Фуэте

Валерий Кононов
 

        Когда Нина появилась в классе (раньше училась в другой школе), ничем особенным моего внимания не привлекла, хотя появление новенькой, конечно, было определённым событием. Ну и что? Появилась и появилась. Подумаешь, есть в классе девочки и... Ну, да ладно.

Почему-то её на уроках учителя какое-то время не спрашивали и к доске не вызывали. А я думаю, всем хотелось узнать новенькую получше.

Не знаю, как долго это бы продолжалось, если бы не новое событие.- Пришёл с фронта Владислав Владимирович Ивановский. Раненный в ногу. До войны он учительствовал в нашей сельской школе как преподаватель географии.
Уже через неделю после возвращения из госпиталя он вновь пришёл в нашу восьмилетку и стал за учительский столик. Как учитель географии, как наш классный руководитель.

Он сразу понравился нам. Как теперь, вижу его аскетически подтянутую фигуру, сцепленные за спиной руки, мелкокурчавые чёрные волосы с сединой, коричневую, по-моему, моды двадцатых годов толстовку с поясом, сдержанную улыбку и спокойную, непринуждённую манеру общения.

— Ну, что ж? — начал урок Владислав Владимирович, — Сегодня мы повторим тему: «Природные зоны России». Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Нина Истомина. Прошу, пройдите к карте.

Почувствовалось успокоительное шевеленье класса, и все замерли, когда увидели, как она шла. Она не шла - летела, будто птичка, лёгкая, почти воздушная.
Её  толстая чёрная коса до нижнего края синего в горошек платья, взлетающие вверх орлиные крылья чёрных бровей на выписанном небесами личике, думаю, не у меня одного из юношей-восьмиклассников остановили дыхание.

Могло показаться картинно, но позже все мы убедились, что ни делала новенькая, было её природною сущностью. Указка в её руках так и бегала, обозначая границы арктики, тундры, пустынь, лесотундры, тайги. Движения при этом были не порывисты, а естественно плавны, как покачивание челнока в море в щадящую погоду. Все сидели с открытыми ртами, слушали.

Минута-другая, и Владислав Владимирович склонился над журналом:
— Достаточно! Какая Вы молодчина! — Пять! Садитесь на место, Нина.
На лице учителя — выражение полного удовлетворения. А мы своими взорами с каким-то особым любопытством проводили новенькую на место.

После этого урока всё в классе изменилось: Нина сблизилась с девочками. Охотно вступала даже в доверительные тайны с ними, а в перемены обязательно принимала участие в девичьих запевках.

 А я стал часто думать о ней. Даже перед сном. Написал и посвятил ей стихи из трёх строф. Надеялся передать их Нине при случае.

Не знаю почему, но однажды случилось то, чего я, будучи очень застенчивым, малословным, никак не ожидал. Как-то на перемене она подошла ко мне и с улыбкой сказала:
— Хочешь я покажу тебе кое-что?
Признаться, я оторопел на секунду-другую:
— Наверное, книгу?
— Да нет. Выйдем куда-нибудь. При всех не хочу...
 В дальнем конце коридора безлюдно..
— Ты вот стань сюда, у самого окна. А теперь смотри! — сказала Нина.
Она сняла туфли и в быстром темпе сделала на одной ноге несколько полных последовательных туров, поворотов, оставаясь на одном месте. Я никогда не видел балета, и моему удивлению не было предела. Обалдело молчал.

— Это движение, Валерий, — сказала Нина, — элемент классического балета и называется фуэте. Исполняется на пальцах на пуантах. Теперь понял, почему я сняла туфли?
— Ты сказала: «на пуантах». Это...
— Пуанты — это женские балетные туфли. Они позволяют принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног. Надеюсь, ты заметил  это?
 Я не знал, что сказать. Ошеломлённый увиденным и услышанным, вряд ли мог я заметить все эти тонкости.
Прозвенел звонок на урок.

— Я как-нибудь приглашу тебя домой в гости и покажу тебе настоящее фуэте, — сказала Нина с улыбкой.
Преодолевая себя, наконец я решился:
— Нина, я вот стихи тебе написал...