Хлёбово

Юрий Проскоков
               

     Когда-то в молодости, был у меня хороший друг, Генка. Продружили мы с ним, не расставаясь наверное лет пять- семь, пока он не ушёл в армию. Потом они семьёй куда- то уехали, и след его потерялся. Я, через общих знакомых, пытался узнать его адрес, но когда все попытки оказались тщетными, бросил это дело. И всё-таки частенько навеваются воспоминания о времени дружбы с ним. Он, так же как и я, любил природу, тайгу, охоту, рыбалку. Вдвоём, мы бывало уходили на несколько дней и бродили по тайге просто так, без всякой цели, чтобы только побыть наедине с природой.
   У Генки, в деревне Курья, жили дед с бабкой. Более добрых и гостеприимных людей мне приходилось встречать не часто. Деревню эту давно снесли, старики померли, но память- то, осталась. О хороших людях, говорят и память долго живёт.               
    Помню, приезжаем как- то мы с Генкой, в очередной раз к ним в гости, бабушка что-то готовит на кухне, а дед сидит и чинит валенки.
     - Раздевайтесь, садитесь за стол, сейчас я вас угощать буду!- это бабушка нам из кухни.
     А мы и вправду, пока добирались сюда, очень проголодались, ведь прежде чем попасть к ним, пробежали по тайге на лыжах  километров десять, охотясь
на рябков и проверяя поставленные заранее петли на зайцев. Бросив подстреленных рябчиков на лавку, раздеваемся и умывшись, садимся за стол.
Стульев у стариков нет- вокруг стола две массивные лавки из кедровых плах
и точно такой же стол- неподъёмные!
     -Хлёбово будете, наливать?- спрашивает бабушка.
     -А это что такое?- Я даже и не слышал о таком блюде.
  -Наливай, наливай- затараторил Генка - Сейчас попробуешь, за уши не оттянешь- заверил меня друг.
    Бабушка налила нам по чашке какой- то непонятного цвета жидкости и, хитро поглядывая, начала крошить в них корочки чёрного хлеба. Потом потёрла в них редьки, немного хрена и вконец удивила, когда положила в каждую по две ложки холодца, а потом ещё сверху посыпала порезанным луком! Я было засомневался в съедобности этого крошева, но глядя с каким аппетитом уплетает эту смесь Генка, тоже потянул ложку ко рту.
    Не буду описывать вкусовые  ощущения, но как- то вдруг чашка у меня оказалась пустой! Я даже не заметил, как это всё быстро произошло. Друг, глядя на мою сытую, растерянную рожу, раскрасневшуюся от усердия, хохотал:
     -Ну, как хлёбово?-
     Оказывается, жидкость непонятного цвета была ничто иное как квас, ну, а остальное я уже перечислил. Действительно, за уши не оттянешь- так было вкусно. Бабушка рассказала нам, что так питалась ещё её бабка с дедом:
    -Ну, а мы уже сохранили этот древний рецепт и изредка готовим для себя такую «вкуснятинку»,она нам тоже очень нравится.
     Мы ещё не раз бывали у Генкиных дедов, но попробовать это блюдо больше не довелось. Пробовал сам приготовить, но всё это было так далеко по вкусу, что я бросил свои эксперименты в надежде, что всё- таки возродятся когда-то наши истинно русские, старинные рецепты, и мы все насладимся их вкусом. Ведь  всё это, наша русская еда и такая необходимая для Сибири богатая витаминами пища