Камертон

Литвинов Сергей Семенович
Всё в нашем мире, да и во всём Мироздании – всё пребывает относительно Истины, которая воплощена в Абсолюте, в Высшем, в гармонии, в Боге. Бог не ограничен в ведении всего.
Всё знаемо Им в том же нашем человеческом бытии, как долженствующее, но зачастую так и не достигшее должного.
Поэзия, - это почти интуитивное угадывание должной комбинации слов,
искусство раскрытия и выражения в словах некоего эмоционального и смыслового образа, требующего своего бытийного воплощения.
Это умение правильно расставить смысловые акценты и в нравственном плане не погрешить против Истины.
Это торжество законов гармонии, воплощённых Творцом всего сущего во всём истинно прекрасном, и в человеческом восприятии истинно прекрасного.

А если не так, то во всём бытии нашем, где всё пребывает якобы в простой относительности одного к другому, в этом бытии, отрицающем наличие Абсолюта, неизбежно торжество хаоса, распада и смерти. И само наше творчество, и наши творения – просто ничто…
Но и ничто – это некая относительность против явно чувствуемого и ясно осознаваемого Абсолюта.

В самом творчестве должен присутствовать некий камертон (и увидел Бог – это хорошо) Это поэтическое выверенное чутьё – эталон, образец высоты, красоты звучания слова; этот камертон и определяет должное в творческом плане. Мы (со-творцы) и на слух, и на цвет и чуть ли не на ощупь подбираем слова, чтобы смысловой и художественный образ верно во всех отношениях был выражен.

Но если образцы наивысшего в духовном плане определены Богом и незыблемы, то достичь большей художественной выразительности, изощрённости и мастеровитости в творчестве нельзя без преодоления нашей человеческой природы.
Здесь, - и тому примеров предостаточно, - без присутствия иных - потусторонних - сил, овладевающих нашим сознанием, мы ничтожны.
Гибельно творчество по сути своей.
Будем следовать всему должному, не надмевая себя лукаво.


…Есть камертон; на выверенный слух
Определять звучанье слов, молчанье.
Что говорить овце или ослу
О блеянье, об оре, о мычанье?

С коровами пускай быки мычат.
От соловьиной вздрогнешь жаркой трели.
Да и поэты часто не молчат,
Но больше в болтовне поднаторели.

Есть камертон – звучание строки,
Есть высший смысл являемого Слова.
Твори - поэт, пророчествуй, реки.
Ты Божьей нивы хлеб, а не полова.


Из статьи: "Творческий процесс в его наивысших формах это осознанное или неосознанное стремление человека к богоуподоблению, подсказанное ему духовным инстинктом. В космосе, видимом и невидимом, уже заложены все принципы формообразования сотворенной вселенной. Человек же впитывает их в меру своего дара и руководствуется ими в своем творчестве.
 
Когда произведение искусства завораживает нас красотой формы, почерпнутой из окружающей природы или правдивых отношений всего сущего в ней, мы говорим, что оно совершенно. И глубина мысли, и чистота эмоций, вызванные этим произведением, напоминают нам о горнем. Так художник через красоту постигает Божественное.
 
Нечто подобное происходит и в науке. Что движет фундаментальную науку вперед? Неудержимое стремление к истине ее служителя – ученого. Как и художник, он чрезвычайно восприимчив к красоте мироздания. Но в отличие от художника, ученый пытается обнаружить законы вселенной, а затем изложить их на языке логики. На его голову "сыпятся” открытия, из которых он стремится выстроить ясную картину космического творения. Божественное открывается ему через вечное и безкорыстное стремление к истине.
 
 
Настоящее искусство стремится к Божественной красоте, настоящая наука – к Божественной истине. И то, и другое должно быть пронизано лучами света и добра, любовью к Богу и человеку, чтобы не послужить злу и разрушению. Истина и красота, несущие добро, обращают взоры людей на небо и отвращают их от адской пропасти.
 
Человек-творец имеет повышенную чувствительность, к негармоничности мира, поэтому стремится его упорядочить вовне и внутри себя, выбирая доступные формы и средства, инструменты и материал. Возможно, поэтому он творит? И творческий талант есть большая возможность для духовного совершенствования и служения? Однако это и немалые искушения по сравнению с обычными человеческими способностями. Но именно через этот талант творчества людям доносятся законы иного бытия, гораздо более совершенного, правдивого, благородного..."