Лесной праздник

Максим Рябов 2
По просеке проехал трактор с прицепом. В прицепе лежали ёлки. Маленький бельчонок, которому ещё не исполнилось и года, посмотрев на них, спросил у сидевшей неподалёку сороки:
- Слушай, а чего это такое?
- Трактор. – Ответила сорока. – Обычное дело в нашем лесу.
- Нет, я не про него. Почему он всегда возил дрова, а тут повёз ёлки?
- А, ну да. – Птица почесала клюв лапкой, - ты же салага ещё. Тебе всё надо объяснять. Понимаешь, у людей принято на новый год украшать ёлку и водить вокруг неё хороводы. Много людей – много ёлок. Понимаешь?
- Нет. – Признался бельчонок. – Я ведь ничего кроме леса в жизни не видел. А жизнь у меня пока недолгая. Это ты у нас летаешь в деревню и даже в город, и всё знаешь.
- Ну, далеко не всё, - заскромничала сорока, - но кое-что таки да, повидала. Ладно, объясняю ещё раз. Люди считают, что новый год наступает в середине зимы…
- Погоди, - перебил сороку бельчонок, - как год вообще может наступать, да ещё посередине сезона? И если он новый, то куда девается старый?
- Если ты будешь мне мешать, - возмутилась сорока, - я сама собьюсь с мысли и не смогу ничего тебе объяснить. О чём ты спрашивал?
- О новом годе.
- Да, так вот, понять людские обычаи я не в силах. Считай, что у них просто так принято. Что же до старого года, то он уходит в прошлое, а новый, соответственно, приходит из будущего.
- Это так сложно, - вздохнул бельчонок, - воистину надо быть человеком, чтобы разобраться во всех деталях.
- Да уж. – Вздохнула сорока, - всё именно так и обстоит. Ладно, мне пора.

- Стой, стой! – заверещал бельчонок. – Извини, что задерживаю, но скажи мне ещё, зачем они украшают ёлку и что такое хороводы?
- Боже, какой ты глупый! – Птица вздохнула и принялась быстро объяснять своему собеседнику прописные истины: - Люди украшают ёлку, чтобы был праздник. Праздник – это такой день, когда всё красиво, а все только и делают что едят, поют и водят хороводы. То есть, становятся вокруг нарядной ёлки, берутся за руки и ходят вокруг неё.
- Здорово! – Бельчонок закрыл глаза и попытался представить себе эту картину. Получилось у него неважно. Когда же он снова открыл глаза, сороки не было. Улетела.
«Надо будет уточнить у неё, когда именно наступает новый год», - подумал бельчонок и, перепрыгнув с ольхи на большую ель, принялся обедать шишками.

Ночью ему не спалось. Он ворочался в гнезде и всё пытался представить себе, как люди водят хороводы вокруг украшенной ёлки. Конечно, бельчонок мог бы отправиться в ближайшую деревню и посмотреть на это своими глазами, но до людского жилья по его понятиям было огромное расстояние. Да и страшно забираться так далеко. Вдруг не найдёшь дорогу обратно? А потом наш герой вдруг подумал о том, что ведь и в лесу можно нарядить ёлку и встретить новый год. Надо только не забыть уточнить у сороки, когда именно он приходит. От этой мысли ему стало так хорошо, и он сам не заметил, как уснул.

Едва рассвело, бельчонок вылез из гнезда и пробежался по низким веткам деревьев, высматривая подходящую ёлочку. Поиски отняли больше времени, чем он рассчитывал. Однако же и результат был хорош. Подходящая ёлочка стояла на полянке, и вокруг неё было достаточно свободного места, чтобы водить хоровод. Она торчала из снега примерно на полметра, была пышная и красивая.
- Вот тебя-то  я и искал. – Сообщил бельчонок ёлочке и, трижды обежав вокруг неё, вдруг задумался, чем же он будет украшать деревце? К тому же, сорока что-то говорила насчёт того, что на празднике принято много есть. Так, значит надо позаботиться ещё и об угощении. Придётся распотрошить одну, а то и две своих летних кладовых. Надо только вспомнить, где они находятся.

- Ты чего это, грызун, круги нарезаешь? – Спросила у бельчонка пролетавшая мимо сойка. Она села на ближайшую ветку и, наклонив голову, принялась разглядывать зверька.
- Да вот, тётенька, хочу встретить новый год, – вежливо объяснил бельчонок. – Мне сорока рассказала, как это делается.
- Нашёл, кого слушать. Наша сплетница тебе ещё не такого наговорит. Она и соврёт недорого возьмёт. – Нахохлилась сойка.
- Может быть. – Не стал спорить бельчонок. – Однако не подскажешь ли ты мне, чем можно украсить ёлочку?
- Ну, если ты пригласишь меня на праздник, я могу дать тебе пару своих красивых перьев. – Подумав, сообщила сойка.
- Конечно, приходи. То есть, прилетай.
- Когда? – Спросила птица.
- Ой, я как-то даже не решил ещё. Хотел уточнить у сороки, но где её искать? Хотя, если подумать, какое значение имеет дата? У нас ведь нет календаря. Прилетай завтра в полдень, будем кушать, и водить хоровод вокруг ёлки.
- Вот это деловой разговор. – Обрадовалась сойка. Она порылась клювом в  своём оперении и, выдернув из него два ярких пёрышка, уронила их на землю. – Я непременно прилечу!

Бельчонок посмотрел вслед упорхнувшей птице и решил, что украшений для ёлки всё же мало, да и вряд ли они с сойкой вдвоём смогут составить хоровод. Надо бы ещё кого-то пригласить. Занятый этой мыслью, он зубами взял перья и принялся прилаживать их к колючим веточкам.

- Привет, родственник! Ты чего это не на дереве? – Раздался у него за спиной тоненький голосок.
- Кто здесь?! – Подпрыгнул бельчонок.
- О, всего лишь я, старая лесная мышь. – Сообщила мышь и подбежала к ёлочке.
- Привет, мышь. Я, видишь ли, ёлку украшаю.
- Зачем?
- Буду встречать новый год.
- Что, один?
- Нет, с сойкой. Она дала свои перья для украшения ёлки. Только их мало.
- Я могу принести тебе колосок. Мне прислала его моя кузина, полевая мышь. Правда, в нём уже нет зёрен. Я их съела.
- Это ничего. Для угощения я принесу орехи. Тащи свой колосок. И, кстати, приглашаю тебя встречать новый год вместе с нами. Приходи сюда завтра в полдень.
- Спасибо. – Поклонилась бельчонку мышь и нырнула под снег. У неё там был проложен тоннель до самой норки.

«Ого, нас уже трое», - подумал бельчонок и посмотрел на стебли сухой травы, торчащие на краю поляны. Ему пришло в голову, что из них можно сплести колечки и использовать их в качестве украшения. Это, конечно, будет сложно, но почему бы не попробовать?

Бельчонок поскакал к краю полянки и нос к носу столкнулся там с зайцем. Раньше он его не видел потому, что белый зверь сливался с белым снегом и был почти незаметен.

- Ты меня напугал! – Вскрикнул бельчонок.
- Ты меня тоже. Я едва не пустился наутёк. – Признался заяц.
- Почему же не пустился?
- Я слышал твой разговор с мышью и всё знаю. Возьмёшь меня тоже встречать новый год?
- Конечно. Вместе веселее. – Обрадовался бельчонок. – К тому же, для хоровода хорошо, когда всех много.
- Здорово! – Воскликнул заяц. – Я прискачу сюда завтра в полдень и постараюсь накопать ягод. Сейчас ты можешь выдернуть из меня немного пуха для ёлочки.
- Спасибо. – Бельчонок подошёл к зайцу и стал перебирать его шёрстку в поисках подходящего клочка пуха.

- Ты чего, блох в нём ищешь? – спросил его продравшийся через кустарник кабанчик.
- Вот ещё. – Обиделся заяц. – У меня нет блох.
- Я украшаю ёлку. – В который раз объяснил бельчонок. – Мы будем встречать новый год. Можешь тоже прийти. Сбор здесь завтра в полдень.
- Спасибо. – Хрюкнул кабанчик. – Никогда ещё не видел нового года. Я приду, если меня отпустит мама. – Он развернулся и потрусил прочь.
- Пока, пока! – Прокричали ему вслед заяц и бельчонок. Потом заяц три раза сказал «Ой»! и у бельчонка появились три клочка пуха для украшения ёлочки. Ну, и он ещё сделал несколько колечек из сухой травы, которые тоже укрепил на ветвях.
- Здорово! – Оценил работу заяц. – Только чего-то всё же не хватает.

- Шпиля, шпиля не хватает. Иди звезды на макушке. – Застрекотала сорока.
- Ты прилетела? – Удивился бельчонок.
- Ну да. В лесу только и говорят, что ты украшаешь ёлку.
- Надо же! Не думал, что мои скромные приготовления вызовут такой ажиотаж. Ты не подскажешь, что такое шпиль и из чего его можно сделать?
- Скажу, если ты пригласишь меня на праздник. – Заявила сорока.
- Какой разговор. Прилетай, конечно. Надеюсь, вы с сойкой не будете ссориться?
- Придётся потерпеть эту задаваку ради нового года. – Сказала сорока и добавила: - Шпиль это такая острая штука на вершине. Думаю, ты можешь сделать её из фольги или жестяной банки.
- Ого! Где же я их возьму? Тем более даже не знаю, что это такое.
- Тебе и знать не надо. Я принесу. – Пообещала сорока и удивилась сама себе. Она не любила давать обещания.

- А вот и мой колосок. – Пропищала мышь, вылезая из-под снега.
- Спасибо, друзья. – Растрогался бельчонок. – Что бы я без вас делал?
- Наверно, ел бы шишки, спал в своём дупле и ничего не знал про приближающийся новый год. – Подсказал заяц.
- Именно так. – Кивнул ему бельчонок и почувствовал, что со всеми этими хлопотами сильно проголодался. Надо было срочно поесть и отдохнуть. Об этом он и сказал: – Я пока пойду, а завтра в полдень всех вас жду здесь.
- Мы обязательно придём. – Заверили его сорока, заяц и мышь.

На следующий день бельчонок был на полянке задолго до полудня. За ночь он вспомнил целых три свои кладовые, расположенные неподалёку, и, много раз сбегав туда и обратно, натаскал под нарядную ёлочку целую кучку орехов, желудей и сухих грибов. Теперь всё для праздника было готово. Не было пока только гостей. Впрочем, и они не замедлили появиться.

Первым выглянуло солнышко, прорвавшись через пелену облаков. Снег под его лучами засверкал и заискрился, а льдинки на ветках ёлочки засияли как гирлянды.
Сорока и сойка прилетели одновременно. Птицы не слишком дружелюбно посмотрели друг на друга, но ругаться не стали. Во-первых, новый год, а во-вторых, клювы у них были заняты. Сойка принесла гроздь рябины для угощения, а сорока узкую алюминиевую банку серебристого цвета в качестве шпиля для ёлочки. Бельчонок немедленно установил эту штуку на место.
Следом за пернатыми из снега вынырнула мышь и принесла целую горсточку зёрнышек.

Заяц прискакал без ничего, извинился и принялся рыть на краю поляны. Он выкопал из-под снега несколько веточек брусники с красными ягодами.
- Чем могу. – Указав на них, сказал косой.
- Хорошо. – Бельчонок принялся рвать ягоды и носить их под ёлочку.
- Я возьму ещё вот это. – Сказала сорока и схватила в раскопе какой-то сморщенный комочек. 

Посидели немного под нарядной ёлочкой. Поговорили за жизнь, вспомнили впавших в спячку знакомых. Посочувствовали ёжику, лягушке и барсуку, что те остались без нового года. Похвалили сороку за идею и бельчонка за её воплощение. Ждали кабанчика, но он всё не появлялся.
- Наверно, мама всё же его не отпустила. – Решил бельчонок и позвал всех к столу.

Звери и птицы накинулись на угощение. Мыши очень понравились грибы. Заяц попробовал рябину и нашёл её кислой. Он отбежал в сторону и  вернулся с осиновой веткой. Косой принялся обгрызать с неё кору, объясняя, что для него это самое лучшее зимнее лакомство. Сорока поклевала зёрнышек, сойка вскрыла несколько желудей. Бельчонок ел орехи. Набив желудок, он предложил гостям:
- Давайте теперь водить хоровод!
- Давайте, давайте! – Закричали все и, оставив еду, встали вокруг ёлочки. За руки, за неимением таковых, им взяться не удалось. Пришлось ухватиться друг за друга зубами и клювами. Выглядело это довольно комично, поэтому хоровод то и дело разрывался от смеха. Зверюшки потешались сами над собой. А сорока ещё и раздавила клювом несколько тех странных комочков. Ими оказались сухие грибы-дождевики и когда из них вылетели облачка пыли, она объяснила, что это праздничный салют.

Вдруг рядом захлопали большие крылья, и кто-то грузный опустился на поляну. Хоровод рассыпался. Все испуганно посмотрели на незваного гостя. Впрочем, бояться было нечего. На полянке приземлился старый глухарь. Он тоже посмотрел на зверей и птиц из-под своих красных бровей и пробубнил как в бочку:
- Здравствуйте детишки! Я дедушка мороз, вам подарков не принёс. Их в лесу дарить не принято. Зато поздравить вас с наступлением нового года я просто обязан. Поздравляю, значит.
- То есть, новый год уже наступил? – Спросил бельчонок.
- Точно! – кивнул ему глухарь.
- А когда?
- Думаю, что когда вы водили хоровод.
- Ура! – закричали тогда все. – Новый год, новый год пришёл!

От радости бельчонок, заяц, мышь, сойка и сорока стали кувыркаться и валяться в снегу.
- Счастья вам. – Пожелал им глухарь и улетел.

- Пора и нам расходиться. – Сказала мышь, когда все успокоились. – Солнце уже садится.
- Спасибо, что устроил нам праздник. – От имени всех поблагодарила сорока бельчонка.
- Ну, если бы ты не подала мне идею, ничего бы не было.
- Давайте так же встретим следующий год. – Предложил заяц.
- Так и сделаем. Если доживём. – Согласилась с ним сойка. Она была умная птица и понимала, что год – это очень долго и всякое может случиться.
И все, попрощавшись друг с другом, разбежались кто куда.

В густых сумерках к ёлочке подбежал кабанчик.
- Ну вот, все уже разошлись. Почему мы, кабаны, днём должны спать? Меня мама не отпустила. Ой, что это? – он заглянул под ёлочку, - мне оставили угощение! Спасибо, друзья. С новым годом. – Кабанчик быстро доел остатки ягод, желудей и зёрен и побежал обратно в своё стадо. Ему и так стоило большого труда отлучиться на полянку.

Бельчонок этого уже не видел. Устав за день, он укрылся пышным хвостом и спал в своём гнезде на мягкой подстилке. Он видел приятные сны о лете и не слышал, как где-то далеко-далеко в деревне рвались хлопушки и петарды. Там люди встречали свой новый год. Они почему-то делают это ночью, но об этом не знает даже сорока. Она ведь дневная птица и по ночам спит.

Спите и вы, детишки, ведь новый год это такая штука, что он всё равно придёт, встречаете вы его или нет. С праздником вас!