Необычные мысли о религии и атеизме

Елена Киянка
Что может подвигнуть человека отказываться от личного благополучия во имя общего блага? Если его сознание находится на уровне религиозного мировосприятия, то – вера в светлый идеал, а если на уровне научного миропостижения, то знание о необходимости и неизбежности его осуществления на земле. Мы вплотную подошли к проблеме веры и знания.
Октябрьская революция продемонстрировала миру интереснейший психологический феномен, о котором говорят мало и как-то вскользь. Религиозное сознание нашего народа восприняло научную идею об отсутствии антропоморфного бога, как новую религию, новую, более справедливую, веру. Эта вера и породила гигантскую волну героического энтузиазма. На энергии этой веры были одержаны победы в тяжелейших войнах, и дважды поднята из руин страна. Эта же энергия разрушала храмы и обрушивалась гонениями на головы последователей старой веры. Противостояние двух мировоззрений получило окраску религиозной войны. Если сознание религиозно, то оно и научную идею облечёт в религиозные одежды, а если уже поднялось на уровень научного мировоззрения, то оно в любом веровании будет доискиваться до сути, которая есть – знание и понимание. Над этим, к сожалению, мало кто задумывается, поэтому отношение к религии сплошь и рядом в корне неправильное: или презрительное всеотрицание, или угодливое заискивание. Если б это была искренняя веротерпимость! Но дело обстоит гораздо хуже – это конъюнктурные соображения. Поэтому мне гораздо ближе те, кто искренни в своих убеждениях, даже если они не более чем заблуждения – вера у них такая. Ни одна современная конфессия или секта на сегодняшний день не являются ни проводниками истины, ни поборниками человеческого развития, а только рассадниками ханжества и всяческого фарисейства. Всё, о чём мечтает подавляющее большинство служителей всех культов, - это «получить большую мзду за свою коптящую свечу». Но при этом я глубоко чту учение Христа, Будды, Магомета, Зороастра, Конфуция и других творцов великих Учений, ставших впоследствии религиями. Потому что в свое время изучала их заветы самостоятельно. И в результате этого изучения пришла к выводу, что все их Учения – ни что иное, как коммунистическая идея, вброшенная в человеческое сознание тогда, когда по причине низкого уровня развития производительных сил она не могла быть реализована на Земле, и в связи с этим обстоятельством должна была быть воспринята человечеством как вера. Вся эволюция человеческой мысли – это путь постижения разных аспектов всё той же коммунистической идеи.
Сначала человечество знало о ней на уровне мифа, потом – на уровне религии, затем на уровне – утопии (Т. Мор, Т. Компанелла, Р. Оуэн, Ш. Фурье), на уровне - теории (К. Маркс и Ф. Энгельс), на уровне – практики (В.И. Ленин).
Практика коммунизма только начинает осваиваться человечеством. Но это вовсе не значит, что мы должны начисто отметать все предшествующие формы существования коммунистической идеи.
Не вина Христа в том, что церковники превратили его высокое, коммунистическое по духу, Учение в насквозь лживую, ханжески-изуверскую религию, благодаря которой уже тысячелетия устраивается ад на земле. Мы должны понять, что сознание большинства людей, к сожалению, до сих пор религиозно, и подняться на уровень теории могут немногие. Безусловно, эти немногие должны вести работу по расширению и поднятию уровня сознания большинства. Но это работа деликатная и долгая. А прилив энтузиазма нужен уже сейчас, в обозримом будущем. В противном случае народ просто вымрет или деградирует.
Большевики дали народу веру в светлое будущее, и он разрушил старые храмы (хотя совершенно напрасно, они представляли собой общенародную историко-культурную ценность). Отныне его храм был далеко впереди, он был невидим, но все знали, что он прекрасней всех бывших и существующих. Обратите внимание, в стране явно обозначились все признаки образования новой религии. Образ Ленина был канонизирован, Сталину сначала поклонялись, как живому богу, а потом стали приписывать ему качества дьявола. Маркс и Энгельс возводились в ранг гениальных провидцев, предтеч. Однако труды и тех, и других читались мало. Разве что на политзанятиях и перед сдачей экзаменов по диамату, а добровольно – нет. Вера – субстанция иррациональная. Она не требует ни серьезных доказательств, ни научных подтверждений. Не прошло и пятидесяти лет, как учение Маркса и Ленина было задогматизировано, активно формирующееся кастой новых жрецов, которые присвоили себе исключительное право толковать и трактовать данное учение, заставляя людей принимать их слова на веру. И люди, в большинстве своём, это охотно делали. Начала складываться самобытная обрядность: Вечный Огонь и Красное Знамя обрели значение культовых предметов, обозначились святые места: крейсер «Аврора», Брестская Крепость, Мамаев Курган и др. В Мавзолей Ленина шла нескончаемая толпа паломников. Складывались сказания о новых подвижниках.
И это было ни хорошо, и ни плохо. Это признак высокой степени религиозности масс. Свято верили люди своим новым жрецам, но те начали сначала их веру испытывать, затем – обманывать, потом – в тайне предавать, а после – прилюдно, оплевали, осмеяли и растоптали. В этом – корень сегодняшней апатии и безразличия нашего народа к своей судьбе. Корень бед именно в поруганной вере. Отняли у людей новую веру, и они, сбивая друг друга, бросились в старую, чужеземную, нетрадиционную – лишь бы во что-то верить. Опять же – признак высокой степени религиозности масс. Мы к людям с уровня знания обращаемся, а они остаются равнодушными к нашим речам, потому что им нужна вера. Мы пытаемся разжечь огонь на затоптанных углях, но затоптанные угли не возгораются и не возгорятся. Надо собирать новые дрова, т.е. искать ту эмоциональную струну в душах людей, которая зазвучит в ответ на наш призыв, зажигая огонь веры.
Большевики в свое время интуитивно нашли эту струну: они откликнулись на первоочередные материальные нужды народа и дали ему необходимую духовную пищу, которая и зажгла священный огонь героического энтузиазма. Именно подобную, но уже иную (ибо струна светлого будущего порвана) струну нам необходимо искать, изучая духовные чаяния собственного народа, а, не только перечисляя перед ним его материальные невзгоды, ведь «не хлебом единым жив чело-век».
Сейчас какое-то липкое, сальное время. Все пытаются запудрить народу мозги. Капиталисты запудривают людям мозги, нажимая на их низменные инстинкты. Понятно – им нужен смирный и неприхотливый рабочий скот. Церковники кормятся от таких человеческих эмоций, как страх смерти, страдания и духовная леность (жажда того, чтобы кто-то сотворил чудо, и всё устроилось лучшим образом без борьбы, без подвига, без крови). А мы хотим поднять людей на новый высокий подвиг борьбы и строительства, а, тем не менее, тоже запудриваем им мозги во имя сиюминутной политической конъюнктуры. Но на высокий подвиг нельзя поднять, запудривая мозги, - вот наша пропаганда и пробуксовывает. Поднять на подвиг можно только очищением сердец и просветлением мозгов. Следовательно, нам надо обратить внимание на то, на что мы его никогда не обращали, и ответить людям на вопросы, на которые до сих пор ответить не удосужились. Именно всесторонним освещением этической стороны коммунизма мы сможем зажечь в сердцах людей стремление к нему. Именно нетронутая до сих пор струна зазвучит.

2003 г.