Королевская особь

Дмитрий Иванютенко
В разгар лета мы стояли лагерем на берегу Обского водохранилища в устье реки Чингис. В трёх километрах от лагеря была деревня, куда я изредка ходил по разным делам. Однажды, в жаркий полдень, я возвращался из деревни и решил срезать путь, пойти не по тропинке, а напрямик, через заросли кустарника, так называемую «согру». Очень быстро я пожалел об этом. С трудом продираясь сквозь сплошную стену малины, шиповника и крапивы, я ругал свою глупость и ни в чём не повинные растения. Но поворачивать назад не позволяло моё упрямство, к тому же мне казалось, что вот-вот я снова пробьюсь на тропу.
Однако вместо этого я неожиданно вышел на берег реки Чингис – в совершенно изумительном месте. На моём берегу река образовала небольшую песчаную отмель, окаймлённую кустами смородины и султанами лабазника. А на другом, обрывистом берегу, возвышалась колоннада соснового бора. Грех было не отдохнуть в таком замечательном уголке, и я присел на корточки у самой воды в тени ракиты. Чистейшая речка переливалась по камням, птицы на все лады славили солнце, белоголовник расточал медовый аромат, соблазняя шмелей и пчёл. Пиршество лета! Блаженствуя, я чувствовал себя Адамом на только что созданной  земле. Вдруг лёгкий шорох пробудил меня из нирваны, и в десяти метрах от меня на берег вышли лось и лосиха. Я, конечно, не первый раз видел лосей, но звери, как и люди, бывают очень разными по фигуре. До сих пор, те лоси, что встречались мне на картинках и в пригородных лесах, как-то не вдохновляли мой взор. Они напоминали тощих коров с большими рогами. Но эти… О, это были редкой красоты благородные особы: высокие, мускулистые, на длинных стройных ногах – удивительно совершенное творение матушки природы, принц и принцесса животного царства. Они наклонились к воде и стали пить, не замечая меня, а я замер в немом восторге, очарованный великолепным зрелищем. И тут лось почуял меня – он вскинул коронованную царскими рогами голову и потянул ноздрями воздух, а затем быстро повернулся ко мне. Наши взгляды встретились. За пару секунд мы прочли в глазах друг друга целую гамму чувств, как будто поговорили по душам. Сначала в его зрачках промелькнули недоумение и испуг, которые сменились сознанием превосходства и гневом. В моих он увидел страх и растерянность, а затем мольбу о пощаде. Бежать мне было некуда и бессмысленно, при желании лось в пять шагов догнал бы меня и укатал насмерть. Но он простил меня. В лице меня он в тот миг помиловал всё человечество. Мне показалось даже, что лось снисходительно усмехнулся, будто сказал: «ладно, живи, мы не обижаем слабых». Он был щедр и великодушен, как потомственный монарх. И они ушли… Не убежали, а именно ушли: не спеша, грациозно вскидывая сильные ноги и пропуская под животом кустарник в человеческий рост.
У меня отлегло от сердца. Счастливый и благодарный, я вбежал на бугор и увидел, как в солнечном мареве удаляются две царственные особы, будто плывут по зелёным волнам – гордо и непринуждённо.
С той поры прошло почти тридцать лет, но, когда я вспоминаю эту встречу, я снова вижу перед собой его ясные умные глаза и тогда я шепчу: «простите нас, простите…».
На этой сентиментальной картине можно бы завершить моё  повествование об удивительных встречах на лоне природы. Но очень хочется  напоследок рассказать о том, как мне с друзьями удалось проникнуть в самую столицу медвежьего царства, пожить там и вернуться живыми и невредимыми.