Храм Ясукуни

Преимущественное количество японцев исповедуют синтоизм, но часть обрядов проводится и по буддийскому образцу. Присутствуют приверженцы и других религий, но их чрезвычайно мало.

Храм Ясукуни (Ясукуни-дзиндзя, Yasukuni Jinja; «умиротворение нации», «храм мира в стране») – это синтоистское святилище, расположенное в токийском районе Тиёда (Chiyoda).

Храм посвящён ками (душам) военнослужащих и других лиц, погибших за императора Японии во время боевых действий [1]. В настоящее время в символическом перечне чествуемых в Ясукуни содержится свыше 2466000 имён мужчин и женщин, чьи жизни были посвящены служению империалистической Японии, в частности, тех, кто погиб во время войны [2].

При этом храм Ясукуни окружен противоречиями и является источником разногласий, связанных с тем, что из почти 2,5 млн. обожествлённых в Ясукуни лиц 1068 при жизни были осуждены после Второй мировой войны за военные преступления [3]. И 14 из них были преступниками класса А. При этом двое из военных преступников, Ёсукэ Мацуока (Y;suke Matsuoka) и Осами Нагано (Osami Nagano), скончались в тюрьме до вынесения приговора [4].

При храме расположен музей истории – Юсюкан (Y;sh;kan), – которые обвинялся в ревизионизме действий Японии в годы Второй мировой войны, а также в прославлении агрессивного милитаристского прошлого страны [5].

Посещения храма высокопоставленными паломниками – членами кабинета министров Японии в целом и её премьер-министрами в частности – стали причиной выражения протестов как в самой Японии, так и за рубежом, в особенности, в обеих Кореях, Китайской народной республике (КНР) и Китайской республике (КР, Тайвань), которые неоднократно выражали своё возмущение с 1985 г. В прошлом году «Taipei Times» даже описала Ясукуни в одной из своих статей как «запретную тему в Японии» [6].

В прошлом году в Японии должен был выйти фильм Ли Ина (Li Ying) под названием «Ясукуни», который по словам самого режиссёра является одним из его любовных писем» японскому народу. Вокруг фильма быстро поднялась клеветническая кампания, сторонники которой утверждали, что фильм является антияпонским и посему не должен показываться на территории Японии. В некоторые кинотеатры, собиравшиеся показывать «Ясукуни», даже поступили угрозы… Но по состоянию на 10-е апреля 2008 г. 20 кинотеатров в Токио собирались показывать этот фильм, несмотря на то, что некоторым может не понравиться его заключительная сцена, в которой показывается обезглавливание солдат в Китае японцем с мечом в руках. Однако, как говорит Ли Ин, именно такую, столь нелёгкую для восприятия форму приобретает его любовь.

История храма Ясукуни

Храм Ясукуни, первоначально называвшийся Токё Сёконся (T;ky; Sh;konsha), был построен в июне 1869 г. по приказу императора Мэйдзи в память павших во времена гражданской войны Босин (1867-1868), сражавшихся за дело Реставрации [7].

Токё Сёконся был одним из нескольких десятков военных мемориальных храмов, построенных в то время по всей Японии в рамках программы по превращению синто в государственную религию. В 1879 г. он был переименован в Ясукуни-дзиндзя и стал одним из основных государственных синтоистских храмов, главной национальной святыней, в которой чествовали павших во время войн.

Название «Ясукуни», которое выбрал для храма сам император Мэйдзи, можно перевести как «[храм] мира в стране» (или «умиротворение нации»), оно является прямой цитатой из классического китайского трактата Цзо Чжуаня (Zuo Zhuan) [8].

В храме, который согласно синтоистским верованиям является своего рода домом для ками, или в данном случае душ всех японцев, подданных колоний (т.е. корейцев и тайваньцев) и гражданских лиц, участвовавших в военных конфликтах до 1951 г. и отдавших своих жизни за императора и Японию.

После поражения Японии во Второй мировой войне оккупационные власти под предводительством США выпустили директиву касательно синто, согласно которой религия отделялась от государства. В результате храм Ясукуни был вынужден либо стать светским государственным учреждением, либо остаться религиозным учреждением, но при этом стать независимым от японского правительства. Было решено, что с 1946 г. храм станет финансироваться средствами частных религиозных учреждений, за счёт которых храм и существует в наше время [9].

Ками храма Ясукуни

По синтоистским верованиям, храм Ясукуни является домом для душ тех, кто воевал от имени императора и за него. В отличие от традиционных синтоистских храмов, в котором каждый ками имеет своё собственное «жилище», в храме Ясукуни для всех ками предназначен один единственный алтарь [10].

В символический перечень божеств храма входят солдаты, женщины, работавшие медсёстрами на поле боя, студенты, работавшие на оборонных заводах страны. При этом, как уже упоминалось выше, в Ясукуни чествуются не только японцы, но и 27863 тайваньца и 21181 кореец [11].


Категории погибших, чествуемых в храме Ясукуни

Общим правилом добавления в список обожествлённых лиц было участие – и гибель, соответственно – этих лиц в вооружённых конфликтах на стороне Японии, поэтому мирные жители, погибшие во время войн, в данный список не включались, за редким исключением.

Для рассмотрения возможности включения в список Ясукуни погибшие должны были попасть по крайней мере в одну из перечисленных ниже категорий.

Итак, в Ясукуни чествуют:

1. Военнослужащих и гражданских лиц, работавших на военных, которые:
- погибли в сражениях или в результате полученных во время сражения ранений/приобретённых болезней, когда находились при исполнении служебных обязанностей за пределами родных островов (или на территории Японии после сентября 1931 г.);
- пропали без вести и предположительно погибли в результате ранений или болезней, полученных при исполнении служебных обязанностей;
- погибли в результате исполнения военных трибуналов, ратифицированных Сан-Францисским мирным договором.

2. Гражданских лиц, участвовавших в конфликтах под руководством военных и скончавшихся в результате от ран и болезней (в том числе жителей Окинавы).

3. Гражданских лиц, которые умерли или считается, что они умерли в советских лагерях после войны.

4. Гражданских лиц, которые были официально мобилизованы или были добровольцами (например, рабочие фабрик, мобилизованные студенты, медсёстры Красного креста Японии, а также волонтёры анти-воздушных рейдов) и погибли при исполнении своих обязанностей.

5. Членов экипажей, погибших на борту суден торгового флота.

6. Членов экипажей, которые были убиты в результате затопления кораблей «по ошибке» (например, «Ава Мару»).

7. Эвакуированных окинавских школьников, которые были убиты (например, при потоплении «Цусима Мару»).

8. Должностных лиц государственных органов префектуры Карафуто (Karafuto), Квантунской области, а также генерал-губернаторов Кореи и Тайваня.

Хотя новые имена погибших во Вторую мировую войну добавляются в храмовый список каждый год, никто из погибших в конфликтах, происходивших после подписания Японией мирного договора в 1951 г., в этот список не заносится. То есть в число чествуемых в храме ками члены Сил самообороны Японии, погибшие при исполнении своих служебных обязанностей, не вносятся, поскольку за императора Японии, как воины прежних времён, они не умирали.

При этом некоторые семьи из других стран, например, из Южной Кореи, обратились с просьбой вычеркнуть своих родственников из списка ками храма Ясукуни на том основании, что чествовать кого-то против их верований является нарушением Конституции [12]. На что священнослужители Ясукуни ответили, что поскольку все внесённые в список ками становятся как бы единым целым, то выделить из их числа кого-то одного нельзя.


Конфликты, участников которых чествуют в Ясукуни

Со времён войны Босин, которая также известна как Война года Дракона, Япония принимала участие в десяти конфликтах. Ниже в хронологическом порядке (по состоянию на 17-е октября 2004 г.) перечислены войны, павшие в которых были причислены к ками храма Ясукуни.

1. Война Босин и Реставрация Мэйдзи (1867-1869). Гражданская война. К ками причислены 7751 человек [13].

2. Сацумский мятеж (1877). Гражданская война. К ками причислены 6971 человек [13].

3. Тайваньская экспедиция (1874). Конфликт с местными аборигенами. К ками причислены 1130 человек [13].

4. Переворот Имо, Мятеж Имо (1882). Конфликт с местными постанцами в Корее. К ками причислены больше 10 человек [14], [15].

5. Первая японо-китайская война (1894-1895). Конфликт с китайской династией Цин за превосходство в Корее. К ками причислены 13619 человек [13].

6. Ихэтуаньское восстание (официально – 1901 г.). Восстание ихэтуаней против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая, началось в 1898 г. К ками причислены 1256 человек [13].

7. Русско-японская война (1904-1905). Конфликт с Российской империей за превосходство в Корее и Маньчжурии. К ками причислены 88429 человек [13].

8. Первая Мировая война (1914-1918). Конфликт с Германией из-за Шаньдуна, провинции Китая. К ками причислены 4850 человек [13].

9. Цзинаньский инцидент (1928). Конфликт с китайской Куоминтан из-за Цзинаня, одного из китайских городов. К ками причислены 185 человек [13].

10. Мукденский инцидент (1931). Завершился оккупацией Маньчжурии. К ками причислены 17176 человек [13], [16].

11. Вторая японо-китайская война (1937-1941). Конфликт с Китаем. К ками причислены 191250 человек [13], [16].

12. Вторая мировая война (1941-1945). Конфликт с силам стран-союзников в Тихоокеанском регионе. К ками причислены 2133915 человек [13], [16].

Итого в храме Ясукуни чествуются 2466532 павших воина и представителя других категорий, обозначенных выше. При этом в означенный список не вошли силы сёгуната Токугава (в частности, из Айдзу и провинции Сацума), которые погибли во время войны Босин и Сацумского мятежа, поскольку они считаются врагами императора. Исключение составляют предки главного священника храма Нанбу Тосиаки (Nanbu Toshiaki), которыми были глубоко недовольны в обоих регионах.

Территория храма Ясукуни

На 6,25-гектаровой территории, принадлежащей храму, расположено несколько построек, причём от других синтоистских храмов Ясукуни отличается лишь наличием музея Юсюкана и нескольких бронзовых статуй.

Храмовые постройки

На землях храма расположено несколько важных построек религиозного характера:

1. Хайдэн (haiden) – главный зал Ясукуни для молящихся, где прихожане могут возложить подношение богам и прочитать молитву, был построен в 1901 г.

Крыша хайдэна была подновлена в 1989 г. [31]

2. Хондэн (honden) – главное святилище Ясукуни, где, как верят японцы, обитают местные ками. Именно здесь священники отправляют синтоистские ритуалы. Здание было построено в 1872 г. и отремонтировано в 1989 г. Хондэн обычно закрыт для публики [32].

Здание, расположенное непосредственно за хондэном, известно как Рэйдзибо Хоандэн (Reijibo H;anden) – именно здесь хранится символический перечень – выполненный на васи, традиционной бумаге ручной работы – имён причисленных к ками, которым поклоняются в Ясукуни.

Хоандэн был построен в 1972 г. на частные пожертвования императора Хирохито [33].

В дополнение к главному храму Ясукуни на территории храма есть также ещё две святыни. Одна из них, Мотомия (Motomiya), представляет собой небольшой храм, который первоначально был воздвигнут в Киото в честь имперских верноподданных, убитых в первые две недели граждаской войны, которая вспыхнула во времена Реставрации Мэйдзи. Затем, спустя 70 лет, в 1931 г. храм был перенесён на место к югу от хондэна храма Ясукуни.

Название храма – «Мотомия», т.е. «Подлинный храм» – является отсылкой к тому, что именно он был главным прототипом для нынешнего храма Ясукуни [34].

Второй дополнительный храм носит название Тинрэйся (Chinreisha). Этот небольшой храм был построен в 1965 г. к югу от храма Мотомия специально в честь тех японцев, кто погиб в войнах по всему миру, но при этом не был занесён в список, хранящийся в хондэне. 13-го июля в этом храме проводится фестиваль [35].

Памятники, находящиеся на территории храма Ясукуни

1. Ирэй-но Идзуми (Irei no Izumi). Этот монумент посвящён всем тем, кто пострадал или умер в бою [36].

2. Статуя Омуры Масудзиро (;mura Masujir;) работы Окумы Удзихиро (Okuma Ujihiro).

Эта статуя, установленная в 1893 г., является первой в Японии бронзовой статуей в западном стиле. Омура Масудзиро почитается в качестве «отца современной японской армии» [37].

3. Статуя пилота-камикадзэ. Бронзовая статуя пилота-камикадзэ стоит слева от входа в музей истории Юсюкан. Памятник посвящён 5843 мужчинам, участвовавшим в деятельности Токкотай – наступательных войск особого назначения [38].

Слева от статуи расположена табличка с указанием подразделений, в которых служили камикадзэ, с указанием их командующих.

4. Статуи собаки, лошади и голубя. Эти три выполненных в натуральную величину фигурки были установлены на территории храма в разное время: первой появилась фигура лошади (1958 г.), которая посвящена памяти всех лошадей, наряду с людьми служивших в рядах Императорской армии.

В 1982 г. появилась фигурка голубя, сидящего на вершине земного шара, а последняя статуя – статуя собаки – была установлена в 1992 г. в честь четвероногих соратников японских бойцов [39]. Часто возле этих статуй оставляются открытыми полные бутыли с водой.

5. Статуя военной вдовы. Этот памятник посвящён всем матерям, вынужденным в одиночестве воспитывать детей, отцов которых убили во время войны.

Статуя была сооружена в 1974 г. на средства детей, выращенных такими матерями [40].

6. Памятник Радхабиноду Палу (Radhabinod Pal).

Этот памятник появился в Ясукуни сравнительно недавно – в 2005 г. – и посвящён индийскому судье, единственному на Международном военном трибунале для Дальнего Востока выступившему против казни японских военных преступников [41].

Другие сооружения на территории храма Ясукуни

Юсюкан

Первоначально музей был построен в 1882 г. и располагался к северу от главных построек. Юсюкан прославляет самопожертвование и мужество – в музее можно найти множество «реликвий» того времени, например, торпеды «Кайтен», – но при этом мало говорится о человеческих страданиях обеих сторон.

Более того, музей открыто заявляет, что Япония воевала на Тихоокеанской арене в порядке самообороны. В своё время премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми пришлось уточнить в Парламенте, что толкование истории Юсюкана отличается от мнения правительства.

Голубятня

В специальном домике на территории храма Ясукуни обитают почти 300 белых голубей [42].

Синти Тэйэн

Синти Тэйен (Shinchi Teien) – это небольшой садик, разбитый в начале эры Мэйдзи. Его центром является небольшой водопад, ниспадающий в спокойный прудик. Сад перенёс ремонтные работы в 1999 г. [43].

Арена для поединков сумо

В 1869 г. в честь открытия храма был проведён турнир сумо.

С тех пор турниры с участием многих профессиональных борцов сумо, включая и обладателей ранга ёкодзуна, ежегодно проходят в храме в рамках весеннего фестиваля [44].

Споры вокруг храма Ясукуни

Одной из причин споров, возникающих вокруг храма Ясукуни, является тот факт, что наряду со всем павшими в войнах в храме чествуют военных преступников.

Чествование военных преступников

Согласно документам, опубликованным в 2007 г. Национальной парламентской библиотекой Японии, 31-го января 1969 г. чиновники Министерства здравоохранения и социального обеспечения встретились с представителями храма Ясукуни и договорились, что 1068 осуждённых военных преступников «будут чествоваться» как ками в храме Ясукуни. После этой встречи было решено не объявлять публично о чествовании военных преступников [17].

В 1978 г. 1068 военных преступников, в числе которых были 14 осуждённых класса А (т.е. «совершивших преступления против мира»), были тайно добавлены в список ками храма Ясукуни [3]. После внесения их в список стали поступать просьбы от различных групп людей, желавших вычёркивания из перечня военных преступников, в числе которых был и генерал Императорской армии Японии Хидэки Тодзё (Hideki Tojo), отдавший приказ о нападении на Перл-Харбор [17], и Сигэнори Того (Shigenori Togo), занимавший во время этой атаки должность министра иностранных дел.

Однако, эти призывы не были исполнены. Представители храма заявили, что в отличие от традиционных синтоистских храмов, чествуемые в Ясукуни ками после обожествления сразу становятся единым целым, а потому выделить кого-то одного из них для последующего удаления невозможно [10]. Кроме того, семья бывшего премьер-министра Хидэки Тодзё отказалсь подписать петицию за удаление имён семи военных преступников класса А из храмового списка [10]. Также в последние годы Южная Корея пытается надавить на Японию с целью возведения нового, светского мемориала взамен Ясукуни, однако в настоящее время никаких планов по сооружению такого монумента нет [18].

Музей истории Юсюкан

При храме Ясукуни имеется музей истории Японии, который называется Юсюкан (Y;sh;kan) и также прославляет героев войн. Хотя в Юсюкане представлены предметы, главным образом связанные с ранними военными конфликтами, например, Сацумским мятежом и Реставрацией Мэйдзи, сам музей по большей части сосредоточен на событиях времён Второй мировой войны [5]. Также музей неоднократно подвергался критике за ревизионистскую интерпретацию Второй мировой войны [5].

В музее освещаются истории героической войны, рассказы о лётчиках-камикадзэ, но при этом нет упоминания о таких инцидентах, как использование японскими военными «женщин для утех» и военные преступления в Маньчжоу-Го, которые включали в себя испытания биологического оружия на гражданском населении [5].

Музей позиционирует Японию как освободителя Азии, вовлечённую в войну европейскими и американскими чиновниками, которые «душили» входящие поставки в бедные ресурсами страны. Многие считают, что музей является символом японского колониализма и национализма и напоминанием о том, что Япония не спешит извиняться за свершённые военные преступления[5].

В музее можно просмотреть видео, выдержанное в документальном стиле, согласно которому Япония не была виновна в Нанкинской резне (Наньцзинской резне), а японские лидеры были несправедливо осуждены на Токийском военном трибунале [5].
Также в прошлом году один из японских режиссёров Сатору Мидзусима заявил, что работает над «Правдой о Нанкине», первым фильмом из трилогии, утверждающей, что никакой резни не было («Японский фильм дискредитирует Наньцзинскую резню»).
«Я абсолютно верю, что ее не было. Это голословное утверждение возникло на токийском трибунале, который судил японских военных преступников Второй мировой войны», - заявил Мидзусима.
Обзоры показывают, что большинство японцев признает, что их страна совершила зло во время войны, но некоторые японские националисты, влияние которых растет, начиная с конца 1990-х, настаивают, что резня – это порождение китайской пропаганды.
«Например, Чан Кайши провел 300 пресс-конференций в течение одиннадцати месяцев после падения Нанкина», - сказал Мидзусима, ссылаясь на лидера антикоммунистической Китайской Республики, которая тогда сохранялась в городе. – «Он сообщил международным СМИ - Япония сделала это, Япония сделала то. Но не было абсолютно никакого упоминания о Наньцзине. Ни единого слова. Это и многое другое свидетельствуют о том, что так называемой резни не было».


Визиты японских политиков в Ясукуни

Учитывая, что в Ясукуни чествуются военные преступники, неизбежно возникли споры в отношении права на посещение этого храма японскими политиками. Впервые этот вопрос всплыл, когда император Хирохито отказался посещать храм с 1978 г. и не посещал его до самой смерти в 1989 г. [19]. В соответствии с меморандумом, выпущенном в 2006 г. главой Управления по делам императорского двора Томохико Томитой (Tomohiko Tomita), Хирохито заявил, что причиной, по которой он перестал посещать храм Ясукуни, было добавление в список чествуемых в нём ками военных преступников, таких как Ёсукэ Мацуока (Yosuke Matsuoka) и Тосио Сиратори (Toshio Shiratori) [20]. После его решения в 1978 г. больше ни он сам, ни его сын, нынешний император Акихито, храм Ясукуни не посещали.
Однако, хотя император с означенного года в Ясукуни не показывался, японские политики, в том числе и премьер-министры, и другие члены кабинета министров, храм посещали исправно, чем вызвали значительные разногласия по поводу права политиков на посещение Ясукуни. В частности, одним из политиков, наиболее открыто посещавших Ясукуни, был бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi).

К примеру, 17-го октября 2005 г. Коидзуми посетил храм в пятый раз с момента вступления в должность. Хотя он утверждал, что визиты в храм являются его частным делом, он посетил Ясукуни буквально за несколько дней до того, как министр иностранных дел Нобутака Матимура (Nobutaka Machimura) должен был отправиться в Пекин для встречи с китайскими чиновниками с целью укрепления японо-китайских отношений. В ответ на посещение Коидзуми храма Китай отменил запланированную ранее поездку Матимуры [21]. А ежегодные визиты Коидзуми в Ясукуни продолжали собирать критические замечания со всего мира.

В том же 2005 г. на саммите АТЭС в Пусане (Южная Корея) китайский министр иностранных дел Ли Чжаосин (Li Zhaoxing) сравнил визиты Коидзуми с «[посещениями] немецких лидеров (памятников), связанных с Гитлером и нацистами» [22].

В 2006 г. Генри Хайд (Henry Hyde), председатель комиссии по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США, заявил, что Коидзуми поставит в неудобное положение Конгресс и оскорбит американских ветеранов Второй мировой войны, если ему дать выступить на Конгрессе после его посещения Ясукуни [23].

Преемник Коидзуми, Синдзо Абэ, посетил храм в апреле 2006 г. перед тем, как вступить в должность. Этот визит вызвал беспокойство китайского и южнокорейского правительств, но в то время Абэ не дал точного ответа, будет ли он посещать Ясукуни в будущем или нет [24]. Однако, судя по всему, компромисса, в частности, с Китаем по поводу этого визита Абэ удалось достичь [25]. Впоследствии Абэ публично поддержал визиты своего предшественника в храм, но сам не посещал Ясукуни во время нахождения на посту премьер-министра [26].

7-го июня 2007 г. бывший председатель Китайской республики (КР, Тайвань) Ли Тэнхуэй (Lee Teng-hui) посетил Ясукуни, чтобы воздать должное своему старшему брату, который был офицером Императорского военно-морского флота Японии.

Бывший премьер-министр Японии Ясуо Фукуда (Yasuo Fukuda) пообещал никогда не посещать храм, вызвав одобрение ближайших азиатских соседей Японии [27]. Благодаря занятой позиции по отношению к храму, Фукуда смог улучшить отношения с Китаем, а также с Северной и Южной Кореями [28]. При этом другие политики продолжали наносить визиты в храм, в том числе группа из 62 парламентариев из Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) и Новой народной партии. В число посетивших храм 22-го апреля 2008 г. входили также бывший министр сельского хозяйства Симамура и Эрико Яматани (Eriko Yamatani), специальный советник премьер-министра Фукуды [29]. При этом согласно результатам опроса общественного мнения, проведённого «Nihon Keizai Shimbun», половина японских граждан одобряла визиты в Ясукуни премьер-министра [30].

18-го октября 2008 г. 48 парламентариев – 21 представитель Верхней палаты и 27 представителей Нижней палаты Парламента Японии – в первый день четырёхдневного ежегодного осеннего фестиваля посетили храм Ясукуни. При этом среди них не были замечены ни члены кабинета министров Таро Асо, ни сам премьер-министр («Японские законодатели посетили храм Ясукуни»).

Список используемых источников:
1. "History".
2. "Deities".
3. "Where war criminals are venerated". CNN.com
4. http://japanfocus.org/products/topdf/2443
5. "Yasukuni Jinja Yushukan".
6. "Reel News." Taipei Times.
7. "Yasukuni Shrine, Tokyo". Sacred Destinations.
8. Yomiuri Shimbun: записано японскими иероглифами.
9. Tetsuya, Takahashi. "Yasukuni Shrine at the Heart of Japan’s National Debate". Japan Focus.
10. Takenaka, Akiko. "Enshrinement Politics: War Dead and War Criminals at Yasukuni Shrine". Znet.
11. Nobumasa, Tanaka. "Yasukuni Shrine and the Double Genocide of Taiwan`s Indigenous Atayal: new court verdict". Znet.
12. "Suit filed over Korean soldiers enshrined at Yasukuni Shrine".
13. записано японскими иероглифами.
14. Japanese Cabinet Meeting document Nov, 1882.
15. Japanese Cabinet Meeting document Nov, 1882.
16. Breen, John. "Yasukuni Shrine: Ritual and Memory". Japan Focus.
17. "Paper: Yasukuni, state in `69 OK`d war criminal inclusion". The Japan Times.
18. "S. Korea to seek memorial to replace Yasukuni Shrine". Kyodo News International.
19. Brasor, Philip. "Notes on Yasukuni and a week that will live in infamy". The Japan Times.
20. "Hirohito visits to Yasukuni stopped over war criminals". The Japan Times.
21. "China cancels meeting with Machimura". The Japan Times.
22. "China playing the Hitler card". The Japan Times.
23. Nakata, Hiroko (2006-05-17). "Bid to address Congress has Yasukuni proviso". The Japan Times.
24. "China expresses concern over reported Abe visit to Yasukuni". Yahoo! News.
25. York, Geoffrey (2006-10-06). "Japan, China reach agreement over shrine". University of Alberta.
26. "Profile: Shinzo Abe". BBC News.
27. "Fukuda leads Japan PM race, won`t visit Yasukuni". China Daily.
28. "All quiet on the eastern front?". The Economist.
29. Lawmakers visit Yasukuni festival, http://search.japantimes.co.jp/cgi-bin/nn20080423a5.html.
30. записано японскими иероглифами.
31. "Haiden (Main Hall)". Yasukuni Shrine.
32. "Honden (Main Shrine)". Yasukuni Shrine.
33. "Reijibo Hoanden (Repository for the Symbolic Registers of Divinities)". Yasukuni Shrine.
34. "Motomiya(Original Shrine)". Yasukuni Shrine.
35. "Chinreisha (Spirit-Pacifying Shrine)". Yasukuni Shrine.
36. "Daiichi Torii (First Shrine Gate or Great Gate)". Yasukuni Shrine.
37. "Statue of Omura Masujiro". Yasukuni Shrine.
38. "Kamikaze Pilot Statue". Kamikaze Images.
39. "Statues honoring horses, carrier pigeons and dogs killed in war service". Yasukuni Shrine.
40. "Statue of War Widow with Children". Yasukuni Shrine.
41. "Monument of Dr. Pal". Yasukuni Shrine.
42. "Dove cote". Yasukuni Shrine.
43. "Shinchi Teien". Yasukuni Shrine.
44. "Sumo Ring". Yasukuni Shrine.



Рецензии