Время смыслов. Глава 24

Леонид Бликштейн
С этой главы я буду отмечать неоконченные главы буквой н (начало)чтобы мои читатели могли узнать,когда можно считать главу законченной, не заходя туда. Как только глава заканчивается буква н снимается и остается только номер.

1.Упадок феодальной морфономной знати в результате новой "уравнительной" (отсюда и название парадигмы "исономика", хотя реального равенства внутри иерархических по сути исономных обществ немного,они исономны только по отновению к морфономным феодальным образцам, на которые ностальгически ссылается современник в ниже приводимом свидетельстве)политики правительства был предметом критики со стороны оппозиционно настроенных аристократов, таких как Сен Симон,который в данном отрывке отмечает сочувствие дофина (наследника престола) к этой аристократической критике эгалитарного компонента исономики:

Уничтожение аристократии и равное отношение к ее членам было ему (дофину ЛБ)ненавистно. Это последнее нововведение, которое делало исключение только для обладателей высоких должностей и смешивало аристократа с дворянином,а дворянина с сеньором,представлялось ему верхом несправедливости, и исчезновение ранговых различий он считал причиной надвигающегося краха военной дисциплины....всякий требовал равенства с другими,так что всякая организация,командование и подчинение исчезало.

Что же касается до средств,которыми проводилась эта политика,он был до глубины души тронут разрушением знати,стратегией ее опускания и унижения,вредом который бедность и постоянная нужда в неравных браках, чтобы иметь чем питаться,наносили храбрости и качеству знати,ее доблести и чувствам.Он с негодованием наблюдал, как эта, столь знаменитая и прославленная французская знать превращалась в народ почти такого же сорта как и сам народ и отличалась от него только в том,что народ как таковой пользовался свободой заниматься любой работой или торговлей и даже носить оружие, тогда как знать превращалась в другую разновидность обычного народа, обреченную на смертоносную и разрушительную праздность" (цит по Elias 1983, 203-204)

2. Как видим думающие современники относились к исономике весьма критически. Эта критика шла с разных сторон,не только от недовольной аристократии. Одним из наиболее культурно значимых примеров критики исономной политики Людовика 14 является известное длинное письмо к нему Франсуа Фенелона,архиепископа Камбре и воспитателя королевского внука. Фенелон очень интересный автор и к его критике мы еще вернемся.А пока нам надо отметить сильные стороны исономики.

3. При всех своих очень значительных недостатках,особенно в сфере практической реализации,исономика представляла собой нестандартный,творческий ответ на социальные и культурные вызовы,связанные с антагонизмом между традиционными иерархиями и общинностью с одной стороны и горизонтальными рыночными отношениями, плюрализмом и индивидуализмом с другой.Она в какой то мере защищала крестьянство и города от феодального произвола, интегрировала феодальную вольницу в механизм централизованного государства не путем массового истребления,а с помощью комбинации давления и уступок, способствовала развитию промышленности, науки и культуры,создавала какой то минимум функционирующего правового государства,ставила предел коррупции и государственному произволу за счёт сохранения элементов корпоративной автономии и хоть зыбкого,но реального равновесия между государством и обществом,между общим и отдельным.

4.Идея того что централизация в этой системе зашкаливала,что обществом правили интенданты и пр.является на самом деле преувеличением. По свидетельству одного из ведущих современных историков Европы эпохи барокко и Просвещения Тимоти Бланнинга"Как показали многочисленные региональные исследования степень успеха интендантов в том чтобы выполнить королевскую волю напрямую зависела от их отношений с местной элитой" (Blanning 2007,215). Исономная власть могла быть неоправданно деспотична и жестока,но она была абсолютной лишь в теории но отнюдь не на практике. На практике монархия шла на компромисс с общественными силами и не только с дворянством, но и с буржуазией и с крестьянством, которое рассматривало ее как защиту от аристократии.

5.Подлинная взвешенная оценка европейского эксперимента с исономикой возможна только если сравнить ее с тем,что в тоже время творилось в Азии,где трибутарные империи или приходили в упадок (Османская империя) или просто разрушались с катастрофическими последствиями для страны. Наиболее крайним случаем такой цивилизационной катастрофы под влиянием коммерциализации и интеграции в мировой рынок является крах китайской династии Минг с крестьянскими восстаниями (последний император повесился когда в Пекин вступала армия восставших крестьян в 1644г.)и последующим завоеванием Китая маньчжурами, когда по разным оценкам погибло от четверти до половины всего китайского населения. Почти столь же катастрофическим был распад Мугальской империи в Индии 18 века.

6.Вот свидетельство (1609)китайского ученого чиновника Жанг Тао об упадке ("осени") китайского общества в конце династии Минг."Один человек из ста богат,а 9 из десяти обеднели.Бедные не могут сопротивляться богатым,которые,хотя их мало,способны контролировать большинство.Господин серебра правит небом,а бог медной монеты господствует на земле (китайская элита этой эпохи использовала  свое влияния чтобы оплачивать значительную часть своих расходов дешевой медной монетой, в то время как крестьяне  должны были платить налоги дорогостоящими серебряными деньгами ЛБ)Скупость дошла до предела,плоть стала вредить костям, все делается для личного удовольствия и ничего просто так. Когда имеешь дело с другими требуется вознаградить их за все до последнего волоска"...Предупреждал он и о нарастающей волне социальных конфликтов и насилия:" Стычки превращаются в битвы,бушующие волны заливают холмы,потоки затопляют землю" (цит по Brook 1999,4).

7.Идеалом для китайского ученого был основатель династии Минг император ХонгВу (1369-1398), бескомпромиссно боровшийся с засильем рынка, взяточничеством чиновников и разрушающим влиянием денег на общество. Хонгву,выходец из небогатой семьи, в прошлом буддийский монах и беглый разбойник,был свидетелем того, как интеграция китайского общества в систему международного рынка созданную монгольской империей привела к развалу общества и краху предшествовавшей Минг монгольской династии Юань.

8. Ответом Хонгву на эту ситуацию был практический запрет (с некоторыми исключениями) внешней торговли и серьезное ограничение внутренней. Крестьянам было запрещено продавать товары дальше чем несколько десятков миль от дома, на это требовалось специальное разрешение. Вернув большую часть населения к самодостаточности и полунатуральному хозяйству Хонгву в своих эдиктах бичевал власть денег, проповедовал даосский принцип простоты и естественности в быту и призывал население помочь ему справиться с коррумпированной бюрократией.По оценке Тимоти Брука эти реформы привели к самому серьезному огосударствлению китайской экономики до эпохи коммунизма.Однако тот же исследователь отмечает что созданная Хонгву сеть дорог,почтовых станций,складов и запасов сельскохозяйственной продукции в долгосрочной перспективе создавало предпосылки для массированного возвращения к рынку, которое произошло в эпоху поздних правителей династии Минг.

9. А вот свидетельства современников и историков распада мугальской империи в Индии в 18 веке,накануне английского завоевания. Так мусульманский индийский поэт Шах Айатулла Джаухари (ум. 1796) пишет об упадке социальной солидарности и росте корыстолюбия: " Достойные люди,счастье, довольство покинули этот мир. Дружба и любовь исчезли и на их место пришла звериная жадность" (цит. по Yang 1998,62).О гигантском росте коррупции в позднемугальской
Индии 18 века писал и один из ведущих индийских историков того времени Гулам Хуссейн Табатабай. Опасаясь за свою собственность богатые индусские банкиры Калькутты вступили в союз с англичанами и профинансировали английское завоевание и измену кавалерии Бенгальского наместника наваба, покинувшей своего полководца в момент решающей битвы с англичанами. Это напоминает переход на сторону маньчжуров части генералов династии Минг, так как эти люди рассчитывали с помощью маньчжуров справиться с крестьянским восстанием.

10.Цикл развития и распада цивилизаций под влиянием рынка и роскоши был детально описан и проанализирован в 14 веке современником ХонгВу,гениальным арабским социологом Ибн Халдуном.Как мы убедились выше отдельные китайские ученые чиновники конца династии Минг хорошо понимали динамику этого цикла и куда идет их общество,но сделать ничего не могли. Правда некоторые из них ценой собственной жизни протестовали против политики властей.Критика ситуации в обществе, предложенная Жанг Тао, была плохо воспринята его современниками, несмотря на то, что какие то из них готовы были подтвердить ее фактическую достоверность.Эта критика и обвинения в адрес властей нарушали господствующий конфуцианский идеал общественной гармонии.Поэтому его произведение было отредактировано в духе социального компромисса и переиздано в 1624. (Brook 1999, 9-10).Но династию Минг это не спасло.

11. Начало маньчжурского правления в Китае дало ряд способных ответственных правителей,проникнутых конфуцианскими идеалами таких как современник Людовика 14 и Петра Первого император Канси (1661-1722)и его внук император Чиенлонг (1735-1796). Но уже в последние десятилетия правления Чиенлонга начался упадок китайского общества, связанный как с ростом населения так и с разлагающим влиянием новой волны коммерциализации. И не случайно такой крупный исследователь китайской  имперской экспансии 18 века как американский историк Питер Пердю пишет о фактической несовместимости между азиатскими трибутарными империями и массивным ростом мирового рынка в 17-18 веке.

12. Громадный рост рынка в конечном счете подрывал государственную власть за счёт того, что давал торговцам и промышленникам возможность установить непосредственный контакт с чиновничеством и местными политическими элитами, которые тем самым постепенно переставали зависеть от вертикальной центральной власти и начинали использовать служебное положение для собственного обогащения (коррупция). Это было возможно благодаря установленным этими чиновниками многочисленным горизонтальным связям, возникающим в ходе роста горизонтальных рыночных структур. По указанию Пердю упадок Османской империи и Мугальской империи в Индии наступил вскоре после трагического конца династии Минг в Китае. А вот Российская империя и Китай эпохи маньчжурской династии Чин оказались способны избежать этого упадка в 18 веке благодаря тому что оба эти государства в 18 веке были активно заняты имперский экспансией (Perdue 2005,561).Но когда в 19 веке эта экспансия замедлилась или остановилась и Китай и позже Россия в полной мере испытали кризис политической системы обусловленный развитием рынка (там же 563 ). Собственно говоря Пердю рассматривает этот кризис только по отношению к поздне маньчжурскому Китаю, но как мы увидим в третьей части книги антагонизм между развитием горизонтального рынка и феодальным морфономным или полуфеодальный исономным традиционным обществом был в центре революционного кризиса в России конца 19-начала 20 века.

13.Ибн Халдуновский цикл жестко детерминирован. По мнению Ибн Халдуна и его современных последователей, таких как Пердю,распад цивилизаций это естественный не допускающий исключений процесс.Но правы ли они здесь?

14.В 16 веке многие думающие хорошо информированные европейцы, такие как австрийский посол (1554/1562)ко двору султана Сулеймана Великолепного (которому его подданные дали прозвище Законодателя Кануни)фламандец Ожье Гизелин де Бусбек, полагали что дисциплинированная,хорошо организованная Османская империя неминуемо завоюет феодальное,раздробленное,погрязшее в роскоши,пороке и внутренних войнах европейское общество.Ниже я привожу мнение этого автора.

Меня бросает в дрожь при мысли о том, каков  может быть результат столкновения между двумя столь различными системами; одна из нас должна победить, а другая будет уничтожена,во всяком случае мы обе не можем безопасно существовать вместе.

На их стороне огромное богатство их империи,нерастраченные ресурсы, долгий опыт пользования оружием. армия ветеранов, непрерывный ряд побед, готовность переносить трудности единство, порядок, дисциплина, бережливость и бдительность. На нашей стороне пустая казна,привычка к роскоши,растраченные ресурсы, упадочность духа,разбойничья, недисциплинированная армия,жадное соперничество,никакого уважения к дисциплине, вседозволенность,и что хуже всего враг привык к победам, а мы к поражениям….

У турок не придают значения родословным различиям, уважение к человеку определяется его положением в государственной службе.Нет местничества,место человека определяется обязанностями,которые он выполняет.Когда султан назначает на должности он не обращает внимания на ранг или богатство, не принимает в расчет рекомендации или популярность. Он смотрит на конкретные обстоятельства, связанные с природой данной ситуации,и насколько они соответствуют характеру человека,которого предлагают на выдвижение.

Люди продвигаются по службе благодаря своим достижениям,и эта система обеспечивает ответственные посты компетентным лицам.Каждый человек в Турции держит свое происхождение в своих руках и от его собственного желания зависит улучшить или испортить свое жизненное положение…они не верят что достоинства являются природными или наследственными,или что они могут быть переданы от отца к сыну,но полагают, что они отчасти даются от Бога,а отчасти зависят от хорошего обучения, прилежания и усилий…Таким образом среди турок почести, высокие посты и судейские места являются вознаграждениями за большие дарования и хорошую службу…поэтому они так успешны в своих предприятиях…это не наши идеи, у нас нет возможностей открытых по заслугам,все решает родословие, престиж, данный знатностью, является единственным критерием для продвижения по службе. (Busbecq 1584/1881)

15.Из этого отрывка ясно, что в 16 веке именно Османская империя а не морфономная феодальная христианская Европа была образцом для построения централизованного государства (так это и у Макиавелли и у русского политического мыслителя 16 века Пересветова). Но это централизованное государство не было исономным и не основывалось на принципе равновесия между властью и обществом.Характерно, что Османы например не могли финансировать свои войны с помощью займов,общество просто не могло доверить свои деньги деспотическим правителям. А вот правители христианской Европы той же Франции или Испании уже могли размещать займы,поскольку не пользовались абсолютной властью и даже в (очень нередком)случае банкротства должны были как то договариваться с кредиторами.

16.И в результате Османская империя должна была финансировать армию, отбирая имения у кавалерии и используя ренту для платы более важной с военной точки зрения пехоте.Обездоленные кавалеристы устраивали одно восстание за другим.Кроме того в поисках денег Османские правители занимались с конца 16 века систематической порчей серебряной монеты,чего европейские (зависимые от общества) правители себе позволить не могли. Наконец османское правительство отчаянно нуждаясь в деньгах широко использовало разорительную для населения систему  налогового откупа и давало иностранным купцам (естественно за плату)большие привилегии (капитуляции) которых не имели местные турецкие торговцы.Иными словами сильная власть в Османской империи при менее талантливых и ответственных правителях чем Сулейман,оказалась в конечном счете паразитом, живущим за счет разрушения собственного общества.

17. Между тем хаотическая загнивающая феодальная Европа в 17 веке сумела в рамках новой исономной системы создать и дисциплинированную армию и более или менее эффективную государственную администрацию,ответственную не только перед правителем, но в какой то мере и перед обществом (через систему сословного представительства и судов,а в Англии парламента). Но из приведенного выше текста ясно, что в середине 16 века такой исономной системы в Европе еще не было.Откуда же она появилась? С развернутого ответа на этот вопрос начинается следующая вторая по счету часть нашей книги.

Конец главы.