Промысел

Юрий Проскоков
               

     В молодости пришлось мне два года заниматься промысловой охотой. За это время было много интересных и курьёзных случаев. Но о них как-нибудь в другой раз. А сейчас хочу рассказать о том, как мне чудом удалось выжить в экстремальной ситуации, которая произошла со мной во время промысла.
     Стояли сильные холода, что неудивительно для Сибири в январе. Поленившись вовремя проверить капканы, а их у меня стояло аж 120 штук, я день прозанимался по хозяйству. Сначала навёл порядок в зимовье, прибрал все шкурки, потом наготовил побольше съестного, чтобы лишний раз по приходу с путика не утруждать себя этим копошным делом. Так незаметно прошёл день. Назавтра, встав пораньше, отправился проверять капканы.
     До второй избы путь был неблизкий, за день еле-еле успевал управиться. Но по путику у меня было два небольших балагана, где можно было немного отдохнуть и перекусить.
     День выдался ясный, мороз- градусов под сорок, но дело не требовало отлагательств (мыши могли погрызть шкурки).
     Добрался до первого балагана: отдохнул, попил чайку. Китайский термос хорошо держал температуру. Немного посидев, отправился дальше. День на капканы был удачный, и я понял, что не успеваю засветло. Но ничего, думаю:
     «Фонарик есть, управлюсь и в темноте».
     До домика оставалось километра три, не меньше, когда почувствовал, что устал до изнеможения!
     «Надо где-то отдохнуть» - подумалось.
     Но голос внутри меня протестовал:
     «Не садись! Иди сколько сможешь, иначе можешь замёрзнуть».
     А мороз всё крепчал. Не в силах больше идти, снял с себя лыжи и присел на них под разлапистой пихтой.
     Сон подкрался незаметно. Глаза слиплись, по телу проплыла приятная истома. Очнулся я от сильного крика, кричала женщина. Открыв глаза, никого не увидел. Пытаюсь подняться- никак! Ни руки, ни ноги не слушаются! Пытаюсь пошевелить пальцами рук – не чувствую. Ноги, как деревянные. Мелькнула мысль: «Отморозил!». Не могу понять, что со мной происходит: разноцветный туман пеленой плывёт перед глазами. Кажется, протяни руку, и ты его ощутишь. Что делать? Голова не соображала. Но я понимал, что замёрз ещё не совсем и надо что-то предпринимать. Собрав всю волю в кулак, всё-таки заставил слушаться немного руки. Повалившись, начал кататься с боку на бок, пытаясь разогреться. Постепенно тело стало слушаться, но ног не чувствовал.
     Кое-как, привязав лыжи к ногам, на руках выполз на лыжню. По ней легче было ползти: не проваливался. Так полз до изнеможения, стараясь пошевелить ногами. Не знаю, сколько времени я так карабкался. Порой хотелось остановиться, отдохнуть, но  боялся опять уснуть. Пальцы на руках, видно, хорошо подморозил: они болели как чирьи. Стиснув зубы, продолжал ползти. Наконец ноги начали слушаться. Потихоньку встаю, пытаюсь одеть лыжи. Пот заливает глаза, безумно хочется упасть и уснуть. Наконец, лыжи удаётся закрепить и я, потихоньку перебирая всё ещё плохо слушающимися конечностями, поплёлся к зимовью. Как дошёл, толком не помню. Собрав остатки силы, затопил печку и, упав на топчан, провалился в глубокий сон.
     Не знаю, сколько я проспал, но когда открыл глаза, в зимовье было уже светло. Разглядываю руки и ноги – всё здорово подморозил. Кое-как обработал (у меня на этот случай был припасён гусиный жир), забинтовал. Подумал: «Надо вернуться за рюкзаком со шкурками, который оставил там, где заснул.» Оказывается, я прополз километра два, а уже потом шёл на лыжах – это видно было по следам.
     Домой выбрался на следующий день. Проболтавшись две недели дома и немного подлечившись, снова возвращаюсь на свой участок. Промысел надо продолжать!  Остаётся всего полмесяца до конца сезона.
     Да, а план я всё-таки сделал, и даже немного перевыполнил, хотя и с подмороженными конечностями. Вот так!