Дорога к дому моему

Марина Николашвили
               
        Лето, июль. Я еду к себе  на малую родину. Трепетно, волнительно, что меня там ждет? И кто? Собиралась несколько лет да все откладывала, может зря? Автобус из областного центра мчит быстро: дороги хорошие, а кругом – леса да какие: ели, русские берёзки, а вдоль обочин – цветочное  разнотравье!  Мысли несутся быстро, мелькает вся жизнь как отдельные кадры, люди, которых не помню,  как и звать уж. Просто калейдоскоп из цветных открыток. Помню время, когда торопилась отсюда удрать со всех ног: куда- нибудь, лишь бы куда. В то время все хотели совершить что-то такое, иногда - прыгнуть выше головы: поступить в столичный вуз, выйти замуж за военного или жить в городе, а не в городке – умчаться на города.

    Вот и первая остановка. Все выходят из автобуса, присматриваются друг к дружке. Знакомые начинают болтать  про жизнь. Я тоже смотрю, но  никого не узнаю.  Но человек не может быть в одиночестве среди людей, вот и ко мне подходит дамочка с вопросом о том,  в какой школе училась и когда окончила. Представляется Тоней, учились в параллельных классах. Оставшаяся дорога летит быстро, мы вспоминаем школу и учителей: а помнишь?

     Наконец, наш городок Михайловск. Все, вроде,  как прежде. Законсервированность во времени.  Городок наш небольшой и находится вдали от  оживлённых дорог, поэтому все по-старому. Правда, изменения есть. Дороги заасфальтировали, тротуары деревянные исчезли, народ ходит по дорогам, хотя, в основном, не ходят, а ездят. Машин стало много,     дома  многоквартирные. Заборы перед домами кое - где другие: деревянные исчезли, а  вместо  них появились маленькие декоративные заборчики.

    Вот и мой дом. Сейчас здесь живет сестра с семьёй. Дом всё тот же, из детства, но его покрасили, обновили, да и мебель новая. Все современное  и  как у всех.  Отчий  дом:  и родной, и чужой. Что-то поднастроили, что-то подлатали, палисадник поправили да подкрасили, цветочки необычные. На клумбе декоративной - самодизайн из капусты, камней, старых кастрюль и лепных фигурок. Внутри двора бегает собака породистая, кошки спят на солнышке вповалку, радуются лету. Машина стоит перед домом  - признак достатка  семьи.

    Сестра  «знакомит»  меня с домом и хозяйством:
   - В магазин сейчас уже не ходим, а ездим. Вот рыбу покупаю в магазине за мостом, а мясо – в пятом магазине. Они все привозят из Вологды да из Костромы. Каждую неделю завоз.

     - Входи, входи в дом-то.  И  комнату тебе выделили, ту, что залой была.
   Зал (зала, зало) – так в детстве называли большую комнату, гостиную. В ней не жили, а телевизор смотрели. Она была как фотография семьи, выставка достижений – посуда, книги, репродукции в рамках, ваза с искусственными цветами. Сейчас украшения дома - всевозможные китайские статуэтки и слоники.  Что-то осталось – это атмосфера внутреннего покоя.      Проходим  по остальным жилым помещениям.

    - Вот комната, где мы с тобой жили. Сейчас здесь Славик расположился. Конечно, места мало да хоть отдельная. Вот его хобби на стенах висит. Ну, и учится хорошо, учителя хвалят, говорят, что самый умный из семьи. А они ведь и нас учили, да и мужа моего, его сестру, да ещё фиг знает кого – подытожила она.

      - Вот, где папа с мамой жили. Царство небесное. Все также солнце в окошко светит. Я уж постаралась, чтоб все как при них,  вот желтые обои наклеили. Вот ремонт справили, сейчас это у нас модно.  На рынке и обоев, и клея, и плиток - и всего полно, вот каждый и старается быть дизайнером. Да и общаемся в Одноклассниках и  Вконтакте, но больше все же в Одноклассниках сидим, все у всех видим,  и домой в гости идти не надо. Все фотки выкладывают: что поели, что купили, да и о чем думают, или только хотят  подумать. Жизнь стала интересная,  и умирать не хочется.

       А вот тут Васька, наш брат, обитал. Сейчас бы уже в ней, наверное, и не уместился бы. Боров стал. А помнишь, каким заморышем был? Все думали, что больной. А вот уехал на города да нашел себе Машу, которая от плиты не отходит, и поправился.

       А Вовка-то помнишь, Смирнов, такой скромный был. Я всё думала, он говорить не умеет. А тут гляжу  в Одноклассниках, а у него четверо детей да жена молодая. А сам, 50 лет никогда не дашь: холёный, складный, да и на фотке, явно, в Египте.

      Тут недавно в магазине встретила Саньку, ну того, что на последней парте сидел с Дурневым  да все хихикал. Такой предприниматель стал: на машине, при дорогих часах.
   -А что предпринимает-то?- поинтересовалась я.
    - Дома строит да ремонт делает. В жизни бы не подумала, что из него толк выйдет. Вот смотри,  как мы здесь красиво сделали. Комната для цветов. У меня они разные. Вот эти называются  ахименесы, а то - фиалки. Тут я медитирую и отдыхаю от всех. Представляю, что я в Греции или ещё где, ну, там, где тепло. И свет специально  яркий сделали, как солнце. Яркий свет полезен для психики: всё видно и всё красиво.

       Кухня осталась такой же, как при родителях. Всё  в дереве сделали, чтобы поближе к природе. А чего надо: большой стол, чтобы на праздник скатертью накрыть, да шкаф с буфетом. На кухне должно быть уютно, чтобы посидеть да поболтать. А между делом и поесть-попить. Вот абажур оранжевый повесили для душевности.
   Все было представлено. Все по-прежнему да по-новому.
    - Тут соседка наша,  Надька,  приехала. Она ведь про тебя спрашивала. Она уже здесь дня три. Всех обошла да заскучала. Вот нам нескучно: огород, дом, работа - только успевай. На все рук не хватает. А отпускникам всегда скучно, потому что забот мало: поесть да попить. Вот вдвоем и будете отдыхать да языком молоть, она же тоже любительница поговорить.

      Расположившись в своём новом старом доме, я задремала. Снилось мне  приятное время…  Мне 20 лет. Какая хорошая и счастливая пора! Мы живем в самой  лучшей стране. Я уже студентка. Правда, не с первого раза поступила в институт. Но зато поступила, как  и многие девочки из нашего класса. Ведь наши учителя надеялись, что мы все непременно поступим:  занимались хорошо, активистками были. Институт - это что-то новое, уже взрослое, нет рядом родителей, мы самостоятельны. И еще так хочется любить, так, как в книжках! Но смотрю вокруг,  нет рыцарей, одни парни с нашего факультета. А они на объекты любви не очень похожи. Все одеты скромненько, по-простому, по-студенчески. Где же, где же ты мой герой???

     Лето,  каникулы. Классная пора. Все сдано и благополучно  забыто. Сегодня танцы, побежим с девчонками. Увижу всех, говорят, что приехали  «с городов» Тоська  и Машка. Хорошо - то как!   А что же надеть?  Танцы, музыка, ко мне подошел парнишка из другой школы. Ну, какой парнишка?!  Это было давно. А сейчас – красавчик!  Вот времена, вот нравы!  Раньше бы он на меня не обратил внимания. Ему нравились девчонки его возраста  и из его  же школы. Но многие  девчонки  разъехались на города, да  и  на своих одноклассниц парни уже  не смотрят: подавай им кого-то поэкзтичнее, помоднее.

    «Девушка, а у Вас классные ножки», и я обернулась. Красавчик, не совсем трезвый, но такой нахальный.  «Следующий танец со мной, возражений не принимаю» и полетело. А через месяц сыграли свадьбу. Я была самой счастливой, гордой и красивой. Никогда раньше я не испытывала это чувство - счастье. Оно есть, и оно остается на всю жизнь.  Ничто не сможет убить счастье, воспоминания опять возвращают  в молодость и в счастье. Счастье - чувство, которое не исчезает с годами, счастье помогает выплыть из любой ситуации, справиться со всеми проблемами.

   И начались пьянки-гулянки. Что делать, как жить дальше? Что люди скажут?  Но, как  говорится, есть хорошее средство – работа. А кроме работы еще дом, ребенок, учеба. Всем нужна. И нужны деньги. Нас учили, что деньги в социалистическом обществе не имеют огромного значения. Но ведь без них никак. Я молодая, хороша собой, ребенок тоже  не должен чувствовать, что он только мой. Сколько всего хорошего, импортного появилось в магазинах! Работать и зарабатывать, тем более,  что на работе я оказалась хорошо образованной, умной, обучаемой и самое главное – перспективной, как сейчас говорят…

     А  сегодня  мне уже 60… Я вхожу  из взрослости в старость. Да, много всего пронеслось мимо, мимоходом, что-то коснулось, что-то ударило и отшвырнуло. Но это моя жизнь с её удачами, горестями, страхами, бедами и упущениями. Как бы вернуться в прошлое? Нет, я этого не хочу!  Другую, новую, счастливую жизнь я хочу, но свою - нет:  я  её уже прожила, перетерпела и  выстрадала. Сегодня у меня есть дети и внуки, я состоялась.

    Разбудил  меня знакомый голос: « Где отпускница? Отсыпается? Надолго ли она? Одна приехала или с семейством?» Ответов я не слышала, так как сестра моя отвечала шепотом. Я встала и пошла навстречу своей молодости.

     Передо мною стояла Надя, располневшая, но не постаревшая,  одетая в яркий сарафан-халат. Черты лица узнаваемые, волосы блондинистые и помада яркая. Говорила она громко, четко, а я смотрела на её губы и удивлялась, как  помада  хорошо лежит на губах, и зубы хорошие,  наверное, фарфоровые. Говорила она, как учительница: с толком, с чувством, с расстановкой. Да лет нам уже немало, а чувствуешь себя рядом с друзьями  из  прошлого как-то уютно, не ждешь подвоха.
 
   - Ну, давай, что ли, подруга, за встречу, вздрогнем!  Помнишь,  как?  И понеслось это,  а помнишь?  За вечер я узнала много чего интересного, хотя через какое-то время и не вспомню:  имена мужей, детей, названия городов, рек, работ и всего-всего-всего. Каждой  хотелось за вечер выложить всю информацию и о себе, и об общих знакомых, и о личных знакомых.
      
      Выяснилось, что у неё муж, дети - мальчик и девочка - уже сами родители. Работает она  в бухгалтерии.  На пенсию вышла 5 лет назад, но все работает, помогает детям и внукам, да и сама не хочет просто так сидеть дома, без дела.  Хобби имеет - дачу, на которой сейчас остался за хозяина и главного работника  её  муж. Он всё польёт, соберет, сохранит.  Дача, муж, дети, внуки да кот Баська -  вот и смысл жизни. Не хотела летом с дачи уезжать, но зимой в Михайловске  делать нечего. Вот и приехала в Михайловск на  недельку. Как я  поняла, основная цель этой поездки – понять,  правильно ли она после школы отправилась,  куда глаза глядят.  Здесь за ней ухаживал парнишка хороший, правда,  он уже умер, и она собиралась сходить на кладбище. Кроме того, и развлечений - то особых в  Михайловске не было. Если только ходить по гостям, но  сейчас лето,  и многие уехали на юг, к родственникам  да работали на своем огороде. Я обещала составить компанию, да и вдвоём не страшно.

      С детства чувствую страх перед смертью и перед кладбищем. В маленьких городах хоронят не просто всем двором, скорее,  всем городом.  По городу медленно движется траурная процессия - гроб везут на грузовой машине, люди идут за машиной, кто-то сопровождает до кладбища. Это очень тяжелое испытание для психики, с ним невозможно свыкнуться, страх остается на всю жизнь.

    Поговорили о друзьях в Одноклассниках. Сейчас очень просто общаться на расстоянии.

    На следующий вечер собрались у нас на кухне на девичник. Моя сестра присоединилась к  нам.  Ей было интересно посидеть и поболтать, отвлекшись от трудового дня. Надя тоже хотела повспоминать  былое, подытожить сегодняшний день. А день был насыщенным! Впечатлений много от встреч и новостей. Наша прогулка по городу навеяла воспоминания, ощущения молодости, радости, чего-то такого, что уже давно не ощущалось - свободы. Себя показали, людей посмотрели. Молодежь, конечно, выглядит иначе, чем мы когда-то.  Одеты они хорошо, как везде,  во взгляде чувствуется независимость и  любопытство.

  Надежда начала рассказ.
- Встретили сегодня рядом с рынком Ваньку Сидорова.  Ни  в жизнь бы не узнала, если бы он меня не окликнул. Такой был в школе, подающий надежды, думала,  он  академиком станет, а вот – ведь остался в Михайловске.
-Да ничего он не остался, - пояснила сестра. - Тоже после школы, как все,  уехал куда-то на Урал. Учился, говорят, работал, да потом назад приехал, говорит, дома лучше. А чего ему дома-то не лучше, здесь у него дом, гараж и машина. Работа рядом.  Жена -  работящая да чистюля, с ума сойти можно. Все дома что-то делает, моет, стирает, как будто у них семеро по лавкам.

  Мы подержали разговор:
-А, если не будешь все время мыть, так чистоты не будет, потому что один моет, остальные - пачкают.
-Да, наша жизнь -   дом-работа-дом. Когда отдыхать-то будем?
- Отдыхают, знаешь, где? Лучше пока об этом не думать.
- Как не будешь думать, если мы сегодня с тобой на кладбище ходили. Видели свежие могилки.
-Но без этого никак: все мы живем, а вернее - гостим, а потом -  назад отправляемся.
-Да, люди вечно не живут. Сколько знаменитых ушло, даже врачи не спасли.
-Врачи – не боги. Все мы смертны, поэтому надо жить на полную катушку.
-Как это?
-В молодости брать все от молодости, в зрелости – от зрелости, а в старости - от старости.
-Да, что же в старости-то можно взять, кроме болезней.
-В старости надо хобби иметь и жить для себя. Вот у меня хобби - дача.- Надежда перевела разговор на новую тему, но тут же получила отпор.
-Да с таким хобби  не отдохнёшь: пахать да пахать только. Хобби должно удовольствие приносить.
-Зайди в Одноклассники на мою страницу, посмотри мою дачу. – Не унималась Надя.  - У меня и веранда есть, и летняя кухня, и фонтан. А цветов полно. Нравится мне их выращивать. Я по натуре - ландшафтный дизайнер.
-И чего было уезжать из деревни, чтобы хобби себе деревенское найти? Категорично заявила сестра.-  Хобби оно для души, а огород - обязаловка. Чисто натуральное хозяйство. Собрал урожай - сыт,  нет - иди в лес за грибами.

    После третьего  тоста  стал вопрос об общих знакомых: где тот, где эта?
-В прошлом году Тонька приезжала Иванова с мужем. Муж у неё лучше её. Такой видный мужчина,  городской, наверное, начальник.
-А с чего ты взяла, что начальник?
-Он такой высокий, в плечах и манеры директорские.
-Да. Уж характеристика!
- Давайте, лучше поговорим, верите ли  вы в гороскоп?
-Ну, я в эту чушь не верю?
- А кто ты? Спросила Надежду сестра.
-Я – Лев!

- Так сейчас прочитаем про Льва. И начала читать:   «Многие  из нас хотели  бы родиться под этим знаком. Нас очаровывает характер Льва: он равный с равными,  и покровитель для тех, кто нуждается. Внешне люди-Львы могут быть не привлекательными, но маскировка: макияж, одежда, светские манеры – делают своё дело- и перед нами Царь! Хотя черты лица Львов могут  быть  далеки от идеала. Лев всегда, даже дома, актер, поэтому ему нужна публика и соответствующая атмосфера.  Для него важна атрибутика: подача блюд, встреча гостей, вручение подарков. Здесь ему нет равных. Не любит критики, но с удовольствием принимает лесть.  Родная стихия - Огонь, которая  при соответствующем образовании и представившейся возможности, способна окрылить Льва и подвигнуть его на решение очень сложных проблем. Чем сложнее проблема, тем больше Лев получает эмоций при её решении, в итоге - он становится сильнее и великодушнее».
-Да, это я. Я такая, как здесь написано.
-А это кто написал? Глоба?
- Не знаю кто.
 -Хватит чтением заниматься. Не отвлекайтесь от мероприятия. Такие встречи – редкость. Надо эту редкость по полной  программе использовать.
-Следующий  на повестке дня стоит вопрос… Как выбрать мужчину?
-Это как?
-Ну, это как  определить, будет ли из него толк?
-По своему опыту скажу, что мужики - хитрые и коварные. Пока обольстить хочет, он принц, а потом – человек в самом примитивном определении.
-Знаешь, мужики тоже разные бывают. Кому,  какой попадётся. Если ты не грешила в прошлой жизни, то тебе достанется приличный, а если грешила, то уж, что останется.
-Ну, а ты грешила? - И тут же ответила.- Я нет, поэтому мой муж - моя вторая половинка.
-А половинка от половинки или от целого?
-Ну, вас, бабы! С вами скучно. Поговорить культурно  с вами не о чем. Что за темы? Давайте о высоком поговорим?
-А о чем высоком? О моде что ль? Я вот смотрю «Модный приговор». Одеваются они красиво, но у нас в этом, и пойти некуда. Это только, чтоб сфоткаться.
- О высоком поговорили? Теперь о кошках.
- Да, хорош вираж, от моды к кошкам.
-А что, если мода на кошек тоже есть. Вот тебе какие нравятся?
- Мне нравится моя. Она моя, и я к ней привыкла
-У меня много лет живёт  пушистая  серая. Прочитала недавно, что серые успокаивают нервную систему. Вот и моя:  все обои оборвала, по столам гуляет,  по шкафам прыгает,  а мне нравится, и в правду,  - пушистый психотерапевт.
 Сестра, как коренной сельский житель,  имела своё мнение.
- Ну, городским держать в доме кошек и собак, тратить на них деньги, это,  наверное, привычное. А у нас животные - самостоятельны, сами гуляют, хлопот с ними особых нет.
-Да, вспомнила. Как живет Светка? Она же училась лучше всех, на медаль старалась.
-Училась-то она, училась на медаль, да только в нашей школе. Поступала раза три в мед. Да все зря. Наконец, поступила в пищевой техникум. Работает сейчас у нас в колбасном цехе.
   Все, втроем,  наперебой  принялись обсуждать эту закономерность. Да, вот жизнь!  В  школе нам говорят, учись, в люди выйдешь. А как поворачивается?  Вон, Пашка троечником  был, а стал в области начальником. При пиджаке и галстуке. Такой складный мужик получился, на нем костюмчик как литой сидит, как будто на него и шили.

-А вот еще такая была… Катя… Она все на сцене выступала. Забыла как фамилия?
-А Катька Смирнова? Она живет где-то, не помню, где. Приезжала с мужем. Сама она - русская красавица, а он рядом с ней – сморчок. Но, видимо, она его в руках держит. Зашли они в магазин, а он её всё спрашивает:  Катя, надо купить то да сё? А она им руководит.
-Вот мне  бы такой не понравился. В мужике должно быть  что-то самостоятельное.
-А я мужу своему на День рождения стихи написала.  Я счастлива, живя с тобой, и наша встреча не случайна, дальше забыла. Вспомню, дорасскажу.
-Ну, твой муж хороший. Не пьёт, не курит, баб домой не водит. Что ещё от мужика ждать? И на том надо сказать спасибо.
-Ладно, девоньки-бабушки - старушки. Пора и спать идти. Мы привыкли ложиться рано, чтобы вставать рано. Это вам делать нечего.

     Следующий вечер у нас был в расширенном составе. К нашей дружной компании взрослых тетенек присоединилась пятидесятилетняя молодуха  Вера. Она только что приехала и принесла нам к  столу  гостинцы. Но для нас была важнее не материальная пища, а -  духовная. Тем, более, что Вера в детстве писала стихи и могла ясно изъясняться.  Меня завораживал её голосок. Голосок был ласковый, мелодичный, она им могла, как ветерком обласкать. У нас не было тамады, все происходило спонтанно,  и Веру мы попросили сказать тост. Она встала, как  бы готовясь произнести речь, немного подумала, пальцами провела по длинной ножке бокала  и, наконец, сказала:

      -Мне  50… Половина или последняя треть моей жизни?! Анализирую свою жизнь и понимаю, что первые 25 лет - это жизнь для себя: институт, ресторан, ухаживания моих поклонников, а их было много, очень много и все разные. В этом плане я счастливый человек, это был мой опыт на будущее: я вижу, чувствую, понимаю и оцениваю мужчин.

    Следующие 25 лет - это мой долг, моя обязанность, жизнь для других. Для себя - все в последнюю очередь, что останется. Я научилась многому и поняла: мой муж - старый, толстый, больной - самый лучший, надежный и на всю жизнь. Дети – самые умные: они же мои. В этом плане - я не признаю никаких возражений, я люблю их такими,  какие они есть,  и буду любить их и на Земле, и на Небе.
    Но жизнь не бывает плохой или неинтересной. Она всегда дает радости: хобби, встречи, знакомства. Каждый человек, который встретился мне на жизненном пути, интересен, оригинален и бесподобен.
    В 50 я хочу: творчества, независимости (даже от себя), ну, и – удачи!

     Речь Веры  заставила задуматься.  Сразу появились вопросы. Что это за кадры у неё были в первые её 25 лет? Чем она хочет заняться в будущем? Мы, уже перешагнувшие пятидесятилетний рубеж, принялись её наставлять (лечить - как сейчас говорят). Перечисляли все возможные варианты, чем заняться женщине в 50+.  Первой на ум пришла учеба. Учиться, конечно, никогда не поздно. Но на кого? Учеба отпадает.  Затем – злободневная для нас – поликлиника. Лечиться, побегать по врачам, найти возможные болезни,  и что в результате? Узнать, что у тебя букет старческих болезней. Нет, это впереди и это совсем неинтересное занятие. Вот, это в точку: найти любовника. Но нужен ли даме в 50 любовник? Молодой - дорого и хлопотно, старый - обременительно. Дети выросли, внуки должны жить со своими родителями, а бабушки-дедушки так, на подхвате. Ну, и задачу задала своим тостом. В конце пришли к единому мнению - надо искать хобби.
-А что  тебе самой – то хотелось, пока возможностей не было?
-Хотела красивое платье, дорогое кольцо да поспать вдоволь.
-Ну, сейчас платье можешь купить, кольцо - тоже, а спать - в любое время.
Хобби опять не было. Но сестра, как истинный знаток михайловской  жизни, предложила:
-Вот в том, то и дело, что когда все на блюдечке - не ценится. Съезди,  отдохни куда-нибудь на море.  Может там тебе что-нибудь и придет на ум. Мы же не видим вокруг себя ничего. Идем, как будто с закрытыми глазами. Сейчас вспомнила. Помните,  у нас был такой Иван Сергеевич, завучем в 5 школе работал? Дали ему путевку на юг, он уехал, там себе бабёнку с Урала нашёл, и уехал к  ней на Урал. Вот, что любовь делает. Немолодой ведь уже был, а тронулся с места. И жену, и детей, правда,  взрослых оставил. И имущество все. С одним чемоданчиком укатил. Приезжает сюда иногда. Выглядит хорошо, наверное, там ему неплохо. Было бы плохо, совсем бы вернулся.
-Вера, вот ты  в детстве стихи писала, со сцены их рассказывала. Может,  ты стихи начнешь писать?
- Да, стихи просто так, по велению, не пишутся. Это надо настроиться на них. А у меня не получается.  И возраст не тот.
-Ну, не стихи, да хоть поздравления друзьям. Видишь, как складно, у тебя тост получился. А ну-ка давай, вот так,  с порога, придумай поздравление.
-Для кого?
-А кто ты по гороскопу?
-Близнец. А что для себя как-то, наверное, и не получится.
-А ты пробуй. Все, когда-то  бывает в первый раз.
-Ну. Тогда, так.      У женщины – Близняшки  желания, фантазии меняются часто.  Желаю, чтобы твоя сентиментальность, наличие ума, помогли тебе выбрать в море возможностей, твой истинный путь: то, что даст тебе возможность на старости лет сказать, что все в жизни было на «пять».  Я.
    После такого поздравления, произнесенного неизвестному Близнецу, мы поняли, что все хорошо. И нам тоже.

    Наша неделя  пролетела легко и быстро. Мы общались,  как в детстве: просто и непринужденно. Опять были маленькими, не чувствовали груз за плечами, на время забыли о профессии, работе, мужьях и детях. Сами были маленькими детьми с внешностью мам - бабушек. Как хорошо чувствовать себя свободной, счастливой, молодой!  Видимо, рядом должны быть люди, которым ничего не надо объяснять.

17 июля 2015