Новогодняя поездка к прабабушке. 1. Байка о кладе

Галина Гостева
               
    Вся счастливая семья Зорькиных приготовилась к поездке в село Моторское еще  с вечера. Правнучки, пятиклассницы – близняшки Милана и Майя, упаковали свои рюкзачки с новогодними платьицами и акварельными  пейзажами, написанными специально в подарок прабабулечке Леночке и дальней родственнице тете Татьяне, проживавшей вместе с  ней уже несколько лет.

    Их любимый папочка , адвокат Зорькин Василий Петрович, приходившийся внуком бабушке Лене,заправил оба бензобака своего УАЗа «Хантер» и закупил для новогодней ночи все необходимые продукты: сок, мандарины, виноград, бананы, копчености, колбасу, конфеты и другие сладости, полусухое вино и шампанское.

     Василий был высоким импозантным мужчиной с густой шевелюрой темных волос, прямым носом, упрямым подбородком и волевым взглядом темно-карих миндалевидных глаз.

     Закупку   памятных подарков, открыток, подготовку сценария поздравлений к  предстоящим праздникам осуществляла раздасадованная Илона Ильинична, их мамочка, работавшая продавцом в магазине «Сувениры». В последнее время она что-то часто бывала не в духе.

      Илона Ильинична слыла в Кызыле среди русскоязычного населения первой красавицей. Ее густые белокурые волосы  шаловливо завивались в  крутые завитки. Темно-голубые глаза привлекали взгляды, словно весеннее небо. На обеих щеках при улыбке появлялись очаровательные ямочки, которые так и хотелось расцеловать.  Рождение девочек-близняшек  ничуть не испортило ее стройную, точеную фигурку.
Подрастая, девочки все больше стали походить на мать. Такие же красавицы и скромницы.

      Разногласие у тридцатичетырехлетних Илоны и Василия возникло при обсуждении  подарка для бабушки Елены в связи с ее 80-летним Юбилеем. Новый Год предстоял не простой, так как бабушка родилась утром 1 января 1936 года. Илона настаивала на золотых украшениях с бриллиантами, втайне надеясь на то, что они ей позднее и достанутся. Василий же твердо заявил, что они подарят бабушке на всякие нужды 80 тысяч рублей.

     На косые взгляды жены он привел веский довод: -  Быстро ты забыла, кто нам денег на покупку двухкомнатной квартиры в 2004 году после рождения дочек дал! Думаешь, легко ей было по 20 соток картошки выращивать, свиней откармливать и десяток ульев с пчелами держать. А ей ведь тогда под семьдесят было!

     Выехали из города рано утром. На посту «Шивилиг» их остановил патруль ГАИ для проверки. Илона с дочками вышли из салона, чтобы размять ноги и подышать свежим морозным воздухом.

      Сумрак ночи уже почти рассеялся. Серовато-фиолетовые  тучки, словно стадо барашков, поднялись вверх над горизонтом в просветлевшее небо. Месяц, половинкой творожной ватрушки, завис над верхушкой огромного кедра новогодним украшением.

     Солнце еще не взошло, но его невидимые лучи уже чуть-чуть позолотили и небеса над горизонтом, и нижние лохматые края туч и облаков.

     Желтовато-палевый цвет, постепенно сгущаясь, выткался в ажурную розоватую вуаль, закрывшую восточную часть светло-серого неба с едва заметными  проблесками голубизны.

     Туман с низины поднялся вверх и рассеялся, уступив место разливающейся утренней зорьке. Вот уже и легкая голубизна явственнее проявилась по  всему  небесному  куполу  над вершинами ближних холмов и дальних Саянских хребтов.

     Прямо на глазах облака из серых окрасились в молочно –кремовые цвета. Словно взбитые сливки с абрикосовым вареньем, они хаотично расплескались то тут, то там в небе над горизонтом, создавая  необычайно-пленительную , беспримерно светлую, трепетную, нерукотворную небесную  живопись, достойную кисти Клода Моне, известного художника импрессиониста.

     Милана и Майя беспрерывно снимали небо на кинокамеру, чтобы вернувшись домой, запечатлеть уже все это в своих акварелях.

     Даже ранним утром Федеральная трасса М-54, а по-старому, Усинский  тракт,  как всегда была полна проезжающих легковых автомобилей, автобусов и груженых фур.  Это, ведь, единственная автодорога, соединяющая Республику Тыва с  другими регионами Сибири.

     Вот уже остались позади : справа речка Ус, слева отвесные скалы; памятный стенд с драконом, разделяющий Туву и Красноярский край;  цепь  горного массива  Ергаки со скульптурным  ороглифом – Спящим Саяном;  часовенка Святого Николая Угодника, в память о погибших 28 апреля 2002 года 8 человек, включая  губернатора Красноярского края Лебедя Александра Ивановича. Из-за плохой видимости вертолет «Ми-8»  тогда  задел хвостом провода ЛЭП и рухнул на  землю недалеко от трассы.

     Благополучно миновав самый опасный участок дороги в Саянах, Буйбинский перевал с его противолавинной галереей, спустились в поселок Танзыбей. На выезде из поселка свернули направо на Червизюль. Где-то через час с небольшим по
шоссейке после обеда уже приехали в Моторское.

     Прабабушка, Чепрасова Елена Николаевна, бывшая доярка, а затем  знатная повариха сельской столовой, многолетняя участница художественной самодеятельности, голосистая певунья и великолепная сказительница разных баек и историй ( их кружок даже в передаче " Играй, гармонь!" показывали) с объятиями  и слезами радости встретила внука с женой и дочерьми, своими правнучками.

     Куда-то с годами подевался ее высокий рост. От полноты и статности не осталось и следа. Но глаза ее все еще сияли задором, и улыбка, по-девичьи смущенная, озаряла ее худенькое личико.

     Получив в подарок цветастый шерстяной платок, она тут же повязала его на голову, комментируя свое отражение в зеркале: - Да, кто же это тут в зеркале стоит?! Ножки тонкие. Волосы седые. А, морщин-то, морщин, лицо, словно плугом вспахано. Это, не я. Это кто-то другой.

      Видно, зеркало из комнаты смеха принесли. Как оно меня изуродовало! Так и хочется смехом залиться. Нет! Не умеют теперь зеркалА  делать. Раньше-то их мастера делали. Посмотришь, бывало, в зеркало, и налюбоваться на себя не можешь. Красавица! Всем на загляденье. Глаза огромные, словно озера синие. Брови соболиные. Ресницы густые. Косы с руку толщиной. Ямочки на щеках парней с ума сводят.

      Мой-то Иван  Егорыч, как увидел меня на танцах в клубе, так и присох ко мне на всю жизнь. Прорабом был. Зарплату хорошую получал. На него многие девчата заглядывались! А он меня, простую доярку с Польского Выселка, выбрал. Жалко только, что после золотой свадьбы год один еще и прожил. Хорошо, что хоть Татьяна, его младшая сестра меня не бросает. Вдвоем все веселее век коротать.

       Правнучки подбежали к ней, и, ну, обнимать ее со всех сторон, оглаживать,  целовать, да приговаривать: -  Ты у нас самая прекрасная прабабулечка  на свете. Знаешь, как мы тебя сильно любим и скучаем по тебе! Поехали к нам вместе с  тетей Татьяной жить. Вот увидите, как нам весело всем будет. Мы вас научим и планшетом пользоваться, и в игры компьютерные играть, и в «Одноклассниках»  вас зарегистрируем, и в « Контакте».  Вы  будете народные песни петь, а мы  ваше исполнение сразу в Интернет выкладывать.
 
     У прабабушки  Леночки  от смеха даже слезы на глазах выступили. 67 –летняя,  статная, дородная Чепрасова Татьяна Егоровна, с добродушной улыбкой на полном, еще красивом славянском лице, быстро собрала на стол и позвала всех перекусить с дороги. До пенсии она тоже работала поваром в столовой местной средней школы и слыла самой искусной стряпухой в то время. После выхода на пенсию, она, оставшись бездетной вдовой, переселилась к Елене Николаевне и стала помогать ей вести хозяйство.

     Обедая, Милана с Майей, с интересом разглядывали принаряженную елочку в углу комнаты. Чего только на елочке не было! И бусы разноцветные! И бантики разных форм и цветов! И игрушки старинные: оловянный солдатик с балериной, мишка с бочонком меда, петух с саблей на боку, белочка с орешками, и  сосульки с шарами стеклянными. А на верхушке  - красная пятиконечная звезда.

     Они ели, рассматривали елочку, да еще и успевали на вопросы хозяек дома отвечать. На вопрос Татьяны:" Что вас,  девочки, больше всего в дороге поразило?»,  Майя ответила: "Субурган! Такой белый памятник, похожий на пирамиду, а наверху у него, словно шапка тувинская, островерхая, только каменная, одета".

      Видя удивление Татьяны, отец Майи  пояснил: - Субурган  -  символ буддийской религии. Внутрь его закладываются сутры ( молитвы), старинные реликвии, драгоценные камни , шерсть верблюда или овцы, молоко животных. Буддисты верят, что Субурган обладает  магическими, защитными и очищающими силами. Обычно их возводят с четырех сторон города или поселения для дальнейшего процветания, благополучия, обильных урожаев.

     Выслушав, Татьяна тяжело вздохнула: -  А у нас ни попа, ни церкви нет. Три старушки молитвы знают, так их во все дома приглашают, когда  приспичит  к Богу обратиться.

     Прабабушка Лена  погладила Милану по русой головке и попросила рассказать о том, что той больше всего понравилось в дороге.

     Милана тут же оживилась и давай описывать Спящего Саяна, помогая себе
жестами обеих  рук: - Мы на уроках слушали разные легенды и мифы про этого Саяна.  В одной говорится, что это мудрый и добрый богатырь, охраняющий местность Ергаки  и сокровища, которые там находятся.  Когда  возникнет опасность, он проснется и будет нас защищать. Так в тувинской легенде рассказывается про него.

     А в русской легенде утверждается, что его зовут богатырь Святогор.  Он тоже охраняет нас от врагов.

      Есть еще и третья легенда, но мне она не очень нравится. В одной семье рождались только девочки, а родители хотели мальчика. Однажды один странник,  выслушав их горестный рассказ, дал им яблоко, разломив на две половинки.

      Муж с женой съели это яблоко и у них потом родился сын. Вырос сын красивым, но лентяем. Избаловали его родители. Возомнил он себя  рАвным  Богам и захотел жить вместе с  ними.  Боги сильно рассердились на него  и превратили в каменное изваяние.

      Прабабушка изумленно ахнула: "Ах, горюшко- то, какое! Так что же он, бедный, так до сих пор каменный и лежит? И никто его разбудить не может?!"

       Милана, жестикулируя, даже вскочила со стула и тут же улеглась на пол,  распустив волосы по плечам, сложив руки на груди и вытянув ноги: "Вот так он и лежит каменный все время!"

       Татьяна быстро подошла к Милане и подняла ее с пола со словами:" Чур, тебя! Чур, тебя! Чур, тебя! Никогда больше на себе этого не показывай,  детонька!  Ну, их, эти легенды, к лешему".

       Отец  Миланы,  Василий, помолчав, добавил:" Сам он проснется, когда упадет Висячий камень и брызги из Радужного озера обрызгают его.  А что будет после его пробуждения, никто не знает! Так что лучше пусть он подольше поспит".

        Во время шумного разговора Илона Ильинична не проронила ни слова. Чувствовалось, что какие-то печальные мысли не дают ей расслабиться и  радоваться встрече с родственниками.
 
        После обеда девчонки с отцом  пошли прогуляться до речки и посмотреть  местные магазины.  Илона  Ильинична решила остаться дома и поспать немного.

        Часов в 8 вечера все снова уселись за стол. Начались проводины Старого Года. На стол выставили соленья-варенья, выложили на фарфоровое большое блюдо разные домашние сдобы-постряпушки, поставили холодец в мисках. К рыбе подали отварной рассыпчатый картофель, посыпанный сушеным укропом. В стеклянные стаканы налили вкуснейшего компота из черноплодной рябины.

        В лишний стакан  бабушка Лена налила компоту и Старому Году со словами:  -  Не обижайся на нас , Старый Год!  Настала пора прощаться с тобой. Мы тобой очень довольны!  Нас  ты не обижал. Помогал во всем. И зима была теплая. И весна ранняя пришла. Лето красное нас щедро одарило грибами, да ягодами. А, уж, как осень расстаралась с урожаем овощей, да картошки, тут ей и тебе особая благодарность от нас всех.

      Девчонки давай тут же подыгрывать ей:" А от нас тебе спасибо за арбузы и дыни, за клубнику, землянику и малину со смородиной".

      Отец их, смеясь, отвесил низкий поклон: "А от меня спасибо за свиной хрящик".

      -  А,  причем тут свиной хрящик?  - недовольно  уколола  мужа  жена  Илона.

      Василий, нежно поцеловав ее в щеку, пояснил: " Вкус вкусу не указчик. Кто-то любит арбуз, а кто-то и свиной хрящик. Разве ты этого не знала?"

      Отсмеявшись, Татьяна указала рукой на стол: - Уважаемый Старый Год! Откушай с нами перед дорогой холодца свиного, котлеточек домашних, пирожков с картошкой и капусткой, оладушек со сметаной. Кто знает, где еще тебя покормят?!

      Не забудь прихватить с собой наши печали и горести,  хвори  разные и другие напасти. Развей их где-нибудь в темном лесу подальше от людей.  Прощай, любезный.

      Девчонки открыли двери и все стали махать руками, провожая Старый Год.
Ожидая прихода Нового Года,снова уселись за стол. Настал черед загадок, пословиц,  поговорок, подобранных заранее Илоной Ильиничной.

      Отвечая на заковыристый вопрос, бабушка Лена быстро объяснила всем, откуда взялась присказка о молочной реке с кисельными берегами.У нее у самой в хозяйстве была корова Милка, дававшая летом за 3 дойки до 40 литров молока. А ее мама любила варить кисель из овса. Когда он застывал, его разрезали большим ножом.  Таким тугим он был, как резина.

      Татьяна легко разгадала другую загадку:  -  Сначала  наливают, затем вчетверо складывают.  Улыбнувшись, она, молча, указала на блины.

       А вот загадка: -  Вверх дном полная, вниз дном пустая, -  вызвала целый шквал предположений, а затем вывод, что такого не может в жизни быть. Оказалось, что это шапка.

      Но самой сложной для всех стала четвертая загадка: -  Вырос  лес - белый весь. Пешком в него не войти, на коне не въехать.  А разгадка была на виду. Морозные узоры на стекле.

     Дошла очередь и до баек. Прабабушка попросила выключить свет и зажечь свечку, чтобы таинственнее стало, и начала тихим голосом рассказывать: -   Существует поверье еще с самых древних времен, что в пОдполе некоторых домов скрыты клады. И раз в 100 лет за 10 минут до наступления Нового Года  клад  оживает в подземелье и глухим голосом вопрошает  у  хозяев:« Выйду?» 

     Первые два раза надо промолчать и взять в руку деревянную скалку.  А когда клад в  третий раз спросит: « Выйду?», тут уж надо громко сказать: « Выходи, коли сам решил!». И тогда он появится в образе металлического человека, состоящего из золотых и серебряных монет, колец, сережек и ожерелий, драгоценных камней.

     Тут надо не растеряться и ударить его деревянной скалкой по голове. От удара он и рассыплется у ног. Клад нужно весь собрать, завязать в скатерть новую льняную, а наутро половину раздать всем нуждающимся, а вторую оставить себе.

     Василий решил кое-что прояснить для себя: " Так, значит, клад может выйти к любому человеку под Новый Год, или нужны особые заслуги?"

     Бабушка пояснила ему, своему ненаглядному внуку, которого растила с 12 лет, после трагической гибели его родителей от руки озверевших бандитов : " Про заслуги, Василек, ничего моя мама не говорила. Только однажды она обмолвилась, что клад выходит лишь к  тем,  кто с достоинством перенесет все, выпавшие на его долю, испытания.

     Замирая от страха и тесно прижавшись к матери с  двух сторон,  Милана с Майей  быстро взглянули на часы. Стрелки показывали без 10 минут 12 часов ночи.

     От громкого стука в дверь все, слушающие байку, даже вздрогнули в испуге. А когда за дверью раздался глухой мужской голос: « Можно войти?», всем послышалось: « Можно выйти?»

      У каждого из семьи Зорькиных  в голове лихорадочно  замелькали мысли: « Где взять деревянную скалку и новую льняную скатерть?»

      Улыбнувшись, бабушка Лена смело шагнула к двери. Татьяна, включив свет, тоже пошла вслед за бабушкой. В дверь вошел неказистый  маленький человек  в  черном полушубке:" Гостей ждете? Принимайте. Я их на автобусе из Танзыбея  привез вместе с пожитками".

    -  Да где же сами гости, Петруха?  - удивилась Татьяна.
-  Так в автобусе и сидят. Решения Вашего ждут, - ответил ей Петруха , улыбаясь.
Баба  Елена замахала на Татьяну рукой:  - Иди скорее, принимай дорогих гостей, чего их на улице морозить! Вслед  за Татьяной  с водителем  на улицу выскочили и Милана с Майей, любопытные сороки.

      Когда  за ними закрылась дверь, Елена Николаевна  торопливо стала объяснять внуку и его жене, что к чему: - Год назад у  Владимира Панкова, одноклассника  Татьяны, жившего в Танзыбее, скончалась жена Альбина от рака. Все бы ничего, и это горе пережить можно. Но на руках у него осталась 13-летняя удочеренная девочка Катя. Своих-то детей им Бог не дал. Вот они и удочерили Катеньку  из  Минусинского дома малютки, когда ей было всего полгода.

      Когда жена умерла, отдел опеки и попечительства несовершеннолетних просто замучил их своими проверками и придирками. Вот Владимир и уговорил Татьяну стать его женой.  Катя с Татьяной  летом еще познакомились и сдружились. Только Татьяна никак не могла решиться оставить меня одну.

      И тогда уже я предложила  Владимиру с Катей к нам перебраться. Места всем в доме хватит. Огород большой. Сад  разросся. Все свое. Руки только приложи хозяйские и горя знать не будешь.

      Илона  с Василием только головами качали от таких ошеломляющих новостей. Этого они меньше всего ожидали от своей родни.

       Заскрипела дверь, впуская  Милану с Майей и незнакомой девочкой Катей. Она была чуть повыше и поплотнее близняшек. Ее волнистые белокурые волосы выбились  из под вязаной красной шапочки и рассыпались поверх красного пуховика. Огромные голубые глаза смотрели на Илону и Василия настороженно. Все три девочки были на одно лицо, словно под копирку.

      Василий улыбнулся изумленно, ничего  еще не понимая, и протянул Кате руку:  - Ну, давай знакомиться, родственница. Можешь меня дядей Васей называть.

      Позади него послышался какой-то шум. Он оглянулся. Илона, потеряв сознание, тихо сползала на пол со стула…

 Продолжение следует: http://proza.ru/2016/01/20/1508