Счастье? Блаженство?

Юрий Анников 2
Обычный человек, пытаясь вникнуть в слово «счастье», недоумевает, вплоть до вопроса: русское ли это слово?
Вот слово «блаженство» - роднее. Явна его связь со словами «благодать», «благо», «благое дело»… Правда, есть слова с тем же корнем, но почти с противоположным смыслом – «блажь», «блажить». А вот – ублажать – опять возвращает к позитиву, хотя чувствуется некий «снисходительный» подтекст. Значит, блаженство – очень тонкое, трепетное чувство. Чуть не так, и можно опуститься до снисходительности, а то и сумасбродства, дури.

Разница в понимании разных слов с одним корнем – характерна  для ЖИВОГО языка! Вот и наш язык  иногда допускает антиномию, то есть противоречивые толкования.

Вернёмся к слову «счастье».
Поиск по словарям дал такие ответы:
Счастье - естественная цель всех людей. Высшее счастье, абсолютное блаженство.
Некоторые синонимы слова счастье: блаженство, наслаждение, удача, фортуна…

Определения классиков из «Свободной энциклопедии афоризмов»:
Лев Толстой: Счастье есть идеал не разума, а воображения.
Иммануил Кант: Быть счастливым это значит внушать другим зависть.

Что же получается? «Естественная цель всех людей» и абсолютное блаженство –  должно внушать зависть? Нет, немецкое понимание счастья И. Канта – явно не наше, не русское! (Да, сегодня мы завидуем немецкому материальному благополучию, организации их производства, качеству товаров. Но чувствуем, что всего этого – мало для счастья).

Но и наш Л. Толстой выразился как-то расплывчато. Хорошо бы, проще.

А что говорит в своём толковом словаре иноземец с русской душой? 
Владимир Иванович Даль объясняет, что СЧАСТЬЕ – это со-частие.  Очевидно, это понимание пришло из старославянского языка?

Так что вникнем в счастье, как в со-частие. Или соучастие. Соучастие с кем?
В детстве с мечтой о чуде, о ярких впечатлениях, сладостях, забавах…

В молодости – с обладанием идеала своего воображения – своей половины. Причём, этот идеал далёк от разумных оценок и с его, и с её стороны. И можно почти серьёзно говорить: «такие вот были у них дела, / так уж друг друга они любили, / что был от неё он совсем без ума, / а она по нему с ума сходила!».
Но этому «идеалу не разума, а воображения» по правилам жития нашего народа даётся всего один – «медовый месяц»! И только после общего согласия с родителями и с родственниками (у которых, заметим, и разум не отключён, и опыт предков учитывается!) 

Значит, полноценное счастье должно быть частью не только с твоей половиной, но и с породнившимися семьями. Очень неплохо, чтобы и вся деревня участвовала в этой шумной общей радости – СВАДЬБЕ! Тем более, после уборки хорошего урожая! Гуляй, душа, радуйся вместе со всеми: так уж заповедано традициями!!

Итак. Со счастьем-чудом детства и со счастьем перехода от юности к взрослости – всё более-менее ясно.
А ЗРЕЛЫЙ человек? Как он добивался «зрелого счастья»?
В древние времена и в средневековье – мужчины именно ДОБИВАЛИСЬ счастья! Как минимум, на рыцарских турнирах. А то и на войне! Впрочем, допустимым был и способ грабежа. Скажем, в крестовых походах.
Такое «счастье в соучастие с силой» грубо, лукаво. И способно другим людям внушать только низменную ЗАВИСТЬ.

Впрочем, счастье необразованной цыганки – «из той же колоды».
Да, и наша глуповатая деваха, на которую неожиданно свалилось богатство, способна наслаждаться завистью других. И старуха, намыкавшаяся в нищете за долгую жизнь тоже способна! Вспомним, хотя бы "Сказку о золотой рыбке".
«Общий знаменатель» всех перечисленных примеров счастья в союзе с силой или хитростью – убогость душевного устремления!

А как понимает «средний» американец своё счастье? Максимально возможное материальное благополучие! Всеми доступными средствами! С неприятием всего, что мешает успеху. И такое счастье – уже не зависть, не идеал разума, или воображения. Это уже воинственный захват «птицы счастья». Карманное счастье в зелёных перьях!

Тем не менее, заглянем подробнее в душу среднего американца, ставшего богатым и, одновременно, поумневшим. (Бывает, ведь, и такое?)
И обнаруживается, что этот толстосум, совсем не с «широкой душой» вдруг… начинает «блажить» и задумываться, куда бы ОТДАТЬ часть своих денег? Будто злато стало обжигать ладони!! Не вмешивается ли при этом память предков душ индейцев, загубленных предками конкистадоров Кортеса и Писарро?
В итоге такая, можно сказать, «усталость от убогости устремлений» – вдруг оборачивается своей противоположностью, которая получила название БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ! И она не столь уж редка.
 
Итак, выясняется, что счастье это не просто понятие с каким-то убегающим смыслом. А что если понятие это таит в себе сакральное, священное притяжение?!

Так что надо серьёзно вдуматься: каким, ДОЛЖНО БЫТЬ зрелое счастье… достойного зрелого человека, зрелого мужчины?!

Наверно, когда такой человек воочию увидел значимость своих трудов и воспитал учеников. И его ДЕЛО стало процветать!
А, если в виде словесной формулы?
Когда человек состоялся и СПОСОБЕН ТВОРИТЬ!

Самое простое и великое творение взрослых любящих людей – родить и воспитать детей. Здоровеньких и с ясными глазами. Чтобы стали они достойными продолжателями и своего рода, и своего народа.
А это нелегко! (Как всё простое и великое!) Потому что воспитать по-настоящему – можно только примером своей жизни! И сразу же возникает лавина вопросов, и главный из них: «А самому-то как надо ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ?»
Да и у КОГО спросить? Не у Того ли, Кого люди почитают Творцом?

И вот мы приходим к заключительному положению: человек, чтобы стать счастливым, должен СО-УЧАСТВОВАТЬ с замыслом Творца, создавшего и Жизнь, и нас, и весь Мир! Мир настолько взаимосвязанный, что стать НУЖНОЙ для Творца частью этого мира – равнозначно святой НЕОБХОДИМОСТИ!

Так вот, оказывается, Кто - главный Устроитель людского СО-ЧАСТИЯ?!
А начали-то мы со значения слова. Да слова великого, сакрального.

И возникает жизненное следствие, что СЛОВА и ЯЗЫК каждого народа рождается тоже с помощью Бога! И, родившись, слово, помогая общению людей, одновременно ставит перед ними и самую Главную Задачу, указывая Путь к счастью в праведной жизни!

К соу-частию со всеобщей взаимопомощью в которую мы погружены и обязаны счастливо соответствовать! Если не отказываемся от веры в Бога наших предков!

Как же нужно пестовать и беречь изначальную суть ЗНАЧИМЫХ слов, чтобы в глазах погружённого в Жизнь человека была заинтересованность, и светилась радость, а в посадке головы проявлялось желание ЖИТЬ. И не как-нибудь, а праведно!

А в России сейчас нужна ещё большая Вера ВСЕХ Её народов с ОБЩИМ соу-частием во имя общей СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ, то кто нам помешает сделать это по-доброму!

И если другой или рядом живущий народ родились с другой верой, привыкшие по-иному молиться и по-иному праздновать, то поздравим и соседей с возможностью жить с общей верой в ОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ.