Рецензия на спектакль Эмигранты

Игорь Тазеев
"Эмигранты" (Студия "Белый шар")

"Где еще можно напиться приличного чая, как не у себя дома."

Завершил свой театральный год посещением постановки по пьесе одного из моих любимейших авторов-драматургов - польского абсурдиста Славомира Мрожека.
Съёмная дешёвая квартира в подвале жилого дома. Стол, пара кроватей и голые стены. Два чужака в этой стране - интеллектуал-писатель и скряга-работяга. У них практически нет точек соприкосновения, но от их бесед и конфликта не оторваться.
Спектакль, честно скажу, меня потряс. После достаточно слабой, на мой взгляд, военной драмы "Сашка" (я уже как-то о ней писал) никак не ожидал увидеть от ребят такой глубокой, сильной и законченной во всех смыслах работы. Причём, что меня удивило больше всего, сохранив практически дословно текст оригинала, а также его посыл, мораль и идею, Павел Любимцев, поставивший спектакль, умудрился превратить "Эмигрантов" в ярчайшую комедию - уморительную, но в то же время - глубокую, местами грустную и, что немаловажно, очень жизненную. И ведь что мне нравится в Мрожеке - его произведения не теряют актуальности даже спустя десятилетия! Да, в данной постановке натурализм мрачный и фатальный уступает место натурализму лёгкому и жизнеутверждающему, но в то же время, постановка очень хорошо обыгрывает нашу жизнь, оставаясь, при том, всё той же абсурдистской драмой - накалённой, эмоциональной и насыщенной.
И диалоги, из которых практически целиком и полностью состоит произведение, в прочтении Любимцева и актёров "Белого шара" не вызывают чувства скуки или тоски. Напротив - они завораживают, увлекают, заставляют перенестись на эти полтора часа в тот самый германский подвальчик, в компанию двух колоритных персонажей. Необычайно живой спектакль о месте каждого в жизни. Спектакль, дарящий массу чувств и эмоций, но заставляющий остановиться и подумать.
По поводу интерпретации Любимцевым произведения хочется добавить, что никак не ожидал от спектакля столько юмора. Очень грамотный ход и интересный взгляд на события. Действительно смешно. Очень смешно. При идеально точной передаче сути произведения, при сохранении его послевкусия и восприятия. По мне - гениально!
Единственные претензии, если их так можно назвать - доллары вместо справедливо ожидаемых марок и обрезание начального диалога про муху, из-за чего в финале её упоминание выглядит уже лишним. Хотя, зрителям, не знакомым с оригиналом, думаю, это прошло незамеченно.
Декорации, оформление сцены и костюмы - превосходны. Опять же - грамотный минимализм. Везёт мне в последнее время с ним. Антураж передан стопроцентно, атмосфера воссоздана - идеально. Попадание - в самое яблочко!
Режиссура - превосходная. Всё на своём месте, никаких лишних деталей, движений, сцен. Лучше и не представить. Музыкальное оформление - приятное и тематическое.
Актёрская игра - на высшем уровне. Спектакль, в котором, в отличие от того же "Сашки", гений молодых актёров для меня раскрылся на все 100%! Причём, попадание в роли - идеальное! И острый на язык интеллигент Сергея Беляева, и порой неуверенный в себе и жизни работяга-Скружд в исполнении Максима Демченко - я искренне наслаждался каждой минутой спектакля - настолько живую, яркую, эмоциональную и блистательную игру показывали на сцене ребята! Они не играли - они жили своими героями! Я ни на секунду не сомневался ни в ком из них. Очень характерные образы, очень скрупулёзный подход каждого из актёров к своим персонажам - вплоть до мельчайших деталей образов, что удивительно - они создали их в себе и просто прожили этот отрывок их жизни перед зрителями! Поразительнейшие чувства!
Так что, однозначно советую ознакомиться с этим произведением Мрожека именно в постановке "Белого шара" - она гениальна и восхитительна! Лучшего закрытия года я для себя и представить не мог! Масса самых положительных эмоций!

"До сих пор мне было тебя жаль, но теперь ты переступил всякие границы."