Мемуары. Часть - 3

Александр Ивашкевич
       Эстетически мне больше импонируют чётные числа и, соответственно, чётные года.
       А физически и реалистически по моей жизни получается так, что важнейшие жизненно значимые положительные события со мной происходили в нечётные года. Хотя, я может ошибаюсь в своей оценке. Как писал поэт :
       "Но пораженья от победы
       Ты сам не должен отличать.
       И должен ни единой долькой
       Не отступаться от лица,
       Но быть живым, живым и только,
       Живым и только до конца."
       Родился я в году формально чётном, но нумерологически нечётном: 1+9+5+4 = 19 = 10 = 1. С единицы!
       В школу я пошёл в "космическом" году - 1961: тогда на всех устах советских людей был космос. Все хотели улететь в него. Кузнецк, Стекловского, 101, школа №15.
      Я даже попытался сделать топливо для ракеты: стащил у деда ацетон, растворил в нём сахар и варенье, натёр кирпич, всё смешал в банке и спрятал созревать под домом... Почему я это сделал? Тогда это было само по себе. А сейчас я задумываюсь - почему? Кто или что надоумило?  Никто рядом со мной подобными делами и вещами  не занимался.
      Как только в школе началась химия - я "влюбился" в эту науку. Почему? Сейчас я это объясняю своим пристрастием к сказкам,  фантастике и всему чудесному. Но это есть у всех людей, но в разном количестве...
      В 8 классе я пытался из мочи сделать фосфор. Упаривал мочу на кухне в колбочке, сделанной из лампочки... Соседи долго потом ругались. Отвратительный был запах. Чтобы меня не стошнило, я вставил в ноздри кусочки ваты, смоченной мамиными духами...
      В 9 классе я запускал пороховые ракеты - порох делал сам. Как и ракеты. Пытался сделать реактивный двигатель для коляски из конструктора...
      Как-то синтезировал марганцевый ангидрид - от капли которого загоралось дерево и взрывалась бумага... В первых попытках  синтеза я сам взорвался. Поставил пузырёк (40 мл) с перманганатом калия в раковину в ванной комнате и тупо налил туда концентрированную серную кислоту. Процесс пошёл. И это я почувствовал.
      Меня охватило ощущение опасности. Я воспринимал всей кожей, что сейчас произойдёт что-то нехорошее. Но я колебался... Наконец я решил выйти из ванной комнаты. И когда я повернулся лицом к двери раздался жуткий взрыв! Я оглох... В голове стоял звон. По ванной комнате летали бурые хлопья оксида марганца...
      Если бы я не повернулся тогда вовремя, то точно бы потерял глаза - стеклянный пузырёк разлетелся мелкими осколками, которые потом долго выходили у меня из спины. Вычёсывал их из волос...
      Был ещё один подобный случай: у меня в правой руке взорвался стеклянный пузырёк с перекисью ацетона. Я его сам синтезировал. Разворотило пальцы руки и куча стеклянных осколков попала в тело. Пальцы зашили, но уголь - продукт взрыва - до сих пор наблюдается в среднем пальце. Слава Богу, что сухожилия  не были затронуты.   Рука работала отлично на скале...
      Мой отец меня тогда за взрыв марганцевого ангидрида в ванне  наказал - дал подзатыльник, когда я сидел за столом и читал учебник химии. Я даже в знак протеста сбежал  из дома. Дня на 4. Жил в подвале у друзей. Потом меня во дворе нашла мать и уговорила вернуться. После этого отец пальцем ко мне не прикасался. А я и повода не давал...
      Много чего ещё "химического" было, и со взрывами и без... Так что с выбором профессии вопрос не стоял. 
      Окончил я школу № 90 в Алма-Ате в самый расцвет "застоя" - 1971 год - опять нечётная цифра. Школа, в последний год моей учёбы в ней,  стала специализированной по литературе и журналистики. В новый 10-й класс "А" набрали всех желающих (и, конечно, умеющих) школьников  со всего города. Естественно, это были в основном девочки. Ну и, конечно, вы сами это понимаете, моё состояние. Любовь выскочила, как убийца из-за угла...
      Университет я закончил в чётный год 1976 - как раз на 200-летие США. Помню, в этот день - 4 июля - принимал присягу на плацу с автоматом Калашникова на верность СССР и всем народам, его заселяющим.
      По распределению (у меня был средний балл 4,6 - тройки по английскому языку и марксистско-ленинской философии; не потому, что я не знал этих идей - ещё как знал: все философские тетради и книжки Ленина прочитал, - а потому, что преподаватель - казах - классово меня невзлюбил) я был направлен в Павлодарский пединститут (от судьбы, блин, не уйдёшь - сейчас работаю в пединституте, под названием университет).
      Но, после армейских сборов, - у нас была военная кафедра и мы должны были пройти трёхмесячные сборы под городом Отар в ПГТ "Гвардейский" (жили в палатках), - мне в министерстве образования КазССР объяснили, что в Павлодарский пединститут  уже направлен нужный и правильный человек, а вы идите пока работать в школу - мы, мол, о вас вспомним, когда возникнет вакансия в каком-нибудь педвузе Казахстана. Как-же, вспомнят они... Чиновники всегда были чиновниками - идиотами своих идей...
       Со мной даже лично ходил мой руководитель диплома - Вячеслав Павлович Костынюк - к заместителю министра Сидорову (запомнил фамилию) с просьбой направить меня работать в наш университет КазГУ на кафедру. Было место.  В.П.Костынюк хотел, чтобы я работал в его группе по хоздоговору с ленинградским институтом ХИТ по разработке химического источника тока с литиевым анодом. Оказалось, что это, по их советским правилам, нельзя. Сидоров запретил мне идти работать в родной университет.
        А куда я пойду без трудовой книжки? В те времена выпускник вуза обязан был отработать 3 года по направлению. Я должен был сперва отработать по распределению - в чём мне они сами отказали - либо, как указал зам. министра образования,  в школе. А этим чиновникам всегда было и есть на всех плевать, кроме своих жён, детей и любовниц... Так и живём до сих пор. Я б их к стенке ставил через одного и пускал на них гружёный самосвал. Как предлагал поэт. И на удобрения. Было бы гораздо больше пользы государству.
       Благодаря своему отцу - настоящему полковнику штаба САВО - и его однополчанам меня взяли "без нужных документов"  в Институт органического катализа и электрохимии Казахской академии наук, которым тогда руководил академик Сокольский.  Попал я в лабораторию электрохимии. На должность инженера. Зарплата 110 рублей. Нормально. Авиационный билет в те времена от Алма-Аты до Москвы стоил 36 рублей, хлеб - 12 копеек, проезд на автобусе - 5 копеек, на трамвае - 3 копейки, кружка пива - 22 копейки, палочка шашлыка - 24 копейки...
       Потусовался в этом академическом институте  полтора года. Два месяца на ремонтных работах института. Месяц в колхозе - косил косой траву на склонах Заилийского Алатау; два месяца в больнице - исправление носовых перегородок; месяц на соревнованиях по скалолазанию в Крыму (чемпионат СССР, Судак, два раза)... Время пробежало незаметно. Тем более протекала первая настоящая неплатоническая взрослая любовь... Ирина.
       Занимался я в этой лаборатории получением мелкодисперсных металлических порошков для катализа. Интересная тема. Я тогда понял то, что еще не все и сейчас понимают. При определённых параметрах - сила тока, напряжение на электродах, температура - металлические кристаллы первично образуются не на самой  поверхности электрода (катода), а в объёме раствора, недалеко от поверхности.
       Разработал методику получения мелких никелевых кристаллов. Сделал микроснимки этих кристаллов. Написал отчёт. Фотографии  приложил. Сам делал у себя дома. Ими потом кто-то воспользовался для себя... Дело обычное.
       Не нравилось мне работать в этом институте. Я монолюб. По месту бытия и видам занятий.  Хотел вернуться в КазГУ на кафедру, к своей теме по электропроводности растворов электролитов...
       Всё так и вышло. Я работал в лаборатории электрохимии под руководством заместителя  директора института. И вдруг мне Паланкер,  учёный с мировым именем, к которому на стажировку приезжали из Франции и Польши, предложил перейти к нему в группу - разрабатывать катализаторы для топливных кислородных батарей (порфирины). Когда я об этом сказал своему "руководителю" - тот сильно огорчился. И предпринял свои шаги.
       Вызывают меня к директору - Сокольскому Д.В. (академику, герою социалистического труда, автору кучи книг и руководителю большой толпы кандидатов и докторов; сейчас институт носит его имя ) - и он мне очень корректно и даже немного с чувством своей вины, намекает, что мол в институте перестройка и я буду уволен. Он ожидал, что меня это огорчит. А я чуть не закричал - как это здорово! Теперь я мог на законных основаниях (есть трудовая книжка) устроиться на работу на кафедру физической химии и электрохимии химического факультета КазГУ.
       Так и случилось в 1977 году!
       Женился я тоже в нечётный год - 1983. Как раз после защиты кандидатской диссертации.
       Калужская красавица, актриса-любительница, экономист, умница...
       Познакомился я с ней в Иваново. Оба были в командировке. Я приехал в Иваново представлять  кандидатскую диссертацию в ИХНР РАН , а она по делам строительства чего-то там. Влюбился с первого взгляда.
       Дурак! Ну это уже отдельная история. Хотя, когда я летел в самолёте из Москвы в Алма-Ату, мне встретилась девушка, с которой я уже пересекался, и которая занималась всяческой эзотерикой (мне по жизни всегда встречаются такие люди. Почему-то?). Так вот она мне сказала, что это не мой вариант. Я, конечно же, не поверил... Но жизнь доказала, что она была права.
       В 1995 году, случайно,  попал в славный город Егорьевск - усилить российскую научную и педагогическую страту в этом регионе. Моя мама всю жизнь мечтала жить в Подмосковье.
       В Коломну в Коломенский педагогический институт я переехал в 2000 году! Но переезд начал с 1999 года! 2000 год - это чистая формальность. Мне не нравился Егорьевск - такая большая деревня со всеми деревенскими прибамбасами. Меня угнетала эта провинциальная аура...
       Жена Татьяна к этому времени уже выбрала себе для работы Москву. Купили квартиру в городе Химки. На деньги от продажи трёхкомнатной квартиры в Алма-Ате и её мать помогла. Бог ей судья... Надо же быть такой недалёкой - предлагала мне переехать в этот город и преподавать в школе. А я уже в ЕТИ (филиал МГТУ "Станкин) с 1995 года был профессором. Развёлся я с ней. Сын иногда ко мне приезжает.
       Я создал кафедру химии и экологии на "ровном месте" и почти в "чистом поле"  в  КПИ (затем КГПИ, далее МГОСГИ, и теперь ГСГУ) в 2005 году. Хотя первый набор на специальность учитель химии и информатики (впервые в России такое объединение было сделано по моей инициативе) был в 2002 году; набрали 30 человек при конкурсе 3 человека на место.
       Большое спасибо руководству вуза во главе с Корешковым Борисом Дмитриевичем (ныне покойном), декану экономического факультета (где я кантовался в эти годы) Угрюмовой Александре Анатольевне и всему коллективу института. Весь коллектив отнёсся с полным пониманием и сочувствием. А что ему быть недовольным? Благодаря моим усилия было создано 12 новых рабочих мест и я никого не задел в профессиональном отношении. У нас в университете отличный, мудрый коллектив преподавателей!  С тех пор там и работаю...
       Тринадцать лет жил в общежитии.  Когда переселялся из Егорьевска, поставил условие ректору Корешкову,- чтобы мне сделали двухкомнатные "апартаменты"; у меня много книг (около 4000). Он сделал. Прорубили проход между двумя комнатами...
       В 2013 году купил однокомнатную квартиру в 7-м микрорайоне, дом №12  на 7-м этаже 12-ти этажного монолитно-кирпичного дома. Да, к слову, родился я 7-го числа 7-го месяца...

       "Мемуары. Часть - 1."  http://www.proza.ru/2015/09/13/1772
       "Мемуары  Часть -2."   http://www.proza.ru/2015/12/30/1311