Трудоголизм и его ошибочность

Константин Берёзин
Дерево не работает. Оно использует энергию для себя, для сохранения своей жизни, для своего роста.

Лошадь, пашущая землю или везущая повозку, трудится. Но это — условия, искусственно созданные человеком. Если бы лошадь не запрягали и не хлестали по спине плёткой, то она бы так не делала. В естественных условиях лошадь никогда так не делает. В естественных условиях лошадь просто живёт, и если трудится, то только тогда, когда сама считает нужным.

Когда кошка живёт в доме, её не нагружают тяжёлыми работами; люди довольны тем, что кошка просто есть. Так разве не жестоко было бы мучить человека, заставлять его изнурительно трудиться? Ведь, по сути, к человеку нужно относиться более милосердно, чем к кошке.

Если человеческая жизнь — это бОльшая ценность, чем жизнь кошки, то не следует ли из этого, что к человеку нужно относиться более милосердно?

Это нисколько не противоречит тому, что человек должен работать. Работает человек не для того, чтобы просто напрягаться и мучиться, а для того, чтобы приносить пользу обществу, для того, чтобы выполнять в обществе какую-то созидательную функцию. Человек работает потому, что верит в важность своего труда. И, на что нужно особенно обратить внимание, государство охраняет его права — устанавливает ограничение рабочего дня, минимальный размер оплаты труда и т. д. Разве не жестоко было бы нарушать эти правила и заставлять человека страдать?

Если в определённых условиях человек ради своих интересов заставляет лошадь трудиться — то всё же он понимает, что для этого нужно её кормить и давать ей отдохнуть. Здоровая, сильная лошадь — считается хорошей. Также и здоровая кошка (или собака) считается хорошей, а больная — не очень хорошей.

Вполне здравые идеи выражены с библейском тексте Исх. 5:6—18. Там выражена идея, что заставлять людей чрезмерно трудиться в тяжёлых условиях — это жестоко.

Что характерно — об этом тексте очень редко вспоминают.

«И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны <...> дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. <...> А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор? <...> Но он сказал [им]: праздны вы, праздны!»

Нынешние сторонники стахановского труда этого не понимают.

Да и я как следует этого не понимаю. Так глубоко в меня въелся этот проклятый гнусный трудоголизм...

(Декабрь 2015 г.)