25. Как время проявляется?

Павел Гордеев
§ 25. Как время проявляется?

Итак, время проявляется как некоторое изменение или движение. Однако этот тезис требует уточнения и дополнения. «Множение» времени, подразделение его на время историческое, физическое, психологическое, биологическое и т. д. имеет смысл лишь в том случае, если время проявляется по-разному на различных уровнях бытия. Действительно, специфические особенности того или иного уровня модифицируют для себя абстракцию «время» как изменение бытия вообще, делают ее формой существования соответствующего конкретного уровня бытия самого по себе или способом его данности для человека, если учитывать необходимый момент человекомерности.

В самом общем виде, время проявляется в трех ипостасях (соответствующих интендируемым реальностям, в которые включен человек), как время объективное, субъективное и интерсубъективное.

Объективное время сопряжено с пространством, с пространственным движением и изменением состояния материальных систем. Измерение времени как числа движения возможно потому как оно само проецируется на пространство и свойственную ему протяженность. Закономерности в движении и изменении материальных систем поэтому продуцируют темпоральные закономерности, позволяющие это время измерять. Само объективное время неоднородно и зависит от масштаба рассматриваемых материальных явлений и характера протекающих в них (и относительно друг друга) процессов. Из этого вытекает возможность соотнесения темпов и ритмов различных материальных систем. Следовательно, идея гетерогенности объективного времени имплицирует его относительность. В материальном мире объектов время является системой темпоральных отношений.

В противоположность объективному времени и пространственной протяженности, темпоральной сущностью субъективной реальности является длительность, поскольку «данности внутреннего сознания, “внутренние предметы”, т. е. единства в потоке сознания, длятся» [1, с. 319]. Сознательные и бессознательные явления субъективной реальности, равно как и составляющие их когнитивные акты (как импрессивные, так и экспрессивные), развертываются во времени как длительность или последовательность длительностей. Изменчивость субъективных явлений, их конечность и взаимоотношения развертываются не в пространственной протяженности, хотя их содержания и могут принимать некое подобие пространственных форм. Поэтому протяженность не может выступать в субъективной реальности в качестве темпорально-организующего принципа. Непространственная проекция субъективного времени есть чистая длительность.

Особое положение в трехипостасной системе времени занимает интерсубъективное время, уникальность которого представлена синтезом субъективного и объективного. Именно интерсубъективное время является в онтологическом, общезначимом, общемировом «теперь», в котором и через которое воплощается со-в-местное со-бытие в мире. Это особенное «теперь» как динамичная точка отсчета само в себе лишено координирующей способности и для ориентировки нуждается в определении своих «не-теперь». Реализации этой цели служит деление времени на отрезки, инструментальное ориентирование в которых обеспечивают календарь и часы. Сами отрезки наполняются смысловым содержанием в соответствии с происходящими в них событиями, в совокупности формирующими историю. Интерсубъективное время организует жизнь, как индивидуальную, так и коллективную (жизнь отдельного человека, жизнь локальной культуры, жизнь человечества в целом), делает ее исторической, т. е. проживаемой не просто во времени, а во времени-истории, или историческом времени.

--

1. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.