18... эпилог

Борис Роланд
                Эпилог
               
           …Сегодня закончу писать. Этому откровению души моей трудно найти классическое определение: Воспоминание? Исповедь? Завещание? Старался честно осмысливать то, о чем мечтал, что делал – и… «Как я не стал…»      
Высший смысл жизни в том, чтобы открыть себя и воплотить то, что дано тебе свыше Творцом нашего мира. Каждому человеку Он дарует индивидуальные особенности – они и создают личность: даже отпечатки пальцев не повторяются среди всей массы народа, которая была, есть и будет.    
Испытаний было много – они всегда проверка твоих способностей, чувств, мыслей и трудов на пути к цели жизни. И чем глубже погружался в них – тем ярче вставало одно и то же – ты еврей. Это извечное - есть лучшая проверка, на что ты способен: своей жизнью доказать то, чему учила мама, когда ты вошел в мир несмышленым младенцем: «Сынок, еврей не клеймо, а стимул к жизни». 
То, что происходит со мной сейчас, не вновь, но каждый раз воспринимается и ощущается по-новому – таков извечный закон жизни: постоянство в непостоянстве. Ты со своим внутренним миром находишься в ее вечном движении, его малая частичка, в которой проявляется твое личное понимание о ней – и оно тебе видится в момент острых ощущений носителем всего мира в его бесконечности. И если ты честно осознал свои ошибки – обязан найти в себе силы преодолеть их. Как бы ты ни был мал, должно быть ясное понимание, что без твоего сознательного участия этот мир теряет скорость на пути к совершенству. Каждый из нас вносит свою долю, от греха до святого, которые и создают возможность движения общего, всех, к развитию мира людей – оно основа живой жизни всех существ, от микроба до человека. 
Конечно, все это можно без конца осмысливать и, быть может, придешь к устраивающему тебя решению, но есть сам момент твоего физического, морального ощущения, когда ты находишься на распутье. Пусть, оглядываясь, осознаешь, что успел сделать свое, личное, но всегда наступает такой момент, когда ты ясно, не только сознанием, но и плотью, понимаешь, что сама жизнь - движение. А, чтобы оно радовало тебя, должно быть выражением твоей души. Почему же происходи так, что все чаще возникают сомнения, хотя ты стараешься следовать своему предназначению. Наверное, от того, что в этом пути, с каждым новым твоим достижением и открытием, ты становишься иным, сильным и весомым – и уже не удовлетворяет тебя то, чего ты добился в данный момент. Пусть это и была победа. Но она, и это естественно, жизненно, ставит более сложные задачи. Созрел ли ты решать их? Коль жизнь привела тебя именно к этому барьеру, ты должен собраться всем, чего ты достиг, и преодолеть его. А если не можешь, надо трезво понять: ты сам и есть предел твоих возможностей. Оглянувшись, спокойно осознать пройденный тобой путь: в нем не столько оценка, сколько понимание того, что сам ты сумел сделать, часто наперекор случайностям и обстоятельствам, преодолев своим умом, волей и силой духа. И если осознаешь свои возможности двигаться дальше, то в тебе есть главное: самому оценить пройденный путь. И не победа в нем, а мысли и чувства, которые вызвали они, и есть ценность твоего движения по жизни. Они входят составной частью в опыт всего человечества. Да, есть твой личный мир, твои радости и беды, но они лишь тогда будут значимы, когда ты не просто ощущаешь, но и радуешься тому, что есть, был, стал составной частью этого мира. И тогда осознаешь, что душа и есть смысл жизни этого бесконечного мира.
… 27 октября 2011 года. Поставил последнюю точку. Но все не отпускает сомнение: надо ли было писать эту исповедь? Читаю, перечитываю дневники любимых писателей, которые осмысливали свою жизнь. Каждая интересна, и быть может, самое ценное, что он написал: кто лучше знает себя, чем сам человек. Сюжет выстроен его собственной жизнью, тут не убавить, не прибавить. Как бы ни был далек по характеру автор от своих героев, он все равно в каждом из них открывает себя: через них свое понимание данного человека, свое отношение к нему. И тот из них, в которого он проник глубже всего – и есть откровение лично его души. Быть может, живи он в его обстоятельствах, поступал именно так.
Когда человек описывает свою жизнь – есть один лишь сюжет: случившаяся с ним реальность. Главное - честное отражение не столько своих действий, а открытость чувств, суждений, размышлений, сомнений, которые рождались и теребили твою душу. Все богатство этих противоречий, во всем своем разнообразии и особенностях, финал, из которых сложился именно твой жизненный путь. 
Я хотел отобразить, как местечковый мальчишка входил в жизнь, что испытал, чувствовал и осмысливал – и неожиданно стал писать. Какие сложности стояли на пути к цели его души. Кажется, есть много общего в таких типах людей.
Но чем глубже погружался в его жизнь, тем навязчивей возникало одно препятствие в этом движении: мой герой еврей… Да, все это давно известно и понятно, как сам мир, но это положение придает особый вид движениям человека в его борьбе за осуществления своей мечты. Без этого теряется образ, станет искусственным, и многое в нем будет не досказано и непонятно.
Объективность – это реальность, в которой живет и действует человек. В океане жизни у еврея всегда есть подводные течения, которые для большинства людей мира не существуют в жизни – это вырабатывает непреодолимое чувство своего изгойства. Сколько надо дополнительных сил, энергии, ума, воли, чтобы победить их, навязанных тебе обществом, обстоятельствами, самой историей. Выстоишь на пути к своей цели тогда, когда движешься по велению души своей – это и есть ее назначение в мире, сумел ты пробиться или нет, есть ты и твой путь.  Жизнь – это движение, оно утверждает замысел Бога: сквозь сердце избранного им народа проходят все катаклизмы мира – в этом его бессмертие. 
Ты, еврей, дважды становишься лауреатом престижной премии, задача ее - выявить лучшие творения русской культуры, которую не принимает и насильно отвергает антинародная власть России. Два ее великих творца, признанных всем миром, Иван Бунин и Марк Алданов, насильно изгнанных со своей исторической родины, поставили целью своей жизни сохранять ее исторические ценности. В Америке они создают «Новый журнал»: происходит серьезный отбор среди многих авторов русского зарубежья, для которых родной язык русский. В жюри комиссии входят образованнейшие люди своего времени.   
Первую премию ты получил в Москве, вторую в Нью-Йорке. Обе повести были написаны полжизни назад. Находились во многих редакциях Москвы, Ленинграда, Минска – их даже хвалили, но были не ко двору, да еще с такой фамилией. 
Приятно, конечно, но уже никогда не будет той радости, которая возникает в душе, когда ты сделал что-то хорошее и получил оценку на своей родине – итог твоей жизни. И одно теперь радует: ты жил, работал и, не смотря ни на какие самые суровые обстоятельства, не изменил своей мечте – жизнь твоя состоялась.
Буквально интуитивно участвовал в этом конкурсе – возможности печататься ни в Беларуси, ни в России нет. Пишу, как говорится, в стол. Но век интернета - это отдушина, нет, не для творчества, а естественная возможность поделиться с другими тем, что ты понял и осознал своей жизнью, которая является составной частью мира людей, с которыми ты живешь в одном времени. Только это имеет ценность. Все остальное – животное копошение среди подобных тебе на выпавшем участке земли, чтобы ощущать себя живым: работа и радости, поражение и слезы.
        То, что происходит со мной сейчас, не вновь, но каждый раз это воспринимается по-новому – таков извечный закон жизни: постоянство в непостоянстве. Мы со своим внутренним миром находимся в вечном движении жизни, его малая частичка, в которой проявляется твое личное участие в нем. И оно тебе видится в момент острых ощущений носителем всего мира: не просто осознанием своих сил и возможностей, но его бесконечности. Надо не скорбеть в такое мгновение, а радоваться: происходит ясное осознание, что ты являешься составной частью этого мира – значит, в тебе должны быть силы преодолеть этот момент застоя и быть в движении. Как бы ты ни был мал, но без твоего активного участия, сознательного, этот мир теряет скорость на пути к его совершенству. Каждый вносит в него свою долю, от греха до святого, которые и создают возможность движения общего мира людей для осмысления живой жизни всех существ, от микроба до человека.
Конечно, все это можно без конца осмысливать и, быть может, придешь к устраивающему тебя решению, но есть сам момент твоего физического, морального ощущения, когда ты находишься на распутье. Пусть, оглядываясь, для утешения себя, осознаешь, что находишься в движении, что-то успел сделать свое, личное. Но всегда наступает такой момент, когда ты ясно, не только сознанием, но и плотью понимаешь, что жизнь – это движение. А, чтобы оно радовало тебя, оно должно быть выражением твоей души.
Человек – это мир, в котором заключено время и вечность. Усовершенствовать его – это всегда счастливые муки творчества. Позже или раньше, если ты был верен своему призванию в жизни, это будет принято и оценено. Но это уже не твоя радость. Твое счастье — это вдохновенный миг исповеди наедине с миром – в нем жизнь и бессмертие.
Добро – очищение от ошибок и просчетов. Кто исповедуется перед людьми, в нем происходит причастие. Да будут во веки веков святы эти мгновения, быть может, самое знаменательное и святое в нашей жизни. Когда ты был – ты стоил то, как жил, когда тебя нет – ты стоишь то, что оставил после себя. Есть в мире одна ценность, которая увеличивается, когда ты отдаешь ее другим – свет знаний.