О перемещении армии Владислава Андерса в Иран

Константин Берёзин
О перемещении армии Владислава Андерса в Иран в 1942 г. 

В кои-то веки у поляков проявился инстинкт самосохранения — и их тут же начали обвинять в тупости и корыстолюбии. (Например, в статье «Как СССР армию Андерса кормил, поил и одевал». И вообще это распространённое мнение.)

Ну а если бы они остались в СССР и участвовали в Сталинградской битве, и подавляющее большинство из них там бы погибло, и им бы потом сказали: «Спасибо! Мы помним ваш подвиг!» — это было бы лучше? Что ж в этом хорошего? Последующая трудная история отношений Польши и СССР от этого ни на миллиметр не изменилась бы (кроме только одного этого «спасибо»). Какой же в этом смысл — умирать за «спасибо»? Проливать кровь, чтобы потом другие поляки изредка слышали короткое: «спасибо!» — наряду с многочисленными инвективами и обвинениями? 

Умирать в Сталинградской битве — это значило бы воевать за чужие интересы. 

Сталину и своих советских граждан было не жалко — тем более ему поляков не было бы жалко (перемолоть несколько десятков тысяч поляков в битве). 

А так — они хотя бы свои жизни сохранили. Они смогли прожить до конца войны и потом детей растить. Это хорошо. 

Кто-то же должен рожать детей! Если не они, то кто? 

В ретроспективе можно сказать, что эти жизни имели большую важность — ведь после разгрома Варшавы в августе-сентябре 1944 г. Польше был нанесён огромнейший урон. В августе 1944 г. варшавяне в лучших польских традициях с безрассудным самоотвержением и отчаянно ринулись в восстание. Сохранённые жизни (в армии Андерса) оказались хотя бы небольшим противовесом этому тяжёлому поражению. Андерс ещё не знал, что Варшавское восстание начнётся, но устремился к тому, чтобы сохранить жизни своих солдат и офицеров — и оказалось, что не зря!





.