Вольт Суслов. - Взрослым и детям обо всём на свете

Людмила Дементьева
Сегодня мы с вами проведём "Весёлый урок". Вы  прочитаете смешные стихи.  Актёр  и режиссёр Ролан Быков сказал, что смех делает человека лучше. Он умного делает  ещё умнее, а слабого сильнее. Вы заметили,наверное,что сами злые люди  смеяться  не умеют? Вы помните разбойника Бармалея? Так он смеяться не может - совсем  лишён чувства юмора.

Есть у нас и орден, которым сами дети награждают тех взрослых,которые дарят им   радость.Это Международный Орден улыбки. Им удостоен Сергей Михалков.В передаче "Радионяня" обсуждались кандидаты на медаль "За улыбку". На эту  медаль слушатели выдвинули Аркадия Райкина, Юрия Никулина, Олега Попова.
Сегодня  мы  с  вами  почитаем  стихи  Вольта  Суслова.

Суслов Вольт Николаевич (1926-1998) - поэт, детский писатель.Родился в Ленинграде 24 декабря 1926 года. Участник Великой Отечественной войны, участвовал в боях на Ленинградском фронте (1944-1945гг.).
В 1953 году окончил отделение журналистики Ленинградского университета. В 1954-1975 годах работал в редакции газеты "Ленинские искры", был редактором-составителем журнала "Искорка". Первое стихотворение опубликовал в 1956 году в газете "Ленинские искры". Совместно с петербургскими композиторами (В. Баснером, Г. Портновым, Я. Дубравиным, Б. Кравченко и др.) написал более 300 песен.

Вольт Николаевич активно сотрудничал с журналом "Костёр". Читайте его стихи!

    Как я сочинял стихи..

Я  по  улице  иду,
Сочиняю  на  ходу.

Всё  беру  в  стихи,  что  вижу:
Кошку,  клевер,  куст  ольхи.
Подходи,  козёл  поближе -
Попадёшь  в  мои  стихи!

А,  бежишь?..
Ну - ну,  не  очень!..
И  рога  зачем  вперёд?
Вот  дурной  какой!
Ну... хочешь -
Подарю  тебе  блокнот?
Вот  пристал  козёл  упрямый!
И  рога  наперевес!
Нарушает  этот  самый...
Этот...  творческий  процесс.

Убегаю!
Удираю!
Ничего  не  сочиняю.
Прямо  в  куст  лечу  крапивный!
Дальше - прямо  в  лопухи!
Вот  козёл  какой  противный -
Взял  испортил  мне  стихи...

Об  авторе  этих  строк Вольте  Суслове  рассказывает Лев Гаврилов -писатель - сатирик.  Однажды  он  прочёл  в  газете "Ленинские  искры" такие  строки:

Катюша  бежит  и  поёт  на  бегу.
Соседку  свою  я  узнать
не  могу:
Вчера  принесла  в  дневнике  единицу,
А  нынче  поёт  и  щебечет,
          как  птица!
Вприпрыжку  с  портфелем
        из  школы  бежит!
- Чему  ты  так  рада,
Катюша,  скажи?
- исправила  я  единицу  свою!
Мне  двойку  поставили!
Вот   и  пою.

И  случилось  то,  что  бывает  со  многими  читателями,- захотел Лев  Гаврилов  увидеть  автора  этого  озорного  стихотворения.Думаю,  и  вам  захотелось  узнать,  кто  же  это  написал  такое стихотворение?  Потому  я  и  поместила  для  вас  его  портрет.

На  Фонтанке,  в  редакции  "Пионерская  газета",  он  увидел незнакомого  человека  в  очках.  Рядом  с  ним  сидела  пионерка.  Они  серьёзно  о  чём - то  разговаривали.  На  столе перед  ними -пулемёт,  автомат  и  несколько  гранат.  Когда  девочка  ушла,  Гаврилов  спросил  у  незнакомца: "Не  скажете, где я  могу увидеть поэта Суслова?- А по какому вопросу? - насторожился литсотрудник.И рука  его легла на гашетку пулемёта.
-Да  так,  пустяки, - поспешил  ответить Гаврилов.  Дело  сугубо мирное.  Хочу  познакомиться  с автором этих  стихов.  Он  протянул ему  газету.  Литсотрудник  ещё  больше  насторожился...
- Не  понравилось?
- Напротив, - сказал  Гаврилов  и  объяснил  этому  странному  чудаку, что  такие  весёлые  стихи  не  могут  не  понравиться. Литсотрудник  после  этих  слов  рассмеялся и  признался: Вольт  Суслов - это  я.  Ну  и  напугали  же  вы  меня!  Это моё  первое  и  единственное  стихотворение. Теперь  этот  молодой  литсотрудник - известный  детский  поэт, Заслуженный  деятель  культуры  РСФСР.

Родился он в Ленинграде, на Васильевском острове. Родители назвали его непривычным именем Вольт. Всё остальное было, как у всех в те годы: матроска, чёлка и  короткие  штанишки. Сначала детсад, потом школа. Первый класс, второй, третий...пятый и шестой - всё как обычно. А после седьмого - война! Блокада... Мальчика увезли в город Алма-Ату. Здесь не стреляли пушки и было тепло. Но маленький ленинградец убежал из этого тёплого мирного города и стал солдатом Ленинградского фронта. 3 января 1944года он стал военным шофёром.

Интересно,  а  как  же  он  стал  поэтом  и  писателем?  Не  передалось  ли  это  по наследству от  родителей? Но  мама  Вольта  была  врачом, а папа - инженером увлекался музыкой. Возможно, произошло это тогда, когда газета опубликовала
его первое стихотворение. Больше 20 лет проработал Вольт Суслов в пионерской печати. Попросите бабушек, пусть они расскажут  вам, как были пионерами!

В  1960 г. вышла  первая  книга "Ёж".  И  написал  он  её  со  Львом  Гавриловым.  Написал  Суслов  и  о  буквах "Трудные  буквы". О  каждой  букве  он  написал  насмешливое  стихотворение. О  букве  "щ"  поэт  написал  так:

Он  не  ест  у  нас  ни  щей,
Ни  борщей,
Ни  овощей -
Вот  и  тощий,  как  Кащей!

Написал он и для самых маленьких, кто начинает учиться читать:

...Для  тех,  кто  мед - лен - но
   чи - та - ет.
   Я  так же  мед - лен - но
   пи-шу.

В  доме  у  Вольта  Суслова  очень  много  книг.  Есть  и  те,  которые  написал  хозяин  дома: "33 мушкетёра",  "Я  люблю  весёлых", "Марш  непромокаемых",   "Песни  героев  любимых  книг"... играет  Суслов  и  на  гитаре,  поёт  и  пишет  песни:

В  это  место,  как  назло,
Нас  в  походе  принесло.
Не  успела  вспыхнуть  спичка,
Как  слетелись - будь  здоров! -
380  тысяч,
380  тысяч
Двести  двадцать  комаров.

Или  превращается  Вольт  Николаевич  в  вождя  краснокожих:

Когда  ты  дома,  что  за жизнь?
То  есть  садись,
то  спать  ложись,
То  руки  мой  перед  едой!
Мне  повезло:
Пузатый  Билл
Меня  из  дома  утащил.
И  вот  в  пещере  у  костра
Сидит  со  мной.

У  Суслова  собраны  многие  сведения  по  истории  Петербурга, Петрограда,  Ленинграда.

Попросите  своих  родителей  взять  для  вас  в  библиотеке  книги  Вольта  Суслова  и  вам  непременно  захочется  выучить  его  весёлые  стихи!