Все из детства. 3

Татьяна Чуноярочка
  Мама занималась домашним хозяйством, сидела с нами маленькими. Папа работал посменно на железной дороге. В те давние времена составы тянул паровоз, и в последнем вагоне он стоял на площадке с фонарем в любое время года. Мы, соскучившись, с нетерпением ждали его. Зимой, как только открывалась дверь, с белым и холодным воздухом, пропахший мазутом, входил папа. Мы, радостные, бросались к нему на руки.

  Папа из рабочей сумки доставал ломоть замерзшего и побелевшего хлеба и фляжку с заледеневшим сладким чаем. Говорил нам:
- Это зайчик послал!
А мы верили и радовались. Грызли мерзлый хлеб и пили холодный чай.
Папа мог и шить - из своей черной вельветовой куртки, сшил маленькие копии его куртки нам с сестрой. Сколько радости было от обновки!

  Зимой папа ездил на лошади с санями в ближайший лес за дровами. Однажды привез зайца и рассказал, как его поймал.
- Подъехал я к реке и увидел убегающего большого зайца. Прыгнул тот на речку, засыпанную снегом, и исчез. Стало мне интересно, куда пропал косой, посмотрел по следам - спрятался заяц под берег реки в углубление. Изловчился и поймал его руками.
  Родители хотели из зайца приготовить жаркое, но нам стало его жалко и мы попросили, чтобы оставили его жить. Папа сделал ящик, где зайца поселили, но к еде косой не притрагивался, наверное, у него от стресса пропал аппетит. Когда к нему приближались, он громко стучал задними лапами.

 Когда мама пошла на работу, в её отсутствие папа варил густую солдатскую пшенную кашу. Заправлял пожаренным салом с луком, и от этого она становилась очень вкусная. Варил и щи наваристые, густые и сытные.

 Любили мы мамины шаньги, на лепешку из пресного теста с бортиком она клала картофельное пюре, сдобренное молоком, сверху мазала взбитыми яйцами, а испеченные - сливочным маслом. С нетерпением ждали румяные шанежки из духовки, обжигаясь, ели с холодным молоком.
Сколько добрых и вкусных воспоминаний... а всё помнится и щемит сердце.

 Замерзла река Решётка, снега долго не было, а лед наморозило достаточно толстый, и он нас выдерживал. Решили мы с сестрами пройтись до железнодорожного моста по льду. Напрямую идти недалеко, а по петляющей реке, намного дальше. Река неширокая, местами лед опустился и образовались промоины, и мы старались осторожно обойти рядом с берегом. На льду мороз наморозил красивые рисунки, и мы с интересом разглядывали необыкновенное чудо природы. А под прозрачным льдом от течения плавно развивалась длинная трава. Местами реку перегораживали упавшие деревья, приходилось идти по берегу. Все осмотрев, вернулись тем же путем домой.
Из дома уходили на несколько часов гулять, и нас не искали. Времена тогда были спокойные, и родители за нас не волновались.

... Летом наступила сенокосная пора. Родители уехали, а я поздно встала, подошла к застекленной закрытой двери зала, а за ней стоял сплошной дым. Я испугалась, но догадалась закрыть нос полотенцем и нашла источник пожара. Из печки вывалился уголек и загорелся пол. Я быстро открыла окна на кухне, ковшиком зачерпнула воды из бачка и затушила огонь. Почему-то перед топкой не был прибит листа железа, и вот... результат.
В летнее время топили печку и варили на ней обед.

Родители 1954-55г

Продолжение следует.