Командировка во Львов

Нина Измайлова 2
 
          В конце 80 годов прошлого века я работала в лаборатории физических испытаний на заводе электровакуумных приборов в Воронеже. Для моей работы срочно понадобился хороший микроскоп. Такие микроскопы производят в Германии на заводе Карла Цейса в городе Йена.

          Заводское начальство решило послать меня в командировку на импортную торговую базу города Львова, где можно было найти такой микроскоп.

          Я очень обрадовалась этой командировке, хотелось посмотреть Львов.

          Когда я работала в геологической экспедиции на севере Амурской области, многие сотрудники-геологи окончили геологический факультет Львовского университета. От них я была наслышана о красоте этого города.

          В кассе завода получила чисто символические командировочные. Завтра уже нужно было вылетать, а билета на самолёт у меня не было. Утром, ни свет, ни заря, я уже в аэропорту у кассы, стою третья или четвёртая в очереди. В 8 утра касса открылась, и мне повезло, взяла билет до Львова. Скоро рейс. Часов в 10 села в самолёт и отключилась, сказалась почти бессонная ночь и раннее пробуждение, да ещё, как нарочно, разболелась спина.

          Перелёт до Львова занял около трёх часов с посадкой в Киеве. Часа в 2 самолёт приземлился в аэропорту Львова, откуда автобус доставил пассажиров в центр города.

          И вот, я одна в незнакомом городе. Нужно где-то прожить трое суток. Спросила у прохожих, где находится гостиница. Она, Слава Богу, оказалась близко и располагалась в старинном двухэтажном особняке. По широкой лестнице поднялась на второй этаж к администратору и услышала, что мест в гостинице нет, и не будет.

          Спустилась вниз. Что делать? Куда деваться? И тут увидела у входа несколько женщин среднего и старшего возраста. Подошла к ним, спросила: «Жильё, случайно, не сдаёте?». На что одна, сравнительно молодая женщина, сказала: «Пойдёмте со мной». Не задумываясь, пошла за незнакомой женщиной, её квартира на первом этаже оказалась совсем рядом в красивом трёхэтажном доме. Что меня удивило, это то, что вход в квартиру был со двора сразу в квартиру, а не в подъезд. Во двор можно было проникнуть через дверь, которая запиралась на замок в 11 часов вечера.

          Квартира хозяйки была маленькая: кухня, которая сдавалась квартирантам, и небольшая комнатка, где обитала она сама. На кухне, кроме обеденного стола, стояла довольно широкая кровать, трюмо, пару табуреток, да в углу дверь в туалет и кран с раковиной. Обратила внимание на то, что раковина была в форме ракушки, край которой украшала надпись – Юзеф Рутковский. Неудивительно, когда-то город был польским. Кухня, где мне предстояло жить, давно не убиралась. На столе стояли грязные тарелки, пол давно не мыт, грязная раковина и пыльное трюмо. Что ж, выбирать нечего, решила остаться здесь.

          Обговорив с хозяйкой условия моего проживания и заплатив за три дня вперёд, я получила ключ от квартиры и вышла прогуляться по городу.

          Прежде всего, нужно было поесть. Завтракала ещё в Воронеже. Зашла в ближайшее кафе, перекусила. Прошлась по узким улочкам, полюбовалась красивейшей архитектурой, которая объединила в себе различные стили. Средневековые дома и строения в стиле барокко, готики, ренессанс смешались на улицах города. Зашла в продуктовые магазины. Удивило относительное обилие продуктов, которые в моём городе были в дефиците.

          Куда же пойти ещё, что посмотреть? В каждом большом городе должна быть картинная галерея или музей. Опять обратилась к прохожим. Пришлось идти от центра вниз по улице минут двадцать.

          Галерея разместилась в строгом двухэтажном здании, бывшем дворце Лодзинского, и, как гласила надпись у входа, была перестроена под картинную галерею в 1914 году. На первом этаже планировка коридорно-анфиладная, на втором - анфиладная. В центральном зале галереи хорошо сохранилась лепнина.

          Часа два я бродила по прохладным, просторным залам художественного музея. В отделе западноевропейского искусства – посмотрела полотна П. Рубенса, Тициана, Ф. Гойи, Ю. Робера и других. К своему удивлению обнаружила залы с большим количеством полотен русских художников: И. Репина, И. Левитана, И. Айвазовского, В. Верещагина, К. Коровина и других. Среди польских художников очень понравились картины Яна Матейко и запомнилось полотно Поля Мерварта «Потоп», где молодой мужчина пытается спасти свою жену.

          Однако, уже 7 часов вечера, пора и отдохнуть. Покинула галерею и вернулась «домой», прихватив себе молока и булку на ужин. В моём пристанище – кухне, были видны следы уборки: пол подметен, посуда помыта, пыль вытерта, раковина Рутковского вымыта. Приятно. Присела к чистому столу, попила молока и решила прилечь. Постель мне показалась не свежей, но от усталости я просто падала. Тут пришла хозяйка, присела на край кровати, стала что-то спрашивать у меня и мне рассказывать. Сквозь дрёму я поняла, что она спит в другой комнате и обязательно запирается. Потом я просто провалилась в сон.

          Утром встала отдохнувшая. Попила чай и отправилась искать импортную базу, собственно ради чего, я и приехала в славный город Львов. Адрес мне дали на работе. Но как туда ехать? Опять обратилась к пешеходам. Многие ничего не слышали об этой базе, наконец, один мужчина обстоятельно рассказал на каком автобусе до неё добраться.

          Здание базы – обыкновенная хрущёвка, находилась на окраине города. Разыскала начальницу, отдала ей заводской презент – хрустальную вазу, на которую она и не взглянула. По-видимому, такие подарки были ей не в новость. Начальница оформила все нужные документы и сказала, что микроскоп мы получим в Воронеже через 10 дней, а я могу быть свободна.

          Полтора дня нужно было чем-нибудь заполнить. Хотелось посмотреть максимум достопримечательностей города.

          Кто же мне поможет? И тут я вспомнила, что мои сотрудники по работе в экспедиции городка Зеи на севере Амурской области - Вера и Сергей Крыжевичи, окончили Львовский Государственный университет, и на два года раньше нас уехали домой в Западную Украину. Возможно, они живут в Львове. «Язык до Киева доведёт», разыскала городскую справку и попросила найти адрес Веры Крыжевич. Год её рождения я указала, а вот отчество забыла, а для поиска адреса, в горсправке его потребовали.

          - Вера, Вера... Какое-то очень простое и необычное для настоящего времени отчество. Вскоре меня осенило – Лукинична. Теперь все нужные данные для поиска есть. Ура! Семья Крыжевичей живёт в Львовском микрорайоне на улице Науки.

          До улицы Науки подъехала на автобусе. День был жаркий, до Вериного дома еле дошла. Нужная квартира была на первом этаже. Подъезд открыт, позвонила в дверь – тишина. Может быть, хозяева уехали куда-нибудь отдыхать? На всякий случай села на лавочку возле подъезда, решила часок подождать, было около шести часов вечера, может быть, кто-то придёт с работы.

          И о чудо! По дорожке к подъезду шла Верочка. Увидев меня, она просто обомлела, не ожидала такого «сюрприза». Расстались мы с ней в Зее лет 7-8 назад. В прохладной квартире первым делом напились холодного кваса, а потом не могли наговориться. Вспомнили всех наших геологов, обменялись последними новостями.

          Наконец, она спросила:

          - Ты где остановилась?

          - Да сняла угол у незнакомой женщины в центре города.

          - Поехали быстрее за вещами. А то не успеем вернуться, т.к. автобусы ходят до 22 часов. Поужинаем потом, как раз сын придёт.

          В квартире, где я остановилась, никого не было. Немного посидели, забрали мои вещи, и ушли, иначе не успели бы вернуться назад. На столе я оставила записку, что ключ верну завтра. Уже темнело. Не успели пройти и квартал, как услышали испуганный голос хозяйки квартиры: «Нина. Нина, ты куда? А ключ?». Остановились. Я отдала ключ, поблагодарила за гостеприимство. Деньги, которые я заплатила за две ночи вперёд, хозяйка и не подумала мне вернуть. Ну да ладно.

          После ужина у Веры ещё долго разговаривали. Оказывается, она работает в университете на кафедре минералогии и петрографии минералогом, а по выходным дням подрабатывает в туристическом агентстве. Проводит экскурсии по городу и завтра проведёт экскурсию для меня одной. На работе возьмёт отгул. Такого поворота событий я просто не могла предположить. Вот повезло, так повезло.

          Утром мы сели в троллейбус и поехали на проспект Свободы. Там находится знаменитый Львовский оперный театр. С него решила начать свою экскурсию Вера.

          Такого красивого здания, я, пожалуй, ещё не видела. Строительство театра началось в июне 1897 года и длилось почти три года. Он построен в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко. Архитектор Зигмунд Горголевский - автор многих монументальных сооружений в Польше и Германии. Открылся театр для зрителя 4 октября 1900 г.

          Далее моя гид рассказала, что в июле 1944 года во время ожесточенных боёв за Львов немцы решили заминировать и взорвать здание оперного театра. Эта информация дошла до командования Уральского добровольческого танкового корпуса. Двум танкам с отделениями автоматчиков под командованием гв. ст. техника-лейтенанта Антонинова Н. И., было приказано пробиться к театру и не дать противнику осуществить свой страшный замысел. Здание охраняли 10-12 гитлеровцев, которые были уничтожены. Экипаж Антонинова Н.И расстрелял подрывников и первым вошёл в театр, тем самым спас его.

          За один рубль можно было зайти в театр и посмотреть внутренний интерьер, что мы с Верой и сделали. Глаза разбегались от обилия скульптур, золота и зеркал.

          Выйдя из театра, гид обратила моё внимание на фронтон фасада. Самую высокую часть, которого венчает созданная скульптором Петром Войтовичем аллегорическая фигура Славы с пальмовой ветвью в руках – наградой всем, кто посвятил себя искусству. Ему же принадлежат аллегорические фигуры Поэзии и Музыки. Несколько неудачно перед главным входом в театр расположился памятник Владимиру Ильичу Ленину, который просто загораживал центральный вход.

          Далее Вера повезла меня смотреть собор Святого Юра, который находился в некотором удалении от центра города в его юго-западной части.

          Собор святого Юра находится на высоте 300 метров над уровнем моря и словно парит над городом. Этот, ныне греко-католический собор, тогда ещё принадлежал православной церкви, очень красив. Здание построено в стиле рококо и украшено многочисленными балюстрадами, капителями и скульптурами. Кстати, здесь проходили съемки фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» - сцены первого знакомства мушкетеров. В подземелье собора находятся усыпальницы церковнослужителей.

          Фасад храма был нежно-бежевого цвета и выглядел таким новеньким, как будто его только что построили, а на самом деле ему было уже почти триста лет. Внутри храма просторно и светло, голову не нужно было покрывать платком, как в наших православных церквях, и можно было присесть и отдохнуть.

          От собора святого Юра поехали на автобусе до одной из центральных площадей Львова, носящей имя поэта Адама Мицкевича, которого в Польше и Белоруссии почитают, как Пушкина в России. В 1904 году здесь был установлен памятник поэту работы А. Попеля. У двадцатиметровой колонны расположились фигуры поэта и ангела, слетающего к нему с лирой.

          На площади было много людей, чувствовался ритм жизни большого города.

          От площади мы прошли к центру Старого города. В первую очередь, Вера привела меня к собору с красивым именем – Доминиканский, который, как бы, возвышается над городом. На фронтоне величественная надпись: «Единому Богу честь и слава». Здание выполнено в стиле барокко. Во времена Советского Союза в соборе работал музей религии и атеизма. Сейчас здесь действует Храм Пресвятой Евхаристии. Меня поразили скульптуры на крыше собора, казалось, что они находятся в движении. Вера сказала, что Доминиканский собор производит сильное впечатление ночью, когда подсветка дает объемное изображение его куполов и фасадов.

          Совсем близко от Доминиканского собора расположена площадь Рынок, небольшая и, какая-то, уютная. Фасады большинства домов трёхоконные. За количество окон в 16-17 веках платился особый налог, что наложило отпечаток на архитектуру площади. Действовал «закон о равных возможностях», согласно которому ни один купец не мог построить на Рынке дом шире трёх окон и выше трёх этажей.

          На площади Рынок находится городская ратуша, где работал и работает городской совет. Здесь происходили международные встречи, сюда приезжали Пётр I, многие польские, шведские короли. На площади находятся такие достопримечательности, как исторический музей («Чёрная камяница»); дворец Корнякта с «итальянским двориком» и «королевскими комнатами», где снимали фильмы «Салют, Мария», «Ошибка Оноре де Бальзака» и многие другие; музей мебели и фарфора, музей-аптека.

          Хотелось бы посетить все музеи, окружающие площадь Рынок, но времени не было. Зашли только в музей-аптеку. Я с интересом рассматривала аптечную посуду, ступки с пестиками для приготовления порошков, аптечные весы, которыми пользовались четыре столетия назад. Этот музей был открыт во Львове в 60-х годах 19 века на базе старинной аптеки. Она до сих пор работает. Экспозиция расположена в 16 залах, где собраны более 3 тысяч экспонатов.

          По углам площади Рынок расположены небольшие фонтаны, в центре которых стоят скульптуры античных богов: Нептуна, Амфитриты, Адониса и Дианы. Как рассказала Вера, в средние века на площади велась оживлённая торговля, бассейны фонтанов по воскресным дням заполнялись свежей рыбой, и её продавали прямо из них.

          Однако, время уже перевалило за полдень. Чтобы продолжить экскурсию, нужно было подкрепиться. В одном из зданий, окружающих площадь, в подвале было уютное маленькое кафе, куда мы и спустились. Перекусили вкусным кофе, которое приготовили нам на раскалённом песке, и пирожными.

          - А теперь мы познакомимся со Средневековьем в моём городе,- сказала Вера.

          Немного пройдя в сторону от площади Рынок, мы оказались на улице Подвальной. Львову, как и любому городу эпохи Средневековья, часто приходилось защищать свои территории. Сегодня о тех временах напоминает Городской арсенал, служивший для укрепления границ. Рядом с арсеналом работали мастерские по отливу пушек, здесь находилась тюрьма, а в одном из помещений жил городской палач.

          Городской арсенал примыкает к крепостным стенам Львова, остатки которых хорошо сохранились. Здание арсенала выполнено из камня, двухэтажное, прямоугольное в плане, с небольшой восьмиугольной башней на северной стороне. По данным исследований и раскопок, проведённых в 1970-х годах, башня и стены первого этажа имеют более давнее происхождение и были построены, по-видимому, в XIV веке.

          На Подвальной улице осмотрели памятник первопечатнику Ивану Федорову, установленный в 1977 году в честь «четырехсотлетия книгопечатания на украинских землях» - странная историческая привязка с учетом того, что в те далёкие времена львовские земли входили в состав Польши.

          Можно было бы на этом, и закончить нашу экскурсию. Для одного экскурсионного дня впечатлений вполне достаточно, тем более, что мы уже устали.

          - Но как я могу не показать тебе Лычаковское кладбище - один из самых величественных некрополей Европы, - произнес задумчиво мой гид.

          Ноги уже болели от усталости. До кладбища подъехали на автобусе.

          Лычаковское кладбище – это музей скульптуры под открытым небом. Оно основано в конце 18 века. Здесь хоронили богатых, известных, знатных лиц, которые внесли весомый вклад в развитие искусства и науки. На территории в 40 га стоят более 3,5 тыс. памятников, выполненных знаменитыми архитекторами и скульпторами. Более 20 лет кладбище работает как музей-заповедник.

          Вера, как горная козочка, побежала вверх по известным ей извилистым тропинкам. Я потащилась за ней. Всюду над могилами возвышались скульптуры из серого камня-песчаника. Прекрасные, но грустные девушки в коленопреклонённых позах с опущенными головами. Юноши с потухшими факелами в руках.

          Очень запомнилась часовенка с памятником епископу, который, как рассказала Вера, тяжело заболел в возрасте 75-ти лет. Предвидя скорую смерть, епископ заказал себе надгробие, ходил к скульптору, позировал. Когда работы по сооружению памятника были закончены, состояние епископа резко улучшилось, к счастью и на удивление он поправился и прожил ещё 28 лет.

          Недалеко от входа на кладбище находится красивое надгробие в виде кушетки, на которой лежит молодая актриса. Под надгробием нет могилы. Эта молодая женщина умерла, по-видимому, давно. Никто и не знает, кто она. Но надгробие так красиво, что жители Львова перенесли его прямо ко входу, чтобы посетители могли оценить мастерство скульптора. Актриса, будто, отдыхает в красивом платье, на ногах изящные туфельки. На подушке разметались её роскошные волосы, рядом разбросаны розы. Надгробие выполнено из серого песчаника очень мастерски. Подушка просто воздушная. Кажется, что если ткнуть в неё пальцем, то он провалится.

          Вот и закончилась экскурсия. Конечно, Вера показала мне очень мало достопримечательностей этого красивейшего города. Больше, за один день просто не успеть, но я была очень рада и этому.

          На следующий день, вечером, я уезжала. Решила ехать поездом. Билеты взяла только до Киева, до Воронежа не было. Днём ещё раз погуляла одна по городу, прошлась по магазинам, накупила львовских конфет, Вера была на работе. Вечером она проводила меня на поезд.

          Утром я была уже в Киеве. Билетов до Воронежа не было и не предвиделось. На вокзале духота, полно народа. Слонялась по вокзалу с вещами, мучила жажда, постоянно пила воду, газировку, сок. Неужели мне придётся здесь ночевать? Решила добираться до Воронежа электричками, правда не очень себе представляла, везде ли по маршруту они будут, уже и попутчиков себе нашла. И тут меня поманил пальцем один мужчина средних лет и предложил билет в общий вагон поезда Киев-Воронеж с переплатой. Вытащила последние деньги и отдала ему в обмен на билет. Повезло. До отхода поезда ещё было несколько часов. Очень хотелось посмотреть Киев, хотя бы доехать в метро до Крещатика.

          Летом 1961 года я была в Киеве со школьной экскурсией. Но сейчас я не рискнула выйти с вокзала, так и просидела в зале ожидания до отправления поезда.

          Общий вагон был набит до отказа, еле удалось, вообще, сесть на нижнюю полку, и так вот, сидя, доехала до Воронежа. От неудобного положения, духоты, мои ноги распухли, еле надела босоножки. Но, несмотря на все неурядицы обратного пути, я осталась очень довольна тем, что судьба занесла меня в прекрасный город Львов.