Синее платье

Евгения Брагина
Быль.1983 г.



Перед свадьбой были безснежные дни, а в день свадьбы, вечером, разыгралось настоящее светопреставление. Запуршило, закружило - завьюжило, закидало невиданным снегопадом до ни зги не видно, подмосковный город и кафе, где происходил серьёзный и вроде обдуманный поступок Нади в жизни.
 
Казалось, сама природа хотела воспротивиться происходящему, но только и смогла, что биться порывистым ветром со снегом в освещённые большие окна маленького кафе, о чём то предостерегая и, в то же время, отрезая все дороги к отступлению.
 
Из-за такого внезапного каприза природы сердечко невесты сжалось и нестерпимо  заболело от невозможности что-либо изменить, и она удушливо - тяжко почувствовала себя, словно поймана, как птичка, и насильно заперта в клетке.

Надя выходила замуж за нелюбимого. Она любила другого. А тот был женат.
 
Быть однолюбкой несчастье и «драгоценный» подарок иногда передающейся по наследству, а иногда зависящий от душевного склада - невозможности привыкания к другому человеку в силу ряда определённых причин и обстоятельств.

Выхода не было.Её любимый, Борис, имел семью - жену и ребёнка.

Наде казалось, что она всё обдумала и правильно решила, что согласилась выйти за Михаила замуж.

Мать видела её невыплаканные, нескончаемые слёзы.
Откуда – то появилась сваха, и закрутился предсвадебный хоровод.
Надя была безутешна, а Миша был слишком робким, чтобы самому найти себе невесту. Его робость свахе очень импонировала. Надя от безысходности дала согласие на
брак.

"Замуж выйду,Бориса забуду", - твердила она себе постоянно и, как бы себя уговаривая. "Он всё равно женат и нам не быть вместе", - думала она про любимого: "Видно моя  судьба такая".

В каком-то сомнамбулическом, нервном состоянии происходил выбор  свадебного платья.Вернее Надя его не выбирала, а выбрала мама. Наде было всё равно.

 Единственное, чему она воспротивилась – это фате. Вместо неё была подобрана тонкая вуалевая кружевная накидка в виде капюшона, который и прикрывал в течение всей свадебной церемонии её заплаканное лицо.
 - А на второй день свадьбы у меня есть, моё любимое, маленькое синее платье, - сказала она матери. Мать согласилась.

Вспышки фотоаппарата запечатлевали  печаль и слёзы при регистрации, печаль и слёзы при обмене кольцами, печаль и слёзы за свадебным столом.

 Надя  выдержала несколько криков "Горько!", но то ли  водка была очень крепкая, от которой все гости быстро запьянели, то ли они увидели в каком состоянии невеста,что быстро кричать перестали и даже не заметили, что не состоялось между женихом и невестой ни одного поцелуя.

Борис узнал о Надиной  свадьбе от тётки своей жены. Она месяц назад, случайно,вечером в парке, видела их вместе с Надей.

 -Борис, я ничего не сказала твоей жене о том, что видела и правильно сделала,  Надежда выходит сегодня замуж и теперь у вас в семье будет полный лад – сказала она ему при разговоре по телефону.

 -Как выходит замуж? За кого?  - Борис чуть не выронил трубку.
 -Какая разница за кого! За Михаила!
 -А может, это вы всё подстроили? – вдруг стал догадываться он.
 -А может и я, всё равно теперь назад хода нет!

Борис в сильном  потрясении бросил трубку, метнулся в коридор,схватил пальто и  шапку.
 Когда он распахнул дверь подъезда,  снегопад с порывом ветра, как пощёчиной, ударил его по лицу. Это немного осадило эмоции, и он стал трезво оценивать ситуацию.

"Он, что? Потерял  теперь Надю навсегда? А что он хотел?
Она не просила, чтобы он развёлся с женой. И он никогда ничего не обещал ей.
Она молча любила его и страдала.
Что же теперь делать?
Разводиться с женой! Когда?
Немедленно и завтра!
Ха-ха! Завтра!
Завтра – это значит никогда!
Сегодня и сейчас!" - Борис, сопротивляясь непогоде, придерживая шапку, неосознанно прорывался через буран в направлении Надиного дома.

"А где сегодня, почти ночью, он может развестись?
В каком фильме он что-то подобное видел?"

 «Когда деревья  были большими*»!

"Артисты, Леонид Куравлёв и Инна Гулая приходят ночью в какое-то сельпо и их расписывают!Но это не то!"

 "И почему ночью не работают загсы для  разводов? Если бы был такой, хотя бы один на всю страну, дежурный, то он бы сейчас взял билет, сел на поезд или в самолёт и уехал, улетел туда, что бы решить этот вопрос.
Значит, выхода нет?
Есть! Он сейчас,сию минуту рвет и навсегда уходит от нелюбимой жены, безвозвратно."

Борис остановился перед домом, где жила Надя и, закрываясь ладонью от ветра и снега, разглядел, что в её окнах света нет.
 
"Значит свадьбу играют в ресторане или в каком – нибудь кафе! Ресторанов в их городке всего два, а кафе наберётся штуки три – четыре, найти можно, даже в такую погоду. В этот, как будто специально посланный снежный буран. Может по велению матушки-природы  он и предназначается, дабы воспротивиться всему происходящему".
 
И Борис ринулся на поиски. Над его головой свистел ветер, снег слепил глаза, но он не обращал на это внимания ,а в ушах,в такт шагам звучали сами собой складывающиеся строки:

Может ты далеко,
Сейчас где-то не ждёшь,
Может ты далеко,
Даже ты веселишься,
Только мне без тебя -
Что живёшь - не живёшь,
И всё кажется мне,
Что ты близко,так близко.
Я к тебе побежал,
И тебя я искал,
Где могли проходить,
Твои милые ножки,
Меня ветер сбивал,
Я тебя потерял,
Снег засыпал следы
Позапутал дорожки.
Может ты далеко,
Сейчас где-то не ждёшь,
Что забыла меня,
Я не верю,
Ну а мне без тебя -
Что живёшь - не живёшь
От разлуки с тобой,
По-поверью.


Если бы Надя знала, что Борис её ищет, она бы выбежала  на мороз в пургу в лёгком свадебном платье. Но застолье подошло к концу. Погрузили подарки в одну машину. Там же сели родители жениха. А в  другую машину сели молодые. Надя прислонилась к холодному стеклу машины, которое немного охладило её воспалённое лицо, и мысли её понеслись к Борису:

Посмотри, какие снега,
В этот вечер зима сотворила -
Это знак тебе свысока,
Как безмерно тебя я любила.
Посмотри, снег идёт и идёт,
И наверо идти не устанет,
Пока моё сердце живёт
И биться не перестанет.
Может видишь сейчас в окне,
Как пролетают снежинки,-
Это весточки обо мне,
Узорные, колкие льдинки,
Может выйдешь сейчас во двор
И в ладони снежинки поймаешь,
Их укол - от меня укор,
Но ты этого не понимаешь.
Окунись,раскинувшись, в снег,
В воздушное, белое царство,
Пойми я одна из всех,
Ты в любви моей искупался,
Ведь не зря снег идёт и идёт
И наверно идти не устанет,
Пока моё сердце живёт
И биться не перестанет.

 Когда подъехали к дому жениха, Михаил сначала проводил в квартиру Надю и оставил её на время в предназначенной для них комнате. А сам спустился вниз, помогать родителям носить подарки.
 
Надя, оставшись одна в комнате, сняла свадебный наряд, достала из сумочки  маленькое синее платье, прижала его к своему лицу. Потом  развернула его. Это платье подарил ей Борис на день её рождения.

Воспоминания опять нахлынули на неё разом. И что она наделала? И как ей теперь быть? Она опять зарылась  лицом в платье со слезами.

Когда Михаил вернулся в комнату, то с удивлением обнаружил жену уже переодетой в другое, какое-то синее платье. Она прилегла на маленьком диванчике, свернувшись калачиком, и казалась спящей.

Брачная кровать ,которую накануне с пышностью приготовила его мать, была не разобранной.
Михаил погасил свет и  осторожно прикрыл дверь. Потом, пожелав родителям спокойной ночи, вернулся в комнату. Разобрал кровать и лёг. От усталости и волнений он погрузился в сон где-то на час. Потом проснулся, встал и подошёл к Наде.
 -Надя, проснись, пойдём ко мне.
 -Да, сейчас, я встану, устала очень, пойдём.
 -Давай я помогу тебе раздеться.
 -Не надо. Я тебя очень прошу,у меня просьба, я  пока так прилягу, можно в платье,  - Надя легла рядом, не раздеваясь.
 -Ну, хорошо, хорошо, - согласился Михаил, внутренне осознавая, что лучше не перечить.

 Надя лежала рядом с Михаилом в темноте, из глаз её незаметно катились градины слёз.
Михаил обнял её рукой и придвинулся ближе. Надя молча отвела его руку и отвернулась в сторону. Ему хватило терпения не трогать её до утра.

Утром, когда все встали, на глазах у родителей, Надежда сняла обручальное кольцо, положила его на стол перед Михаилом и сказала:

 -Я прошу у всех за всё прощения.

Со стороны родителей не было ни криков, ни упрёков, ни скандала, ни оскорблений.

Поистине любовь всесильна.
Поистине любовь всегда права.

Подаренные золотые вещи  и другие подарки вернули дарившим гостям назад. Никаких осуждений  от них не было.
Всё было  тихо,  понятно.
А Надя, тогда, накинув пальто, взяла только свою сумочку и вышла на улицу.

Буран, бушевавший накануне стих. Природа успокоилась, и небо было светлым.
Казалось, что воцарилась гармония, и мятежный снег, наконец, нашёл своё  место.

Белоснежный сугроб лежал, как бы отдыхая. Он как будто замер, ожидая  первые проблески солнца, что бы заискриться во всей красе.

Через год Надежда и Борис поженились.



*«Когда деревья были большими» — советский художественный фильм 1961 года, драма режиссёра Льва Кулиджанова; премьера фильма состоялась в 1962 году.