26. Как время является сознанию?

Павел Гордеев
§ 26. Как время является сознанию?

Следуя трехипостасному проявлению времени, далее определим, как оно является сознанию с учетом нюансирующих онтологических областей. Особенный смысл времени для каждой области мы уже показали – время в каждой области проявляется по-разному, в зависимости от сущности онтологической области, ее эссенциальных свойств. Теперь необходимо раскрыть другой аспект проблемы: как время каждой онтологической области импрессивно схватывается сознанием в первичной данности, как распознается в качестве особенного и как синтезируется во «время» вообще – «время» обыденного сознания и языка.

Объективное время, определимое как мера движения в пространстве, относится ко всякому движению – и внешнему, и внутреннему. Под первым подразумевается механическое движение материальных систем относительно друг друга, т. е. смена их положения в пространстве (включая изменение положения собственного тела относительно неподвижных окружающих объектов), под вторым – изменения (биологические, химические и др.) внутри самой материальной системы, делающие ее нетождественной себе в последующий момент. Наблюдение, измерение и выявление закономерностей внешнего движения делают возможным измерение самого времени (космического), внутреннего – открывают возможности выявления темпоральных особенностей внутренних процессов органических и неорганических систем (например, биологических ритмов).

Будучи мерой движения материальных объектов, объективное время воспринимается чувственно, и поэтому для сознания предстает двояко, в зависимости от степени соответствия явления возможности восприятия. Первый вариант – непосредственное восприятие движения, темп которого не выходит за пределы возможности восприятия субъекта и позволяет четко дифференцировать явление в темпоральных модусах. Второй вариант имеет место, когда движение не различается субъектом непосредственно, когда темп движения выходит за пределы нормального человеческого восприятия. В этом случае изменения явления постигаются (перцептивно или посредством логических операций) как след, попадая в человекоразмерный темпомир в модифицированной форме. Примером следового восприятия могут послужить запредельно (нормальному человеческому восприятию) медленные или запредельно быстрые движения. И те, и другие схватываются сознанием не непосредственно, а в виде групп, состоящих из суммированных единиц движения. Так, наблюдая за звездным небом несколько минут, сложно заметить какое либо изменение в положении небесных тел относительно друг друга и точки наблюдателя. Через несколько часов оно становится явным и ясно различается сознанием. Обратный пример: волчок с меткой, совершающий быстрые вращательные движения. Хотя «метка» проходит полный оборот, человеческому восприятию доступно лишь наблюдение отдельных «застывших кадров», мгновений ее движения. Полностью соответствует следовости и восприятие внутреннего движения, поскольку внутренние процессы в материальных системах или воспринимаются опосредованно – с помощью техники, или по следствиям – внешним проявлениям внутреннего движения. Таким образом, объективное время является сознанию либо непосредственно, в соответствии с его возможностями, либо как след ускользающего от восприятия явления.

Субъективное время является сознанию по-разному, в зависимости от направленности внимания. Если внимание интроспективно, внутренняя темпоральность предстает в рефлексии, схватывается и постигается как непрерывная смена психических состояний и составляющих их когитаций. Если внимание направлено на окружающую действительность и внешнюю деятельность, субъективное время может экстраполироваться на объективные события и явления внешнего мира, что выражается в оценке темпа событий (время «пролетело», время «замедлилось»). Следовательно, субъективное время предстает для сознания либо как чистая длительность, либо в синтезе с объективным временем, темп последовательности событий которого отпечатывается в сознании, модифицируя таким образом объективное время для субъекта.

Интерсубъективное время включает в себя время объективное и субъективное, модифицируя их и образуя самостоятельное значение. Основа интерсубъективного времени – наполняющий темпоральность смысл, разделяемый субъектами истории, делающий общемировое «теперь» общезначимым. Постижение времени другого как времени своего и времени своего как времени другого требует активной работы сознания, языка и общения, взаимодействия субъектов. Такое время, являясь отчасти отражением объективного и субъективного времени, специфически продуцируется коллективным сознанием. Поэтому постижение интерсубъективного времени для сознания является не чем иным, как самопостижением – созданием, передачей, обнаружением и использованием смыслов и темпоральных модусов в их взаимосвязи.