13. Горюшкин Игорь. Мать

Архив Конкурсов Копирайта К2
    Мать, исповедь или «посмертные  записки»…


                Москва, шел март 1996 года

 Матери только что исполнилось 94.
До «конца» ей оставалось еще четыре. Но тогда ещё никто из нас об этом не знал.

В квартире никого, на столе листок бумаги. Она сидит и пишет, старательно зачеркивает и снова пишет:
«Я сердечно благодарю Вас за заботу обо мне иначе
 за то, что я еще живу»
Переворачивает листок на другую сторону и снова пишет:
«Вас за заботу обо мне.
Я благодарю Вас за заботу обо мне, милые дорогие.
Великое вам спасибо».

                Сентябрь 1996 года
         
            Сидя за столом  мать, вдруг, озабоченно говорит:
- Забываю буквы… не могу вспомнить, как они пишутся… Не всегда, но иногда… забываю!

                Ноябрь 1997 года, вечер (матери уже 95)

                Держа в руке яблоко (красное) мать спрашивает, протягивая его ко мне:
- А это что такое?
- Яблоко.
- А как его есть?

                Декабрь 1997 года, вечер

           Мы только что с ней поужинали.  Отправляясь спать, мать говорит, нерешительно:
- Чувствую… что мне немного осталось жить… я, наверно, скоро умру… 
 (её беспокоит зуд тела, сухость во рту; жалуется, что иногда ее «бросает» в сторону - при ходьбе).

                Начало январь 1998 года

      Мать:
     -  Ищу, ищу!… уже и забыла что ищу!
     - Зубы?..
        - А какие они?..
               
                13 января 1998 года, вечер…
               
  Сидя на стуле в моей комнате, мать, вдруг назвала меня на Вы, а, затем, перейдя на ты неожиданно спросила:
- А у тебя есть родители?
- А у тебя? – нашелся было я, пытаясь перевести  разговор.
- У меня трое детей, два мальчика и одна девочка… А муж у меня умер после войны. У них есть домики… хорошие ребята, живут дружно.
Я, вообще, сибирячка…
Так получилось, что у меня года полтора назад все нарушилось…
 Потому что… я все была одна и одна.… Не с кем было даже  поговорить.
- А с кем ты живешь сейчас? – попытался выяснить я что-то и о себе.
- Одна…  быстро и не задумываясь ответила она и, вдруг, как бы спохватившись, поправилась.
- С сыном... Ему исполнилось 62, кажется… Он тоже с образованием, он лечит… мертвых.  А мне 26 декабря будет 90 лет! У меня гости будут… Интересно, а как ты сюда попал,  в этот дом? – вдруг она  перевела  разговор на меня.
- Я здесь живу! – решил открыть я ей и свои «карты».
- Да!? – с удивлением и вопросом в глазах, проговорила она и, вдруг, еще сильнее оживляясь, спросила, пытаясь, видимо, через вопрос снять закравшееся  в нее  сомнения:
- А у тебя фамилия какая?
- … , - как-то нерешительно назвался я ей, пытаясь предугадать ее реакцию.
- Кого-то ты мне напоминаешь… - стала задумчиво и нерешительно говорить она, видимо, совсем и окончательно запутываясь.
- А звать как?
- Игорь…
- Что-то даже не пойму, - произнесла она, и как-то сразу и неестественно весело засмеялась. Прямо чудеса в решете! Вы, что, вместе работаете (с сыном)?

Но уже позже, после ужина, обращаясь ко мне, вдруг, произнесла как бы скороговоркой и в облегчение:
- Игоречек, милый мой дружочек, спасибо тебе за всё, - и неожиданно стала меня обнимать, видимо, чем-то в глубине души своей определенно довольная.

                19 января 1998 года…
               
Вечер. Мать, выходя из своей комнаты, слегка взволнованно:
- Не могла вчера никак найти свои зубы, а сегодня проснулась, а зубы - во рту!  И не знаю, откуда они появились?
А товарищ, который был, ушел?..
С утра она меня опять на Вы стала называла и, по-видимому, ожидала, что встретит на кухне вместе со мной и «его».

                20 января 1998 года, утро…

Около 9 часов утра. Мать, обращаясь в мою сторону:
- Как вас зовут?
- Меня? Игорь Иванович, а Вас?
- Евдокия Дмитриевна, сибирячка…
- Вы уже и зубы одели, - заметил я ей, увидев ее «полный» и улыбающийся от хорошего настроения рот.
- А как же, выглядеть хотя бы буду лучше!

Сегодня, сидя на кухне за столом, мать, по моей инициативе, пыталась в слух считать:
- Один, два, три… - произносила она, стараясь называть цифры как можно быстрее
- Четыре, пять.. -   и так досчитала, не ошибаясь,  до сорока девяти. А затем, задумавшись на какой-то момент,  сразу произнесла:
- Девяносто!

                31 января 1998 года, утро…

           Сегодня, старясь, видимо, возразить чему-то услышанному по радио, мать, многозначительно вдруг произнесла  :
- Дураки… тоже считают себя умными людьми!
А спустя еще какое-то время, как бы сопротивляясь беспокоившим ее мыслям и выжидающе смотря на меня, произнесла,  ища, видимо,  у меня поддержки или сочувствия:
  - А умирать мне не хочется…

                4 марта 1998 года, вечер…

              Сегодня, придя домой с работы, я увидел идущую навстречу мне мать с вытянутыми в моем направлении руками:
- Игорек, прости ты меня, я – ненормальная…
 
Дело в том, что еще утром она «обзывала» меня всякими словами, думая, что я ночью, пока она спала,  забрал со стола в ее комнате какие-то важные для нее газетные и журнальные вырезки, или  бумаги; но днем, пока я был на работе, сама  всё у себя и нашла.
21 марта  у неё была Таня, ее внучка. И уже на следующий день мать спешила поделиться со мной своим впечатлением:
  - Она  очень религиозная!

                14 марта, 1998 года…
       (сегодня матери исполнилось ровно 96 лет)

             Зайдя на кухню  мать, вдруг,  сделала неожиданное, для меня, заявление:
-  Я, конечно, совсем уже дурочкой стала, но на стол же еще не «какаю…»!?

                Май 1998 года

- Какая же я глупая стала!.. - мать никак не могла вспомнить, как называется  «капуста».
-  Совсем стала я ненормальной…. И никто не может мне помочь. А кому я чего сделала плохого?…

                Июнь 1998 года

           Мать, собираясь очередной раз к врачу и, как обычно, заранее готовила для него записку, чтобы потом, там у врача не забыть чего. Приготовила записку она и на этот раз: «Очень голова вся болит, коленка болит, но самое главное – грыжа!»
А вечером, неожиданно вдруг, меня удивила:
- Я все тут думала…, раз все так плохо, нет смысла больше жить... Пусть Таня, (внучка, и единственная среди нас - православная) приглашает батюшку,… да и похоронят меня... Надо ей позвонить. А денег на похороны дадут,… Есть такие организации, они дадут…
  Но, спустя  часа два,  мать, видимо,  уже с облегчением, вдруг сказала:
            - Ну и хорошо, что вы меня не послушались…
 
                Июль 1998 года
           Мать:
  –  Мне так нравится, что ты меня называешь мамой!.. Знаешь,
если тебе нужно, то я могу и на балконе жить… Я бываю  иногда «ядовитой», но это не так.
      
           Из подслушанного разговора матери по телефону со своей сестрой, Марией:
- Мне к царю небесному пора!…
И, уже после разговора, констатировала:
-Любит поговорить!..

                Октябрь 1998 года, утро

         Мать:
   - Со мной такая беда!… Не умираю! Надо же другим место дать…!
На следующее утро:
- Что-то мы давно куриного вещества не ели? (о яйце).
А вечером, недовольно:
- Сижу тут, как в тюрьме… Никуда гулять не выхожу…

Поздравляя (22 октября) меня с днем рождения, мать сказала мне довольно необычайные слова:
– Чтобы всего твоего конца никогда не было!…
А спустя где-то неделю, вдруг, еще:
- Игорек, чтоб тебе конца не было!..
Или, вдруг, обнимая меня, произнесла:
  - Ты мой хранитель…
           Но уже через день, другой,  она же, будучи чем-то недовольная, могла в мой адрес произнести в раздражении и такое: 
- Я думала, идиота ликвидировали, а он налицо!..

            Все чаще мать сокрушалась, что никак не может умереть
 – Я такая дура стала, что мне уже никуда места нету!…
Или, уже в слезах:
  – Пусть же меня похоронят!…
А то и такое откровение:
  – У меня никакой болезни нет, кроме души.… Как же сделать, чтобы поскорее исчезнуть?! Все уже умерли, а я все живу…. Я хочу умереть,  сделай что-нибудь, ... я не буду плакать. Я до того устала, что сама себе надоела!..
               
                Июнь  1999 года.

На следующий день после посещения церкви в сопровождении Нелли (дочери) и Тани ( внучки).
           Мать:
–  А те, кто повезли меня, всё молятся и всё крестятся!… И повезли меня… Народу!!!  И все целуются. А через несколько… надо денег давать…  и за маленького (они брали с собой еще и ее правнука, Филиппа).
                Но я не давала денег. И ни кому не кланялась.

                5 июля 1999 года

            Мать (вчера приезжал Таня, ходила с ней гулять). На следующий день она делилась со мной впечатлениями:
  – И говорит, и говорит…   у меня, даже голова заболела… «Как без бога? - говорит, - Умрешь!!!»
А я : 
- Вот и хорошо, что умру… И говорит, и говорит… Прямо черти что…

                16 июля  1999 года

           Мать, обнимая меня:
   –  Куколка ты моя, сколько радости от тебя!
             
                Июль  1999 года

 Вот  уже как второй день мать причитает…
 – Какая я несчастная.… Хоть бы скорее сдохнуть! Не дождусь!… Ничего не понимаю, совсем дурочкой стала… Игорек, ну когда я умру? Ну, зачем такая жизнь?!… Разве это жизнь? Никакой радости… Скорее бы умереть!
Да, теперь  мать все чаще стала отказываться принимать лекарства:
- Лучше умру! Но принимать не буду.
А то, вдруг, настойчиво просила или сокрушалась:
– Ну сделай что-нибудь!… чтобы я умерла.… Какие жестокие люди!… Как я вам всем надоела…
           На мое возражение:
   – Да кто тебе это сказал?
Она, без явного облегчения, произносила:
  – Ну, спасибо!…
 
           Но как-то, будучи в более хорошем расположении духа, обнимая меня, просила:
  – Милый мой человек!… Ты бы мне нашел какую бабушку, которая одна, но еще не мертвая, и которая бы взяла меня к себе… Я ведь переживаю, что я ничего не делаю…. Что зря меня кормят!

                9 сентября  1999 года

 На мой вопрос, хочет ли она  картошки?
            – Да, хочется!… Деревенские же мы…

                Октябрь  1999 года

            Мать:
- Милочка моя, обнимая, - никогда не забуду!… Я ведь такая старенькая! Мне очень много лет!..

                Декабрь  1999 года

           Мать:
- Представь себе, я хочу спать с тобой!… Не сейчас, конечно…

                Январь  2000 года, утро…
          
            Мать:
  - А где же моя мама?
            Я :
– Умерла она, давно…
           - Да?… Ну, как же?!..

                20 января  2000 года

       Мать:
  - Жду, когда умру.… Вот, не получается… Что же я никак не умираю?
             Я:
  – Почему?..
- Дура, так дура!?… Я же переживаю… Нехорошо, что я мучаю тебя!  Я бы согласна, если бы меня «стукнули»…  Помоги ты мне… Что, денег нет?
                - « -
           Или другой раз:
  – Сделай так, чтобы я исчезла.… Ну, ты понимаешь, о чем я…
 Я:
– Тебе, сколько лет- то?
            Мать:
- Один ужас!!!…

                28 января 2000 года

 Скоро, 14 марта.
Матери исполнится 98 лет, но уже как 3-й день она почти ничего не ест, хандрит… все чаще спит или лежит, не вставая с постели. Хотя сама ещё ходит в туалет, сама, придерживаясь осторожно за стены, заходит на кухню, чтобы, выпить когда немного соку или чего другого.

                6 февраля 2000 года

            Мать (строго):
- Ты меня не корми… чтобы меня похоронить…

                9 февраля 2000 года.   

            Сегодня мать, придя на кухню и увидев приготовленные для нее соки, вдруг, от чего-то насторожилась:
   - Нет, это я это не буду есть (я предлагал ей морковный и томатный соки).
- Хочешь, чтобы я умерла? Не буду! Ничего не буду… - и, расстроенная и недовольная, повернулась и пошла к себе.
Шла уже 2-я неделя, как мать почти ничего не ела и совсем мало пила. Если только чуть-чуть ананасового сока или дольку апельсина пососет, или таблетку аскорбинки с глюкозой,  а то и – совсем немного кефира…

                12 февраля, суббота, утро…  2000 год

          Подойдя к постели матери и наклонясь к ней,  я спросил:
- Как себя чувствуешь?
- Нор-маль-но… - ели слышно произнесла она…Совсем засохла!..

                28 февраля 2000 года

 Мать:
             - Издеваешься?! - я пытался «насильно» заставить ее выпить хотя бы морковного сока.
             – Почему не хочешь?- спросил я раздосадованно.
             – Хочу, что бы ты работал… А то я уйду!… - неожиданно  послышалось  в ответ.
               
                29 февраля 2000 года, утро

 С сегодняшнего дня мать стала мочиться под себя…
Видимо, не стало сил, чтобы привставать с постели, как это она делала все эти дни  раньше.
И еще. У нее неожиданно перестали «слушаться» пальцы правой руки (парез?!).

                7 марта 2000 года
(До 98-летия матери оставалось 7 дней). 

             Мать, чуть слышно:
- Люблю, люблю..!
- Что любишь? - попытался я уточнить. И уж слишком неожиданным показалось мне ее признание.
  - Тебя, тебя люблю…, - повторила она.

                12 марта 2000 года

            Около 10-30 утра. Мать:
  - Совершенно не знаю, что делать…?!  Умираю…
               
             Вечер.
  - Что-нибудь кушать хочешь? - спросил я, подойдя к ее постели.
  -  Не знаю… Помру скоро…
       
       Наконец, наступило 14 марта 2000 года (её день рождения)

Мы, родные и близкие,- все пришли на ее день рождения, чтобы отметить ее 98-летие.
         
              17 марта, около 22-30, матери не стало

 Она сначала прерывисто и, как бы из последних сил и с трудом, все дышала, дышала… а затем, перестала…
Совсем.
Но еще раньше, утором, у нее стали холодеть руки, и ноги. И, как бы в забытьи, она какое-то время довольно громко все повторяла:
- Умираю, умираю, умираю!!! - ничего другого больше не говоря и ни о чем не прося.
– Я с тобой, я с тобой… - проговорил я, наклонившись и обняв её.

   Подъехавший, уже в самую полночь, для констатации смерти врач, заключил:
  - Это была агония…

                Эпилог
«Нет ничего святее и
 бескорыстнее любви матери»
                Виссарион Белинский




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215122400038 

Обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2015/12/24/38