Анхен из Ревеля

Татьяна Метскиви
  Они встретились впервые в 1885 году… Она, молоденькая, чистенькая, наивная немецкая девушка  из Ревеля, где все чинно и размеренно, где вечно идут дожди, где в уютных кафе вкусно пахнет свежими булочками,  где так славно стучать каблучками по булыжной мостовой, пугая толстых и ленивых городских голубей… И он, юный Бунин, не маститый писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин, тот, хрестоматийный, с породистым худым лицом, гордой посадкой шеи и пронзительным взглядом строгих глаз,  а юный Ванечка Бунин, только что оставивший гимназию, полный еще смутных, неясных мечтаний о своей будущей жизни,  еще не получивший свежего, пахнущего типографской краской журнала со своим первым напечатанным стихотворением, страдающий от бедности и неустроенности своей семьи, от скуки однообразной провинциальной российской жизни и что-то там пописывающий украдкой в дневник …
  “…потребность любви!.. Но кого? В Озерках никого, а в Васильевском?.. Тоже никого! Впрочем, там есть гувернантка - но молоденькая и недурненькая, как я слышал от сестры…”
   “…На крыльце я увидал Дуню и её, как я предполагал; это была барышня маленького роста с светлыми волосами и голубыми глазками. Красивой её нельзя было назвать, но она симпатична и мила. С трепетом я подал ей руку и откланялся. “Эмилия Фасильевна Фехнер!” - проговорила она. Познакомились, значит. Мне сразу сделалось неловко, и в душе зашевелилась мысль. “Неужели, - думал я, - я буду целовать эти милые ручки и губки!””
  Эмилия Фехнер  через много лет станет Анхен в его знаменитой “Жизни Арсеньева”, и он, уже опытный, зрелый мужчина, напишет о своей первой любви просто и светло, с этой чудесной бунинской грустью, похожей на нежный аромат  засушенного в книге цветка: “И прекрасна была моя первая влюбленность, радостно длившаяся всю зиму. Анхен была простенькая, молоденькая девушка, только и всего. Но в ней ли было дело? Была она , кроме того, неизменно весела, ласкова, очень добра, искренне и простодушно говорила мне: “Вы мне, Алешенька, очень нравитесь, у вас горячие и чистые чувства!” Загорелись эти чувства, конечно, мгновенно. Я вспыхнул при первом же взгляде на нее, - как только она, во всей свежести своей немецкой чистоты, затейливого розового платьица и юной миловидности, вышла ко мне, насквозь промерзшему за дорогу со станции, в вигандовскую столовую, розово озаренную утренним зимним солнцем, и стала наливать мне кофе. Едва я пожал ее еще холодную от воды руку, сердце во мне тотчас же дрогнуло и решило: вот оно!”
  Первая любовь. Все было: и боязнь быть отвергнутым, и ревность к какому-то Федорову, и смущение, и робость неопытного сердца…   
   “…Уже сердце моё билось страстью… Я  полюбил и чувствовал, что влюбляюсь всё более и более. Приглашал танцевать только её одну, гулял, и наконец перед ужином она сказала мне: “Давайте играть в карты! Хотите?” Я  покраснел и неловко поклонился. Мы пошли в гостиную. Там никого не было. Мы играли и шутили, наконец её пришёл приглашать танцевать некто молодой малый Фёдоров, мой приятель. Я  вышел также и пошёл в кабинет, думая, что я уже не мог надеяться. Но через несколько минут она вошла.”Что ж вы забрались сюда, - сказала она, - я вас искала, искала!” Что это значит, подумал я!..
  За ужином я сидел рядом с  ней, пошли домой мы с ней под руку. Уж я влюбился окончательно. Я весь дрожал, ведя её под руку. Расстались мы только сейчас уже друзьями, а я, кроме того, влюблённым. И теперь я вот сижу и пишу эти строки. Всё спит…но мне и в ум сон нейдет. “Люблю, люблю”, - шепчут мои губы.  Исполнились мои ожидания”.
  Первая любовь будущего Писателя. И как важно, что она была разделенной, что не был предпочтен “молодой малый” Федоров, что были и взгляды, и слова, и пожатия рук, и несмелые, полудетские поцелуи…
  “29 декабря 1885 г.   …Сердце у меня чуть не выскочило из груди! Она моя! Она меня любит!…  Да! Пиша эти строки, я дрожу от упоения! от горячей первой любви!..  Остальное время вечера я был как в тумане. Сладкое, пылкое чувство было в душе моей”.
  И была первая Любовь… И была первая Разлука…И будут холодные примечания в собраниях сочинений: “встретились в имении Васильевском под Ельцом… уроженка Ревеля, Эмилия Фехнер… служила гувернанткой в семье винокура Туббе, на дочери которого был женат старший брат Бунина Юлий… весной 1886 года была вынуждена покинуть службу, чтобы ухаживать за престарелым родственником… ранняя любовь Бунина… оставившая в его душе глубокий след… в романе Анхен - племянница Виганда, управляющего казенным имением в селе Васильевском, на его дочери женится брат Алеши Арсеньева Георгий”.   И оборвется на время  Ванин дневник, чтобы продолжиться в романе Ивана Алексеевича: “Она наконец уехала. Никогда еще не плакал я так неистово, как в тот день. Но с какой нежностью, с какой мукой сладчайшей любви к миру, к жизни, к человеческой красоте, которую, сама того не ведая, открыла мне Анхен, плакал я!”
  И будет еще одна встреча. Вторая. Через пятьдесят лет. Уже после Нобелевской. В Ревеле, где все чинно и размеренно, где вечно идут дожди, где в уютных кафе вкусно пахнет свежими булочками…  После выступления к нему подойдет невысокая полная дама. Эмилия… Анхен… Они будут долго говорить. И перед смертью он тоже вспомнит о ней.
  И вот что странно. Пятнадцатилетний мальчик Ваня Бунин еще тогда, в 1885, почему-то написал в своем дневнике, еще ничего не зная о будущем:

                Пронесутся года. Заблестит
                Седина на моих волосах,
                Но об этих блаженных часах
                Память сердце мое сохранит…