Ты единственный мой -29

Эльмира Ибрагимова 3
Мурад испытывал   злорадство, ему казалось, что    три розы Заура были посрамлены этим цветопадом.
- Господи, глупость какая, ребячество,  совсем с ума схожу, -  вдруг   подумал он  и осудил  себя. Перестав преследовать  Асю с Зауром, он отправился в свой  санаторий совсем по другой дороге.
-Не буду больше ходить за ними, что это   за унижение? - подумал он  о себе и решил оставить слежку за Асей.  - Зачем? Что сейчас можно изменить? 
Но назавтра все повторилось. Весь день  Мурада  словно магнитом тянуло к «Целебному нарзану», а   вечером он, не выдержав, снова отправился туда. Опять сел  подальше  от   корпуса, не сводя глаз с входной двери. В этот вечер ему долго пришлось ждать Асю. Наконец из  здания вышла блондинка с мальчиком. Судя по их одежде и сумке в руке Лены,  они    шли  гулять. Мураду     опять стало   не по себе – значит  эти двое любовников  остались в корпусе  вдвоем – в его или в ее номере.  Он  просидел на скамейке долгие два часа, а потом,   сам не зная зачем,   направился к корпусу. И в тот самый момент, когда он подошел к входной двери и открыл ее,  прямо перед ним  появилась  стройная женщина в светлом брючном костюме. Они столкнулись в узком проходе, и Мурад, не успев   отойти, поднял глаза на  женщину, чтобы извиниться и пропустить ее. Перед ним   стояла  Ася.  В тот же момент и она подняла     глаза. Мурад  увидел,  как Ася  с изумлением   смотрела на него, а затем внезапно побледнела,  и ему показалось, что она сейчас упадет.  Он схватил ее за руки и отвел в сторону. Она облокотилась  о  стену  и  не сводила  с него глаз, переполненных  ужаса, изумления, слез.
-Мурад... Это ты? – наконец спросила она, вся дрожа. 
Мурад   не мог найти слов для ответа. Только  повторял ее имя:
-Ася, Ася, Асенька…
Она, словно сделав вдох без выдоха,  замерла и  молча    смотрела куда-то  в сторону. Ее почти безумный взгляд  испугал Мурада:
-Ася, Асенька,  успокойся, родная моя, - говорил он ей,  но, казалось, она ничего не слышит и не чувствует.
Мурад растерянно посмотрел по сторонам и в ту же минуту заметил, как  к ним почти бегом спешит  блондинка, подруга Аси.  За ней, еле поспевая, бежал маленький Мурад.
-Что с ней? – с тревогой  спросила Лена у Мурада. А потом обратилась к Асе:
 -Асенька, что с тобой? Что тут произошло?
Ася  покачнулась и чуть  было не упала. Мурад тут же подхватил ее.
-Помогите мне, пожалуйста, отвести ее  в номер, - попросила  его  Лена.  - Там я разберусь, вызову неотложку, да я и  сама   врач. Пойдемте.
Мурад   пытался идти  рядом с Асей, поддерживая ее, но она   не могла  сделать ни шага.   Не долго думая,  он машинально  подхватил ее  на руки и пошел за Леной, бережно держа в руках свою  дорогую ношу.
В холле уже хлопотала тетя Рая, вызывая неотложку и разгоняя любопытных:
-Ну чего вы  уставились? Что за народ? Не видите - женщине плохо… Идите по своим делам.
Ася казалась Мураду почти невесомой. Он легко донес ее по лестнице на четвертый этаж  в ее номер, положил на кровать и,  взглянув в   лицо,   испугался ее бледности.  Лена дала подруге  воды,  умыла ее, дала какое-то лекарство. Через несколько минут прибыла  неотложка,   они  измерили Асе  давление, осмотрели  ее, сделали успокоительные уколы. И сказали, что ее состояние, скорее всего, похоже на шоковое.
 Врачи неотложки, узнав, что Лена   врач, дали ей некоторые   рекомендации и, оставив ампулу с лекарством и  разовый шприц, удалились.
-Если что, звоните, приедем еще. Может, придется  ее госпитализировать,  если состояние не стабилизируется, - сказал  уходя  пожилой врач неотложки.
Накрыв   уснувшую  после укола Асю, Лена,  наконец,   посмотрела на Мурада, который все это время был в их номере, и   сказала:
-Давайте выйдем в другую комнату. Я хочу поговорить с вами.
Плотно прикрыв за собой дверь, она спросила:
-Я хочу спросить у вас. Вы же в этот момент были рядом. Что с ней   произошло там внизу? Она говорила с кем-нибудь?
-Нет, - ответил Мурад, - она была одна.
Заметив  теперь уже,  что и на нем нет лица,  Лена с интересом спросила.
-Простите, а Вы знакомы с Асей? Кто Вы? 
-Я …  Мурад не знал,  что сказать Лене и как ей все  объяснить. - Понимаете, я знал ее  много лет назад.  Не просто знал…   Мы любили друг друга.      
 -Что?! – изумленно спросила Лена.  – Значит    Вы - Мурад?  Тот самый Мурад? - Она продолжала смотреть на него  широко раскрытыми глазами  и не могла найти слов.
 -Но разве  вы  не   умерли двадцать лет назад?  Теперь  мне   понятен    шок Аси. Еще бы, я  и сама в шоке!  Не каждый ведь  день  мы видим воскресших с того света.     Лена  изо всех сил старалась взять себя в руки.   
Мурад молчал, не зная, как ей все объяснить.  Через минуту,  успокоившись, Лена недобро  и  даже язвительно сказала:
-Так значит  вы, Мурад,  живы и даже здоровы. И где же вы были все эти годы? Хотя какое это теперь имеет значение. Только одно я хотела бы знать: зачем вы явились   теперь?  Зачем? Чтобы опять сломать ей жизнь, как сломали  ее  двадцать лет назад?
Мурад молчал, он не находил слов в свое оправдание. 
 Помолчав  немного  Лена добавила:
 -Лучше бы вас на самом деле не было.
 Мурад  продолжал молчать, а Лена никак не  могла прийти в себя. Она расплакалась и сказала:
-Наверное, очень  удивились, что  я ваше имя знаю.   Что ж, я вам все объясню.   Вы видели мальчика,  который был со мной?  Его зовут Мурад,     и  это мой сын.    Мы с мужем ради Аси  увековечили ваше имя, назвав  русского мальчика  Мурадом   в  вашу честь.  Мне   очень не хотелось  давать сыну имя  усопшего, но я  Асе  это обещала. И сделала. А вы,  оказывается, живой и невредимый. 
Мурад не верил своим ушам:
-Мурад  - ваш сын?
-Мой,  а чей же еще?    Только Ася его не меньше  любит, чем мы с мужем. И вырастили мы его с ней  вместе,  он ее по праву  называет  мамой Асей.
Лена  замолчала, а на  глаза  ее  навернулись слезы.  Мурад   стоял рядом, не зная, что ему  сейчас  делать и что говорить. Лена   нарушила затянувшуюся паузу:
-Я не хочу знать, где вы были и что   делали, Мурад, все эти годы.  Я хочу знать  только одно - зачем вы опять появились в   жизни Аси? Зачем? Вы хоть представляете что с ней  было  тогда, когда вы пропали,  и все последующие годы?   Ася  потеряла из-за вас  все, что можно было потерять. Заболела и бросила институт, слегла совсем, когда узнала, что  с вами случилось несчастье.
Мы учились с ней вместе, дружили очень близко,  и я была в курсе всех ваших  событий.   На   втором курсе  она оставила учебу,  хотя   училась отлично  и  мечтала стать врачом.   Не  стала она врачом. Уже потом, спустя годы,   Ася  закончила медучилище  и  дослужилась до  «высокой»  должности медсестры   детского садика.  Вот и вся ее карьера, потому что она даже  в больнице  после случившегося с вами  работать не смогла.  В каждом тяжелобольном и умирающем  видела вас  и опять переживала.
Рассказ Лены потряс Мурада.  Ася, как оказалось,  болела три долгих года,  лежала в больнице с тяжелейшим неврозом,    и врачи  с большим трудом вернули  ее  к нормальной жизни. Но и потом она дважды собиралась уйти из жизни. Все плакала:  «Отпустите меня, я хочу к Мураду», мы   с ним  там  обязательно  встретимся. Я  его найду. В первый раз  Ася   напилась таблеток, и  врачи чудом   спасли ее. Во второй раз  она  перерезала себе вены, месяц лежала в больнице. Шрамы  на руке сохранились до сих пор.
Мурад молчал, чувствуя, как  его  начинает трясти.
-Что,  тяжело  все  это слушать,  Мурад? - зло, почти истерично  спросила    Лена, видя, как он нервничает.  -  И все же дослушайте меня до конца.  Я вам все расскажу  подробно. Вы должны знать,  что вы  с ней сделали, какой грех на свою душу взяли. Но не ради этого  я рассказываю, а для того, чтобы  вы поняли:  не надо    больше беспокоить  Асю, если не хотите окончательно  погубить ее.
Мурад не смог поднять глаза   на Лену и чувствовал, что задыхается от подробностей    ее рассказа. А она продолжала, заново остро переживая всю боль за случившееся с подругой  много лет тому назад.
… Мы окончили институт, а Ася  все еще продолжала болеть, не могла спать без снотворного, мучилась кошмарами и  часто впадала в  истерику. В  вашем доме ей напоминало о вас все. Сколько раз Асю  видели  прильнувшей к вашей двери, хотя там давно  уже жили   другие жильцы. Она  показывала мне скамейки, на которых вы с ней  сидели, площадку, где играли с дворовыми мальчишками в футбол, крышу, с которой со сверстниками гоняли голубей.  И  во дворе,  и в доме  все напоминало ей о вас. Бабушка   Аси  только из-за этого  продала  и   квартиру - срочно, за бесценок - и переехала  с ней в Буйнакск. А я  каждое воскресенье ездила к ним туда.  Ася   болела настолько серьезно, что большая часть денег, полученных  за квартиру,  ушла на ее лечение,   а  ее, находившуюся на грани сумасшествия, родные  несколько раз возили  на консультации  в Москву.
Потом умерла ее  бабушка,  и моя  Ася осталась совсем одна. В семье дяди ей было несладко, родным надоели ее нескончаемые  болезни,  и жена дяди еле терпела ее, не раз намекая, что   место  ей  в стационаре   для душевнобольных.  Мы с  мамой, переезжая  их Махачкалы  в Питер,  решили  забрать  Асю с  собой.  Я    не могла оставить  лучшую подругу  совсем одну, да  и оставить ее было  не с кем.  Ася  жила с нами, продолжала лечиться,   деньги   катастрофически  таяли,  и нам  все время приходилось  экономить и добывать   деньги, чтобы помочь больной Асе.   Болезнь отступала  очень медленно, иногда давала рецидивы.
Постепенно  она стала возвращаться к нормальной жизни,  по настоянию моей мамы  закончила медучилище,   стала работать. Так мы   и жили.   Спустя годы,   я вышла замуж, а  Ася осталась жить с  мамой.  Она  часто  говорила о том,  что стала нам обузой, хотя мы с мамой   считали ее членом нашей  семьи. Когда с мамой случился инсульт,  Ася доказала, что она  нам   родная.  Она  отблагодарила нас за все и   сполна,  полностью взяв на себя уход за мамой. Ася   нашла  для себя  надомную  работу – печатала на машинке, шила, вязала.  Ася, добрая душа, говорила, что теперь это  и ее мама.  А когда у меня родился сын, радости Аси не было предела,     она умоляла меня назвать  мальчика    вашим именем. Преодолев сопротивление родных мужа,  их  возмущение и обиды,  я назвала  сына,  как и обещала своей Аське,  - Мурадом. Родные еще долго недоумевали  по этому поводу - с чего это вдруг  русского мальчика  решили  назвать Мурадом, да и к отчеству  имя  не очень подходит - Мурад  Вячеславович. Но мы все же назвали сына именно так.   Ася  не отходила от малыша,  а потом вообще забрала его к себе, в свою комнату, вставала к нему ночью,  гуляла с ним, купала его. Одним словом,    разрывалась между ребенком и мамой.  У меня в семье в это время  были материальные проблемы,  я  вышла на работу,  когда Мураду исполнилось пять месяцев. Хотела отдать его в ясельки, - другого выхода просто не было, но  Ася была категорически против.  Она  решила  остаться   дома, чтобы самой смотреть      за Мурадом и ухаживать за моей мамой.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/01/01/1327