Так уходил ли Александр I? О Фёдоре Кузьмиче

Константин Берёзин
Как мне кажется, один из самых сильных аргументов против «тайного ухода» Александра I Павловича и его тождества со старцем Фёдором Кузьмичом — это то, что он никак не позаботился об обнародовании информации о преемнике. Если бы он старался завершить все дела перед уходом, то должен был бы позаботиться о безболезненной передаче власти преемнику. А он этого не сделал. Вообще скрывать отказ Константина от престола — это ужасное безрассудство. Как он мог не понимать, что из этого могут произойти проблемы? И во всяком случае, если бы Александр I осенью 1825 г. собирался уходить, и завершал свои императорские дела, то непременно должен был об этом деле позаботиться. В высшей степени глупо — уходить с престола, ничего не сделав для разруливания дилеммы «Константин—Николай». Так что, получается, эти события были неожиданными, а значит — это была именно смерть Александра I (а не сознательный уход в Сибирь).

Как известно, эта неопределённость с преемником спровоцировала восстание декабристов 14 декабря 1825 г. (которому недавно, 26 декабря, исполнилось 190 лет).

В. О. Ключевский говорит об этой ситуации так:

«Но странно, что этот манифест <о преемнике> не был обнародован и даже доведен до сведения самого нового наследника. В трех экземплярах этот манифест за печатью был положен в Москве в Успенском соборе, в Петербурге — в Сенате и в Государственном совете с собственноручной надписью государя: «Вскрыть после моей смерти». Таким образом, Николай, говорят, не имел точных сведений об ожидавшей его судьбе. Кроме государя и Константина, знали об этом только императрица-вдова, императрица-мать, да князь А. Н. Голицын, да еще Филарет, митрополит московский, который редактировал текст манифеста. Ничем разумным нельзя объяснить таинственность, в какую облечено было распоряжение о престолонаследии...».


* * *

Добавление от 3 апреля 2016 г.

Как Николай мог этого не знать, если Константин был женат вторым браком на католичке, и эта католичка не собиралась переходить в православие? Лично мне кажется, это было очевидно, что Константин править не будет — только простые мещане или крестьяне в такой ситуации должны были верить, что «Константин следующий»... Ведь не может императрицей стать католичка, да ещё — вторая жена...

Странно, что дворяне не понимали, что Константин править не будет... Вот это странно...







.