Мой кот Пангур Бан и я

Олег Мансков
История Первая. Рынок.

Стоял жаркий сентябрь. Точнее уже был конец сентября… Несмотря на это воздух бы раскаленным и дрожал зыбким маревом над улицами и домами небольшого приморского городка. Даже море не приносило облегчения, несмотря на уж начавшую становиться прохладной воду. Те, кто спешил получить загар и еще не успел сделать это летом, пропадали на пляжах, радуясь неожиданной поблажке осени. Впрочем, основная часть населения в этот день была не на пляже, а на городском рынке, закупая продукты на следующую неделю. Люди суетились, толкались, горланили и папе с дочкой приходилось прилагать немалые усилия, чтобы дойти до более-менее свободного кусочка рынка, рядом с выходом на улицу. Тут обычно стояли те, кто хотел продать или отдать даром котят, щенят, рыбок, крыс, хомячков и попугайчиков, и вообще всякую живность. Продавцы были разные, как и зверьки в клетках и коробках. Вот стоит жирная тетка, продающая  за кошмарную цену мальтийскую болонку. Рядом суровый мужик со щенком овчарки на руках, в глазах слезы стоят.. Одна даже уже на щетину катится.. эх, с другом расстается, видно сам выкармливал щенка. Но отец и дочь искали не это..

Высокая золотоволосая девочка, 12 лет, стремящаяся одеваться «как взрослая», даже маникюр выпросила у папы, и ее отец, с непривычной гордой посадкой головы – подбородок вздернут, только вот улыбки нет, остановились наконец у «кошатников», а их тут было немало. Маленькие зверьки, пушистые и не очень, все окрасов кошачьего мира, мяукающие или спящие мирно.. Каждого хочется погладить, приласкать, накормить, услышать мурчание в благодарность.. Но всех же не накормишь, и домой не возьмешь.. И вообще, как говорила им перед выходом мама – «кот должен быть один!» Но как найти такого единственного? Они медленно шли вдоль ряда продавцов, пока в самом конце не увидели женщину. Она просто сидела и читала книгу, не упрашивала взять или купить, а рядом с ней стояла пластиковая клетка, в которой спали, свернувшись в тугие клубки, пушистые рыже-белые полосатые котята. Казалось, на подстилке спят кусочки солнца, даже какой-то свет играл на блестящей шерстке малышей. Отец и дочь остановились именно рядом с этой клеткой, как мимо нее пройдешь?
- Вы не возьмете котенка? - Женщина наконец-то оторвалась от книги, голос у нее был усталый.
- А цена? – отец и дочь многозначительно переглянулись. Этот грустный взгляд говорил – «Их еще никто не купил, значит дорогие. Красивые ведь! Эх..»
- Да вы  что? Какая цена? Я из другого города, мне завтра уезжать, отдаю так, даром!
Девочка, услышав «даром» чуть не подпрыгнула на каблуках, вся «взрослость» с нее слетела в один миг, глаза засветились, она чуть не бросилась к отцу на шею с криком «Давай возьмем!», но вовремя сдержалась..
- Мы возьмем! – отец девочки не колебался больше. – Очень красивые котята! Можно посмотреть одного?
- Конечно можно! – женщина открыла клетку, взяла одного котенка. Тот зевнул, просыпаясь, показав остренькие зубки и яркий красный язычок.

Отец и дочка принялись рассматривать пушистое сокровище.
Котенок был интересным. Совсем кроха, он умещался на ладони, но при этом больше всего умудрился походить на маленькую рысь. Очень пушистый, по всему телу чередование оттенков рыжего и белого в виде красивых элегантных полосок. Белыми были роскошные огромные усы и вибриссы, а также подбородок, горло и треугольное пятно чуть ниже живота, как сразу сказала девочка - «трусики». Голова была своеобразная – словно кто-то составил ее из ярких многогранников, так четко выделялись на ней нос, бачки и подбородок, «коробочка на коробочке», как говорят «кошатники». Глаза большие, янтарные и очень умные. Картину дополняли непривычно широкие для такого тела лапки, с подушечками, между которых росли пучки шерсти. А большие уши увенчивались роскошными кисточками, придавая зверьку полное сходство с рысью. Блох и других неприятностей вроде не было..
- Пап, а давай именно этого, а? – девочка уже протянула руку за котенком.
- Конечно, доча. Давай!

Женщина отдала девочке котенка. Тот вдруг прижался к ней всем телом, положил крошечные лапки ей на грудь и, смотря в глаза, замурчал так громко, что услышали все стоявшие рядом. Солнце искрилось на его шерсти, котенок мурчал так, как иные взрослые коты не мурчат. Это или еще что, но вопрос был решен. Девочка прикрыла зверька небольшим полотенцем, чтобы ему не было холодно и чтобы удобнее было его держать.
- Какое имя ты хочешь ему дать? – улыбаясь, спросила женщина, получив от отца девочки символический рубль «на счастье».
- Пангур Бан!
- Как-как? – женщина явно не поняла.
- Пангур Бан, есть такой стих про кота. Старинный! – отвечала девочка, и не спрашивая разрешения  начала читать звонкие чеканные строчки

Я и Пангур — два монаха.
Трудимся ночами.
Я наукой занимаюсь,
А мой кот — мышами.

Делать то, что сердцу мило —
это ль не чудесно?
И хоть мир вокруг широкий —
В келье нам не тесно.

Я люблю читать Писанье,
Бой вести с грехами.
У кота — свое призванье:
Бегать за мышами.

Он зверей незваных ловит,
Мне во всем послушный.
Я же — книжною наукой
Назидаю душу.


Кот все дыры в нашей келье
Зорко изучает.
Я ж — научные вопросы
Трудные решаю.

Большей нет коту отрады —
Дичь прыжком настигнуть.
Ну, а мне — ответ достойный
На вопрос увидеть.

Я и Пангур — два монаха,
Любим свое дело.
Я философ хитроумный,
Кот — охотник смелый.

Делать то, что сердцу мило —
это ль не чудесно?
И хоть келья не большая —
Нам вдвоем не тесно.

- Ну что ж… Пусть будет  твой ученый кот.. как его..  Пангур Бан.. – женщина была немного шокирована. – Спасибо что взяли! – она снова опустилась на складной стул и взяла в руки книгу. 

Отец и дочь выбрались из рыночной сутолоки. Маленький Пангур Бан вел себя тихо, он устроился в полотенце и, кажется, готовился снова заснуть.
- Ты рада? – спросил отец у дочери.
- Конечно! Он тебе нравится?
- Очень! Ты довезешь его сама домой? А то мне надо на работу заехать, документы забрать.
- Довезу! Он милый и спокойный и кажется уже спит снова!
- Вот и отлично! Покорми его, лоток у нас есть, думаю, ему у нас понравится. Я постараюсь поскорее вернуться.
Они расстались. Отец еще некоторое время стоял, провожая взглядом девочку с котенком на руках и люди, проходящие мимо, могли видеть улыбку на его лице. Улыбка его была несмелая и какая-то ломаная и корявая, словно он не привык и не умел улыбаться. Впрочем, так оно и было..

А кошачьи боги в иных мирах точно улыбались, вылизывая шерстку шершавыми языками.. «Подумать только, Пангур Бан!»