Страница 16-я Быль об Алексе Герцене

Джебраил Халиди
Глубокой ночью меня разбудил пронзительный мужской крик:– Люди, помогите, убивают!..
Я быстро подошёл к окну застеклённого балкона. Внизу никого. Только возле здания стоматологической поликлиники залаяли собаки. Долго не мог понять: всё это мне приснилось, или, вправду, кто-то звал на помощь?!
Как ни странно голос, который я отчётливо услышал, был мне очень знаком. А чей он был?! Чтобы вспомнить, пришлось сильно напрячь свою память. Сон как рукой сняло. Мысли мои полетели повсюду, куда забрасывала меня судьба. И вдруг в памяти всплыла история, связанная с давним приятелем Алексом Герценом!
Буквально несколько дней тому назад мы с другом Леонидом, вспомнили, скорее помянули, добрую память Александра Герцена.
Да, голос был Алекса! Холодный пот покрыл мой лоб. Руки сжались в кулак, аж захрустели суставы. Жутко даже вспоминать ту историю, произошедшую с нашим приятелем Алексом...



                ЗНАКОМСТВО С АЛЕКСОМ
– Если поедешь со мной в Ейск, я познакомлю тебя с преуспевающим бизнесменом. Несмотря на его молодость, яхты этого человека курсируют в Турцию, Болгарию. У него огромный машинный парк МАЗов, КАМАЗов... А ты знаешь, как имя и фамилия того бизнесмена?! - интригующе спросил меня Леонид.
Я пожал плечами. Леонид продолжил свою мысль и долго смотрел в мою сторону, изучая, какое впечатление произвели на меня его слова.
– Никогда не догадаешься, Джебраил! Его зовут Александр Герцен! Не пожалеешь, если составишь мне компанию. Тем более я на своём «коне», по названию восьмёрка «Жигули» с ветерком прокачу тебя туда и обратно, а к вечеру вернёмся уже в Краснодар...
Заманчивое предложение не заставило долго думать. Была суббота – нерабочий день. «Домашних дел, конечно, непочатый край. Но они до завтра, надеюсь, подождут», – подумал я.
      



Прикупив на дорожку вкусненького, да и не забыв, при этом, прохладительных напитков, мы с Леонидом на его «восьмёрке» помчались в сторону Ейска. Недолго нам пришлось петлять по городу Ейска в поисках дома, где жил Александр Герцен. Улица Энгельса была при въезде в город. Нас встретил сам Алекс - так его называли предприниматели, с кем он вёл коммерческие сделки, не только за рубежом, но и в пределах страны.
Представившись и пожав друг другу руки, мы поднялись на пятый этаж кирпичного дома. Отворив входную дверь, Александр пропустил нас вперёд. Первым переступил порог я, следом Леонид. В прихожей навстречу нам шагнула огромная мраморная дог. Не лая, тихонько приблизилась, искоса поглядывая сначала на нас, затем на хозяина. Хозяин дома погладил её по голове.
– Иди к себе, Дайна, девочка!
Дог, слегка попятилась назад, но не ушла.
– Кому я сказал?!– он строго обратился к собаке.
Дайна, вместо того, чтобы уйти, как велел хозяин, медленными шажками подошла ко мне, раскрыла свою огромную пасть, медленно и нежно зажала между клыками запястье моей правой руки.




Честно говоря, мне стало неимоверно жутко. Ведь собака есть собака. Учёная она, дрессированная или дворняжка – какая разница… Один Бог знает, что взбредёт в её собачью голову. Глядишь, ненароком и откусит всю руку. Несмотря на обуявшую меня панику, я, сколько было мочи, заставил себя не дрогнуть, и не стал вырывать руку из пасти Дайны.
Конечно, картина была из ряда вон выходящая. Леонид в оцепенении глядел на меня. Я заметил, как у него расширены зрачки.
– Дайна, отпусти, свой! – легко похлопывая по спине дога, сказал Герцен.
Она, гордо повернулась в сторону хозяина, снова посмотрела на меня, не спеша, нежно разжала свою пасть, освободив мою руку.
Мне показалось, что целая вечность прошла с тех пор, как моя рука была «в плену у собаки».
Дог торжествующе, с чувством исполненного долга отошла от меня, в то же время с подозрением уставилась на Леонида. Заметив взгляд Дайны, Леонид стал пятиться назад, к выходу. Собака устремилась к нему, принялась обнюхивать его.
На Леониде лица не было. Видимо минутой раньше, и я был в таком состоянии, как и мой друг, чувствовал себя «не в своей тарелке».
Слава Всевышнему, проверка нашей добропорядочности завершилась благополучно. В глазах хозяина дома заиграли радужные искорки. Он, по-дружески обняв нас за плечи, с довольным видом повёл в гостиную. Рядом с ним шла Дайна, словно охрана Фараона. Мне показалось она и её хозяин рады нам.
      



 
Клубок распутался сам собой. Александр, погладив свою любимицу, обратился к нам:
– Я доверяю интуиции этой собаки. Если Дайна приняла гостя, то этот человек для меня, да и для неё, самый дорогой, и мы в обиду его не дадим, не так ли девочка?!
Александр нежно похлопал по холке дога. Дайна, как преданная подруга, понимающе посмотрела на нас, умчалась в сторону обувницы, принесла мне, а затем Леониду тапочки, положила перед нами, с довольным видом выбежала из гостиной.
– Вы оба прошли испытания Дайны. Она считает вас благонадёжными, - с улыбкой произнёс Александр.
Он ни в чём не противоречил значению своего имени и фамилии (как известно, Александр по-гречески означает защитник людей, Герцен по-немецки сердце). Вот так мы и познакомились с Александром Герценом, душевным, благородным человеком. За несколько лет дружбы не могу вспомнить хоть один незначительный случай, чтобы он подвёл нас. Да и мы с Леонидом не оставались в долгу. Словом, горя не знали мы до тех пор, пока нелепый случай не оборвал его жизнь – молодую жизнь нашего друга Алекса...





                БАНДА ЗАЛЫМОВА

Братья Залымовы были выходцами из Средней Азии, точнее из Душанбе. Они являлись находкой для боевиков: знали шариат, говорили на русском, на многих восточных языках, особенно хорошо на арабском, таджикском и турецком. Старший брат Салим, который когда-то имел диплом об окончании арабского отделения востоковедческого факультета университета, считался авторитетом. В знак уважения стали называть его Арабом, так и прижился этот псевдоним к Салиму. Даже родные братья сами вынуждены были вычеркнуть из памяти настоящее имя старшего брата. Подававший великие надежды востоковед Салим Залымов, превратился в заядлого бандита. Салим-Араб стал в дальнейшем организатором банд, сражающихся то на стороне афганцев-талибан, то против, то за курдов в иракском Курдистане, то за банд в Чечне. Где только они не промышляли…





Предприимчивый Араб, заметив, что дела у них идут в гору, сколотил огромную банду, и эта банда за малый срок стала известна по всей России. Залымов, подумал о расширении границ своего, так называемого, «государства в государствах». Создал диспетчерскую службу, принимающую на себя страшную миссию – физическое устранение неугодных людей, которая в дальнейшем, будет называться, «заказное убийство». За эти услуги группы Араба получали немалые барыши. Работали преступники профессионально. Вскоре на них обрушился шквал предложений. А было их столько, что Арабу пришлось сколотить целый синдикат банд-наёмников с филиалами на Северном Кавказе, в Таджикистане, на Севере, даже на Дальнем Востоке.
Дальновидность и здесь помогла Залымову. Вскоре в его сети, как осы слетают на мёд, стали прибывать многочисленные братья, родные и двоюродные, побратимы и лучшие друзья побратимов...





В считанные дни целый синдикат головорезов собрался под флагом Араба, и он был горд, что сумел дать «кусок» хлеба своему роду. А их, этих родственников и братьев, у Залымова было, хоть пруд пруди.
Однажды Арабу доложили: некий Омар из Палестины добивается с ним встречи, как давний друг...
Араб назначил место встречи и время, а сам, на всякий случай, зная каждую пядь этой земли, притаился. Он не хотел приглашать гостя в свою империю, где старший Залымов считал себя пророком, судьёй и палачом.
Человек, который добивался аудиенции у Залымова, оказался не таким уж простым и не менее проворным. Он даже раньше самого Араба прибыл на то место встречи и облюбовал себе «логово». И, как потом выяснилось, он прекрасно разбирался в местности за столько лет жизни в аулах и кишлаках Дагестана, Чечни и Абхазии, как бы превратился в местного жителя.
Как только Араб подошёл к тому месту встречи, неизвестный подал голос на чисто арабском языке: – Ассаламул-алейкум, Салим!
Араб, узнал голос и интонацию, хоть и прошёл десяток лет после его работы в Советском посольстве в Иордании, куда приходил высокий кудрявый парень по имени Омар...
– Омар?! – испытующе, тихо произнёс Араб.
– Узнал, значит, не забыл старого приятеля?!– прозвучал голос гостя. Вдруг, словно из-под земли, появился хозяин голоса и обнял Салима. Залымов не ожидал такой прыти от старого друга, удивился, в то же время немножко насторожился, хоть и обнял гостя. Подумал «Как палестинец узнал о его местонахождении, здесь, в глухом дагестанском кишлаке...».
– Догадываюсь, как ломаешь голову, такой конспиратор, опытный во всех отношениях человек, как ты, мог попасться в капкан?! А если это был бы не я, а «федералы» или люди, охотящиеся за вами?.. – мысли Араба сами будто вылетали наружу, озвученные устами его собеседника - давнего знакомого…
– Для меня загадка, как ты меня нашёл, и как ты оказался вообще в России?! – выпалил Салим.
– Долгая история, время придёт, расскажу, а теперь, друг мой, взял бы меня к себе в помощники?! Ты знаешь, я всё могу. Мой многострадальный народ одарил меня многими способностями – и хорошими, когда я тебе помогал в твоих добрых начинаниях в Советском посольстве – и наоборот, отвратительными, по обстоятельству, месту и ситуации...
Внимательно выслушав монолог палестинца, Араб задумался. Он начал перебирать и сравнивать в памяти положительные и отрицательные качества своих братьев – членов его синдиката и этого араба Омара, которому не раз приходилось лезть в пекло, и, каждый раз, выходить сухим из воды...
– О чём задумался, Салим? Если нет, то не буду настаивать. Ведь, как у русских говорят: «На нет и суда нет!»
Последние слова он произнёс на русском, до этого приятели, даже сами этого не замечая, беседовали на арабском языке.
– Как же твой брат Фатх поживает, думаю, он уже стал настоящим мужчиной, защитником Палестины?!..
Вопрос Араба задел гостя за живое. Омар вмиг побагровел, кулаки его сжались, глаза покрылись кровью. Салим, отлично знал нрав своего давнего приятеля из Иордании, когда юный Омар помогал ему обустраиваться в посольстве, и там они подружились. Нет, что-то случилось, что Омар так отреагировал на его слова…
– Что с тобой, Омар, ты сам не свой, что с братом твоим, Фатхом?!
Собравшись с мыслями, гость перевёл дух и с трудом произнёс: – В секторе Газа во время намаза Фатха и отца убили. Говорят, некий Герцен, солдат регулярной армии Израиля, расстрелял их. Я не нашёл того солдата в секторе и по всему Израилю. Их не мало, говорят, под такой фамилией. А имя того мальчика с оружием я запомнил на всю жизнь:– Алекс!
Омар достал из кармана сигареты себе и Арабу, и они, молча стали дымить...


               

                «ЛЮДИ, ПОМОГИТЕ, УБИВАЮТ»

С появлением Омара в синдикате у Салима «дела» стали идти ещё активнее. Уже заказы приходили не на двадцать-тридцать тысяч «зелёных», как раньше, а в сто и более раз вознаграждение превышало вышеуказанные цифры. И таких предложений у синдиката было, хоть отбавляй. Лишь бы комар носа не подточил. В срок и без следов. А головорезы Араба рады были стараться. Ведь старший брат ни за что их по головке гладить не будет, если что-то не так. А милиция… Всё понятно, к ней лучше не попадаться.
Долго тянулась цепь злодеяний синдиката Араба. Как вездесущие, члены этой банды появлялись то в Свердловской области, то в Подмосковье и Магадане. И везде они себя называли «сынами шариата». После появления в синдикате Омара, израильские вылазки членов банды также стали частыми. В Таджикистане, в колыбели членов банды, не было уголка, где не знали бы о похождениях синдиката братьев Залымовых.
 




Очередной заказ поступил Арабу как раз в тот момент, когда он беседовал с Омаром. Посыльный, один из младших племянников Араба, принёс книгу на арабском языке и передал старшему брату. Тот помолился, протянул руку к ней, раскрыл обложку. В потайной части книги Араб нашёл записку. Там была обозначена огромная сумма (до этого времени никто, даже сам Шейх Саудовской Аравии, настолько не расщедрился бы).
– Кто же этот Герцен Алекс, что его голова так дорого оценена?! – как бы сам с собой говоря, произнёс Салим.
Обычно когда Босс бывал занят своими мыслями, никто не решался нарушать его покой. И на этот раз в комнате Араба, кроме самого хозяина и Омара, не было ни души. Омар, закурив кальян, пропуская клубы дыма, в полудрёме вдруг услышал имя человека, которого он везде и всюду искал и нигде не находил. «Может это, как всегда, во сне я уничтожаю того гада Алекса Герцена, убийцу моих родных?!» – подумал он. Но на всякий случай с дрожью в голосе обратился он к Арабу:  – Как фамилия того человека?!





Араб оторвав взгляд от послания, посмотрел на своего друга и соратника, затем бросил на кресло обтянутое медвежьей шкурой записку. Омар протянул руку за бумагой, взял её, развернул и как ужаленный вскочил с кресла.
– Я этого Герцена Алекса в Израиле искал, как ни странно, нашёл в России. Салим, в память о моих родных – брата и отца, дай его мне. Сам Аллах направил меня к тебе! Это Провидение! Пророк Мухаммед завещал: «Око за око!» Сколько запросишь за этого человека, я отдам тебе столько же, только никому кроме меня, его не поручай!
– Ты знаешь, сколько нам обещают за его голову?! Я мог бы не раскрывать секрет. Смотри! Развернув книгу, Араб показал другу очень крупную сумму.
Но тот даже не дрогнул при виде таких внушительных цифр. Его мысли были заняты совсем другим.
– Если хочешь, я из-под земли достану и отдам тебе и столько же, но отдай мне это дело. Я даже отказываюсь от вознаграждения.






Они говорили снова на арабском, так как в критические моменты, незаметно переходили на этот язык.
– А как этот Герцен попал из Израиля сюда, в Россию?! - Омар, в недоумении, обратился скорее к себе, чем к Салиму.
– Он бизнесмен из Краснодарского края. Скоро приедет в Кемерово, на разборки. Вот и «братва» из Кемерово просят нас подключиться, – пояснил Араб.
– Откуда бы он ни был, немец-ли, еврей-ли, мне всё это «до лампочки», как говорят русские. Главное то, что он Герцен и Алекс! На всё воля Аллаха! Я всё сделаю из чистых побуждений, в память моих родных и ради нашей давней дружбы, Салим, безо всякого вознаграждения, как я немного раньше говорил!
Дружба взяла верх. Араб уступил это «дело» Омару. А тот подпрыгнул даже от восторга.





День спустя Омар уже находился в Кемерово. Состоялась встреча с теми людьми, которые «заказывали» Герцена.
До приезда Алекса оставалось несколько дней. Омар за это время старался изучить все детали предстоящей операции. Когда вручили ему фото будущей жертвы, человек на снимке ни капли не был похож на того Герцена, но у Омара была смертельная логика: «Все Герцены являются моими врагами! До конца жизни я буду охотиться за ними и их семьями, чего бы это мне ни стоило. Если убьют меня, я как шахид прямо попаду в рай!»
Настал день встречи Омара с будущей жертвой...





Александр Герцен пройдя по улицам незнакомого города, заглядывал в магазины и, как предприниматель, интересовался многим. К вечеру довольный, но усталый, он вернулся к себе в номер.
Чтобы спокойно и комфортно отдохнуть, Алекс заранее, из Ейска заказал номер с условием: главное подальше от шума. И ему предоставили такой номер-люкс в частной гостинице. Только недавно здесь были произведены ремонтные работы и, что немаловажно, первый посетитель и единственный жилец на сегодняшний день был он – Герцен.
– У нас уже приблизительно полночь. Здесь светло. А как спать хочется! – потянувшись, он бросил свой плащ на спинку стула. – Мама и жена, если бы заметили, как я небрежно бросил плащ на стул, обязательно сказали бы…
– Алекс, повесь всё на место! – прозвучал из угла номера мужской голос.
Александр, как ужаленный, отскочил назад. В неосвещённом углу комнаты в кресле сидел какой-то незнакомец.
– Как Вы сюда попали?! Это мой номер! –  возмущённо крикнул Герцен.
– Помолись на своего Раввина, каур! –  произнёс на иврите непрошеный гость, резко встав с кресла.
– Я не понимаю вашего языка! –  недоуменно воскликнул Александр, – прошу освободить мой номер!
– На иврите говоришь превосходно, не притворяйся, все евреи должны знать не только язык, буквально всё о земле обетованной!
– Я русский, и никто из моей родни не имел никакого отношения к Израилю, –  искренне признался Герцен, этим он хотел показать, что вопрос исчерпан, и не прошенный гость может удалиться.
     – Говорю тебе, не притворяйся, ты настоящий еврей, и имя твоё и фамилия еврейские! Ты, Алекс Герцен, убийца моих родных в секторе Газа – брата и отца! Молись, тебя ждёт сюрприз богов! – сквозь зубы процедил Омар.
– Я повторяю, я русский, православный, в секторе Газа я и в помине не был…
– Молись, я тебе сказал! – прозвучал бешеный крик араба, который вынул из ножен свой кинжал.
– За что ты меня? Я же тебе ничего не сделал! – умоляюще посмотрел Александр на незнакомца.
– Я выполняю священный долг Ислама: Око за око! – крикнул араб и молниеносным ударом острого кинжала повалил свою жертву на пол.
– Люди, помогите, убивают! – раздался душераздирающий голос Александра.
Глаза, молящие о пощаде глаза, Александра были открыты, они смотрели на своего палача.
Второй удар. Тело юноши стало биться в конвульсиях. На ковре образовалась лужа крови.
Перешагнув через труп, Омар, не спеша, словно мясник, разделывающий тушу животного, отрезал голову своей жертвы. После того, как совершил всё это, на лице у араба отразилась радость.
– Я, сын Палестины, исполнил свой священный долг перед Аллахом, убил палача своих родных. Пусть этот человек не из сектора Газа – этот Алекс Герцен из Красноярского или Краснодарского края. Даже не важно, что на иврите он ни одной буквы не знал. Всё это для меня не имеет никакого значения. Вопрос лишь в том: человек по имени Алекс Герцен – мой кровный враг, и я отомстил ему за отца и брата! - довольный собой произнёс Омар, хладнокровно подошёл к раковине, помыл руки, внимательно оглянувшись вокруг, удалился...




    
Только утром горничная наткнулась на обезглавленное тело клиента...
И до сих пор в той гостинице города Кемерово не знают: как и каким образом убийца пробрался в номер Александра Герцена и совершил невиданное преступление, что никто даже не заметил его. Злым духом назвали убийцу молодого бизнесмена. Но вскоре все забыли об этом происшествии.




                ДАЙНА
Как-то раз при разговоре Саша сказал нам такую интересную фразу: «Дайна первая встречает его «друзей и недругов!» После неоднократных посещений его дома я убедился, что дог является для хозяина чем-то вроде лакмусовой бумаги, впитывающей в себя намерения гостей дома. Саша не раз говорил: «Дайна для меня: и Глоба, и Нострадамус, и Кашпировский и Алан Чумак вместе взятые!»
Издали, едва заметив меня и Леонида, Дайна, виляя хвостом, подбежала к нам, ластилась, до тех пор, пока мы не выходили вместе с ней на огромный балкон. А здесь чего только не было у неё. Даже кукла говорящая валялась во встроенном ящичке для игрушек. Мы с Леонидом только после смерти Александра догадались: у молодой семьи не было детей и вся любовь их, особенно хозяина дома, направлялась к догу. А собака эта любила своего хозяина неподдельной любовью и ревновала даже к молодой хозяйке. Как-то Александр поделился с нами: «Хотим с Таней поцеловаться, откуда ни возьмись, появляется Дайна – отодвигая Таню, становится границей между нами. Вот такие у неё причуды!»





На похоронах Александра Дайну мы не заметили, подумали, что семья решила на какое-то время кому-то её передать. Только в сороковой день после смерти Саши Татьяна в слезах рассказала нам весьма жуткую историю: «В ту ночь, когда убили Сашу, примерно в полночь нашу собаку как будто подменили. Начала вести себя как-то непривычно. Металась из комнаты в комнату. Вдруг собралась в комок, глаза её наполнились слезами, она так неимоверно горько завыла, что мы никогда такого за ней не замечали. Отчим Саши подошёл, даже накричал на неё: – Вот, хозяин скоро приедет, и мы тебя выдадим, что недостойно вела себя!..
А Дайна всё ещё продолжала выть. Вдруг она, отбросив отчима, подбежала на балкон и попыталась спрыгнуть оттуда на землю. Мы удивились этому. Но, оказывается, находясь в трёх тысячах километров от Саши, собака почувствовала трагедию, происшедшую со своим хозяином. Ровно неделю она отказывалась от еды, даже воды не стала пить. В восьмой день после смерти Саши Дайна погибла.
Погибла она при загадочных обстоятельствах. Представляете, вцепившись своими острыми клыками в горло какого-то темнокожего человека, рухнула на землю с нашего балкона на металлические перила Сашиного цветника. Что удивительно, при этом она не разжала клыков и не отпустила горло непрошеного гостя. Полагаю, что здесь кроется что-то загадочное. Или тот человек хотел ограбить нас или...
– Никто даже не заметил, как он очутился на вашем балконе? - спросил Лёня Татьяну.
– Очевидцами всего этого ужаса стали наши соседи. Оказалось, что тот человек спустился на наш пятый этаж, на балкон, с крыши дома. В это время мы с мамой Женей как раз находились в морге на опознании трупа Саши, привезённого из Кемерово...




 
Татьяна глубоко вздохнула, глаза её наполнились слезами. Честно говоря, мы с Леонидом понимали глубокую скорбь молодой женщины, лишённой любимого человека. Но, увы, Сашу уже не вернёшь. Татьяна вытерла покатившиеся по щекам слёзы, шёпотом поделилась: – Хотя по христианским обычаям хоронить собаку рядом с человеком не полагается, но мы с мамой Женей решили взять грех на душу: вырыли яму возле  могилы Саши и похоронили Дайну. Ведь она была для нас не собакой, а членом семьи. Вот лежит теперь рядом с хозяином. Пусть простит Господь нас за наши грехи.




Послесловие
Прошло более двадцати лет после похорон нашего друга. Иногда мы с Леонидом наведываемся к его родным. Без Алекса и Дайны дом пуст и безжизнен. Но наш человеческий долг сам подсказывает нам поступать так.  Мать Саши, Евгения Ивановна встречает нас радушно, но мы-то понимаем как ей тяжело без единственного сына. Как-то она сказала: - Мне очень тяжело без Саши, но не думайте, что в материальном отношении, упаси Господь, а в моральном. Смотрю вокруг, у всех бабушек внучата, а мой бедный Саша даже не успел доставить мне этого счастья. А Таня - молодая, что же ей делать сейчас?! Предлагаю ей, доченька, выходи замуж, я буду воспитывать твоих детей как своих родных внучат. Не хочет. «После Саши, - говорит она, - мне никто не нужен». Добрая, скорее, добросовестная моя невестка-дочь Татьяна. Вот так и живём...
После того случая никто, даже давний друг Омара Салим, не имел представления, куда же исчез этот «арабский мститель». Что касается синдиката Залымова то тут, то там слышатся отголоски их дел, но никто не знает, где в настоящее время они промышляют. Одни говорят, что Араб - руководитель синдиката повёл своих братьев за бандой Руслана Гелаева, другие говорят, что родственников Араба как-то видели среди талибан в Афганистане. Но достоверных сведений о них нет и слава Господу, они уже не промышляют в наших краях. Немало крови пролито ими за все эти годы. Пусть Всевышний Сам решит, как наказать их за все те неугодные деяния...



Примечание:
* Полагаю, что, уважаемый читатель, Вы догадались, кто бы мог так незаметно пробраться на балкон семьи Герцена. Да, это был палестинец Омар, который, не успокоившись смертью только Алекса Герцена, решил искоренить с лица земли всех Герценов. Но преданная собака ценою своей жизни спасла жизнь любимых людей – близких родственников своего хозяина – Александра Герцена.

Нижний Новгород, Краснодар
   январь-февраль 2004г.