага в связи с конкретной личностью или очеловеченным образом разрушительных материальных сил.

 БОРЬБА С ВРАГОМ

 Самое простое решение в борьбе с врагом состоит в том, чтобы его обнаружить, подавить и уничтожить.  Однако же, легко слово сказывается, да непросто дело делается. Враг-то, всё-таки, как правило, человек, часть социальной материи, единого целого. Кроме того,  феномен действительного врага – категория непостоянная.  Всем известны случаи превращения врага (друга) кажущегося в друга (врага) действительного.

 Очень трудно сохранить объективность и принять взвешенное решение при недостатке информации и дефиците времени. Такая ситуация называется стрессовой и часто приводит к трагедии. Избыток эмоций может лишить человека разума. Сказано же: «Спорили так громко, что вспугнули ИСТИНУ». Конечно же, иной раз,  самые радикальные меры по отношению к врагу могут быть необходимыми, хотя и не всегда популярными.

 Могу привести несколько примеров таких действий со стороны медицинских работников, осуществляющих квалифицированную помощь людям и борющимся с главным врагом человека – смертью, в самых критических состояниях.

 Пример первый:  прекаодиальный удар, который производится кулаком, с большой силой в грудь, в область сердца только что умершему человеку с надеждой восстановить сердечный ритм.

 Пример второй:  незамедлительное вскрытие перстневидного хряща передней трахеи при закупорке верхних дыхательных путей кухонным ножом, ножницами, иным острым предметом, попавшимся под руку, для восстановления дыхания.

 Пример третий:  пережатие крупного сосуда в глубокой ране грязной рукой без обезболивания для прекращения кровотечения. Можно представить себе реакцию родственников и чувствительных людей, в присутствии которых производятся эти спасительные действия.

 В медицинской практике существует мудрое врачебное правило: объём и риски радикального оперативного вмешательства всегда должны соответствовать тяжести и степени опасности болезненного состояния.  Главный принцип врачебного воздействия: не навреди.  Представляется разумным использование этого принципа в жизни, политической борьбе и руководстве государством. Нам всем очень хотелось бы, чтобы как можно реже случалось так: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда».

 Сущность врага в отличие от врага действительного уничтожить нельзя.  По этой причине его нужно всё время побеждать, используя диалектический компромисс, который позволяет избавиться от врага не отрицанием с разрушением (уничтожением), а отрицанием с удержанием.  Наша цель – коммунизм, то есть не разрушение и уничтожение, а развитие и созидание.  Истинный образ врага помогает осознать его глубокую внутреннюю сущность.

 Обществу нужна система мер, сдержек и противовесов «врагу» на всех уровнях социального бытия, которая предупреждает превращение врага возможного во врага действительного. Чем раньше обнаруживается, чем яснее виден враг, тем легче и проще победить его. Опасную болезнь легче предупредить, чем лечить. «Опасная болезнь» общества требует рискованного «хирургического вмешательства».  Коммунистическая тактика и стратегия социально-классовой борьбы (революции) не равнозначна вооружённому восстанию, но и (в условиях революционной ситуации) не исключает его.

 Становление, совершенствование личности человека – процесс трудоёмкий, во многом непредсказуемый. Бывает, случаются большие удачи, когда человек развивается в правильном направлении и становится счастливым, бывает, происходит всё наоборот. Может быть, и жизненный путь выбран правильно, по направлению в «РАЙ», да только дорога туда лежит через «АД».  Мне думается, что жизнь человека – марафонская дистанция, для покорения которой нужны особые качества: умение рассчитывать силы на дистанции, способность радоваться жизни вопреки трудным обстоятельствам, выдержка, мужество и терпение.

 Мой образ врага и первые попытки защититься, противостоять злу – насилию, глупости и невежеству – имеют отношение к далёкому прошлому, не всегда безоблачному детству. Подробности очень неприятных событий в моей детской жизни теперь вспоминаются с трудом. Кажется, по окончанию 4-го класса, во время летних каникул, в неравной, но дружеской борьбе с противником, значительно превосходящим меня в массе тела, я сломал ногу. Но самое страшное испытание ожидало меня в приёмном покое сельской участковой больницы.

 Доврачебная «медицинская помощь» мне была оказана совершенно безграмотно. Санитарочка, «спасая» новый резиновый сапог, не пожалела меня. Она не стала его разрезать и применила значительное усилие, чтобы снять его. Внутренняя подкладка сапога зацепилась за пятку сломанной ноги и сапог не снимался. Упрямая женщина не сдавалась. Она приложила ещё большее усилие. Позже выяснилось, что перелом костей правой голени был сложный, винтообразный, оскольчатый. Кости голени были сломаны в 4-х местах.

 Такой страшной боли, как тогда, ни до и ни после травмы, в течение всей моей уже очень продолжительной жизни, к счастью, больше испытать не пришлось никогда. Такую боль словами описать нельзя. На пике физической боли – пытки более изощрённой, чем гестаповская, я начал терять сознание. Поля моего зрения начали сужаться от периферии к центру. Лицо своего действительного (от глупости и невежества) врага и мучителя я видел словно в бинокль.

 И, вдруг… боль прошла. Там, где только что была нестерпимая боль, появились ощущения, вполне терпимые и даже приятные на контрасте с болью – тепло и жар. Я понимаю теперь, сам, будучи врачом, что сработали какие-то механизмы защиты моего сознания, избавившие меня от мучения. С тех пор я больше не боюсь физической боли, потому что с той болью из детства сравниться не может ничто. Я знаю и помню, что на пике самой страшной боли обязательно сработает этот защитный механизм. Я стал взрослым и «вырос» из страха боли.

 В то же самое, или чуть раньше, в то далёкое от сегодняшнего дня время, мне пришлось пережить ещё одну боль. Боль эта была связана уже не с физическим, а психическим насилием. Она была растянута во времени, и иногда казалось, что боль физическая переносится значительно легче. Некоторые взрослые люди думают, что детство самый простой, лёгкий и беззаботный период жизни. Они очень ошибаются. Психическое насилие, которое не сразу обнаруживается при взгляде со стороны, часто приводит к самоубийствам в подростковом возрасте. По суицидам в подростковом возрасте Россия занимает первое место в мире.

 Маме предложили другую работу, и мы переехали на новое место жительства. Меня тут же приглядела и прибрала местная дворовая компания. Она жила по своим законам подросткового нормативного поведения. По характеру взаимоотношений в этой группе её нельзя было назвать особенно благополучной. Правда, подростковые сообщества бывают и похуже. Из 8-и постоянных участников компании, включая и меня, выжили только трое. Пятеро, в разное время и по разным причинам, покончили жизнь самоубийством.

 Тогда ещё я не сам выбирал себе друзей. Среди подростков особенно выделялся один, который «совершенствовался» в психическом насилии. Оно по отношению ко мне становилось всё изощрённее. Воспитанный мамой в духе доброжелательного и уважительного отношения к людям, я длительное время не мог выработать тактику самозащиты. Я очень страдал от этого и, наконец, осознал, что могу и имею право самостоятельно выбирать себе друзей, с которыми мне хорошо и комфортно.

 Внутренний протест против несправедливости и насилия по отношению ко мне заставил меня заняться физическим самовоспитанием, тем более, что, компания неоднократно пыталась вернуть «изменника». Я всерьёз занялся лёгкой атлетикой и атлетической гимнастикой, копил силы и формировал мышечную массу. Я не сдавался и, однажды, победил окончательно.

 Мой неуёмный насильник в очередной раз попробовал меня на «прочность». Моё терпение окончательно лопнуло, моральных и физических сил было накоплено достаточно. Я подошёл к нему, оторвал его от пола, приподняв за лацканы пиджака, прижал его к стене. С ненавистью глядя ему в глаза, я решительно и серьёзно пообещал ему в следующий раз «размазать» его по стенке. «Насилие» оказалось не таким глупым и не таким смелым. Это насилие исчезло из моей жизни навсегда. Я стал взрослым. Я «вырос» из страха насилия.

 С того самого времени я ненавижу ГЛУПОСТЬ, НЕВЕЖЕСТВО и НАСИЛИЕ, но, в полном соответствии с диалектической логикой, отношусь к убеждённым сторонникам своевременного «ПРИНУЖДЕНИЯ К МИРУ». Я горжусь непростой историей своей Родины, не осуждаю, вынужденное обстоятельствами (может, иногда, чрезмерное) применение справедливой силы. У меня нет, и никогда не будет «КОМПЛЕКСА ИСТОРИЧЕСКОЙ ВИНЫ».

 За помощью ко мне, врачу-психотерапевту, обратилась молодая женщина 32-х лет. Она жаловалась на постоянный психический дискомфорт: перепады настроения, плаксивость, беспокойство, тревожность, неуверенность в себе и чувство вины. В беседе прояснились подробности её личной жизни. Проживает женщина в своей квартире с ребёнком и гражданским мужем, регулярно подвергается унижениям и оскорблениям, даже побоям со стороны последнего.

 Муж всё время внушает ей, что проживает с ней из жалости, что она без него опустится, сопьётся и пропадёт окончательно. Говорит ей, что она гадкая, некрасивая, неуклюжая, совсем не приспособленная к жизни и ничего в ней не понимающая. Утверждает, что вытащил её из грязи, поднял с самого дна современной жизни, из самой последней проститутки сотворил нечто похожее на женщину.

 И в самом деле, у женщины была страшная и горькая судьба. В 14 лет, во время преступных гайдаровско-ельцинских реформ девочка начала заниматься проституцией, чтобы прокормить двоих родителей-инвалидов и ещё 4-х своих младших сестёр. Другого способа заработать деньги, чтобы выжить, она найти не смогла. Чувство вины за морально-нравственное падение, чувство беспомощности и отверженности, ощущение всеобщего презрения появились уже тогда.

 С тех пор прошло много лет. Женщина поднялась, научилась зарабатывать деньги иначе. Купила себе квартиру, родила ребёнка. Не курит, не употребляет алкоголь и наркотики, работает и содержит не желающего работать гражданского мужа. Я беседовал с женщиной привлекательной, самостоятельной, но… с комплексом вины. Её гражданскому мужу было  выгодно поддерживать чувство вины для того, чтобы манипулировать сознанием и поведением человека,  от которого полностью зависело его собственное материальное благополучие.

 Равнозначную позицию занимают правительства некоторых стран, опираясь на мощную буржуазную идеологическую систему Запада, а также действительные враги внутри России, по отношению к Российскому народу с целью фальсификации истории и утверждения в общественном сознании страшного социально-психологического феномена разрушающего личность и государство – «КОМПЛЕКСА ИСТОРИЧЕСКОЙ ВИНЫ».

 11.01.2014 г.  Доктор – психотерапевт  Андрей   Яковлевич   Зуев , коммунист, член Ленинского районного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.