Чей Крым?

Виктор Ахинько
               

Вся его история, начиная с древних тавров и скифов, переполнена страданиями. Казалось бы – земной рай, особенно на побережье. Что вам, люди добрые, еще там надо? Живите и радуйтесь. Но благодатная природа полуострова с её горными долинами роз, лаванды, шалфея, уютными бухтами, шикарными дворцами всегда манила агрессивных завоевателей, захватчиков. Поэтому много веков здесь заливалась горькими слезами работорговля.

После монгольского нашествия продавали в основном урусов (украинцев, белорусов, поляков) и москалей (русских татар). Часть же из них обрабатывала на полуострове поля, сады, виноградники и в 1784 году стала вольными, коренными жителями, когда Крым, в том числе и с помощью запорожских козаков, присоединили к Российской империи. Теперь уже заливались слезами татары – их первая волна эмиграции в Турцию.

Второй исход случился в 1860-64 годах после Крымской войны. Опустевшие татарские села заняли немцы – отличные земледельцы. По переписи 1926 года их тут насчитали 44 тысячи. Рискну предположить, что именно они были тогда кормильцами Крыма. Выходит, что и госпожа Меркель могла бы замолвить своё веское слово в этом вопросе.

Тем более что и немцев-колонистов не обошла здесь горькая участь. В 1941 году их всех насильно вывезли в Сибирь и Казахстан. А спустя три года за ними, плача, последовали и татары. Города Крыма лежали в развалинах. Опустели и поля. Тогда же сюда стали завозить крестьян из Орловской, Брянской, Курской областей.

Им пришлось хлебнуть в Крыму много горя. Жаркий климат, малярийные москиты, каменистая почва. Но жаловаться – нельзя. Посадят и тоже отправят в Сибирь. После смерти Сталина Хрущеву донесли, что в Крыму беда, и осенью 1953 года он решил увидеть всё своими глазами.

Мы бы ничего не узнали об этом. Но вместе с Никитой Сергеевичем  поехал и его зять, журналист Алексей Аджубей. Он вспоминал, что автомобиль первого секретаря ЦК КПСС Хрущева окружили опухшие, несчастные русские поселенцы-крестьяне. Они кричали: «Нас обманули, пригнали сюда! Картошка тут не растёт! А капуста вянет, и блохи нас заели!»

Возмушённый таким безобразием Хрущёв отправился в Киев, собрал руководство Украины и заявил: «В Крыму южане нужны. Берите полуостров под свою опеку!»

Тогда в Крым была снаряжена из Киева комиссия, чтобы разведать реальное положение. В подробной справке зафиксирована удручающая картина. Посевы зерновых на полуострове по сравнению с 1940 довоенным годом сократились на 70 тысяч гектаров. Для Крыма – это очень много, почти катастрофа. Работают лишь три хлебных, восемь молочных и девять обувных магазинов. Запущены сады, виноградники, разрушена промышленность.

«На тоби Боже, що мэни нэ гоже!» - так, говорят, отреагировал на предложение Хрущёва секретарь ЦК Украины Алексей Кириченко, когда прочитал справку. Но его заставили принять Крым. Вот такой получился «подарок», о чём в России запрещено вспоминать, чтобы оглуплённые граждане и дальше кричали: «Крымнаш!»

Честным российским журналистам не позволяют также процитировать «Крымскую правду», которая писала в 1954 году: «Украина помогает крымчанам строить прекрасные города и курорты. Непрерывным потоком идут к нам эшелоны с украинским хлебом, мощными механизмами и оборудованием». Приехали туда также тысячи украинских селян.

Крым такой же ваш, господа россияне, как и наш, как и татарский. Сама история вопит об этом: «Живите там вместе с хлебосольной Украиной!» Тем более что вам, простым труженикам, в том земном раю никогда ничего особо ценного и не принадлежало – ни дворцы, ни долины роз. В лучшем случае вы лишь прислуживали хозяевам, а не живущие на полуострове могли там лишь летом покупаться и позагорать.

А вот у новых российских властных толстосумов давно чесались руки: захватим дворцы, санатории, дома отдыха и будем там шиковать! И шикуют. Им подпевали московские генералы: зачем платить за аренду военной базы? Заберём её и расширим! Они плевать хотели на международные договора, на санкции. Не из своего же кармана платить придётся.

Теперь вы, задуренные россияне, и расплачиваетесь, и увы, не видно конца вековечным страданиям на той благодатной земле. Хоть раз кто-то конкретный ответит на международном суде за наглую крымскую агрессию 2014 года?
Виктор Ахинько,
журналист