Вижу новую цель

Александр Соханский
       На фото: В кабине радиолокатора. В нижней части индикатора кругового обзора (ИКО) просматривается нанесённая на экран пунктиром граница с Монголией и Китаем и коридор для полётов через границу. Хорошо видны "местники" - отражения сигнала от окружающих местных предметов.

      

       Первый в армии Новый год встретил не совсем обычно. Накануне впервые был назначен в наряд первым оператором на самостоятельное дежурство по радиолокационной станции. Вторым оператором назначили более опытного старослужащего Славу Перетёртова.
       Конечно, этому предшествовали каждодневные тренировки по диафильмам, практическая боевая работа в паре со старослужащими, изучение материальной части и обслуживание локатора. В значительной мере помогли предварительные курсы на «гражданке» в ДОСААФ, где получил  соответствующее свидетельство оператора радиолокационных станций. Учился по собственной инициативе, с большим желанием и получил даже Похвальную грамоту за отличную успеваемость. К новому году у меня уже был знак оператора радиолокационных станций 3 класса.

       Около двенадцати ночи с командного пункта батальона противовоздушной обороны (ПВО) поступила команда «Воздух!». По этому сигналу включаю радиолокационную станцию. Пока аппаратура прогревается, второй оператор приносит сменные коды в блок радиозапросчика НРЗ о принадлежности целей. А когда часы показывали полночь, луч моего радара уже прощупывал воздушное пространство на сотни километров вокруг станции, охраняя многомиллионный звон новогодних бокалов от угрозы с воздуха. Докладываю на пункт управления: "Станция включена".

       Оценив воздушную обстановку в зоне обнаружения станции, передаю на пункт управления: «Целей нет».  На языке ПВО любой летательный аппарат, обнаруженный радаром над нашей территорией, грозно именуется не иначе как целью.

       Сам автомобиль с радиолокационной аппаратурой в кабине размещается в подземном капонире, снаружи вращается огромная направленная приёмопередающая антенна АМУ, посылая мощными импульсами в пространство острый радиолуч. Развёртка синхронно с антенной описывает на индикаторе кругового обзора ИКО несколько кругов. На экране видны только "местники" - привычные отражения от вершин окружающих сопок. Целей нет.
       В соседнем капонире меня подстраховывает дизелист Саша Холод, на аварийный случай прекращения подачи электроэнергии из города. У него точно такой же автомобиль с кабиной, но в ней установлены два дизель-генератора.   
 
       А вот и едва заметная отметка на правом краю индикатора – первая в армейской жизни, самостоятельно обнаруженная воздушная цель! Обнаружение цели на предельной дальности при последующем разборе боевой работы будет поставлено мне в заслугу. По телефону передаю сведения на ротный пункт управления: «Новая цель: азимут…, дальность…». Второй оператор определяет высоту цели. Данные тут же наносят на планшет, где зона действия наших радиолокаторов налагается на сетку ПВО страны. Координаты цели считывают с сетки и радист "морзянкой" через передатчик отправляет данные за две с лишним сотни километров на КП батальона. На планшете КП отражается общая воздушная обстановка в небе Забайкальского военного округа, передаваемая со всех радиолокационных точек.

       Что это за самолёт? Не несёт ли он какой-нибудь угрозы для нашей страны?

       Немедленно переключаю вращение антенны в обратную сторону и нажимаю на педаль радиозапросчика, чтобы определить принадлежность обнаруженного летательного аппарата. Сменные коды запросчика локатора и ответчика самолёта должны совпадать во времени и  по маркировке в соответствии с секретными таблицами смены кодов. Различные сочетания кодовых вставок через случайные отрезки времени меняются несколько раз в течение суток.
       Всё в порядке. На ИКО параллельно отметке от самолёта возникает вторая дужка, обозначающая автоматический сигнал самолётного ответчика. Сообщаю на пункт управления: «Есть сигнал автоответчика: ЯСС – я свой самолёт».

       Первая, обнаруженная и самостоятельно проведённая мною цель, оказалась обычным пассажирским лайнером, следующим по установленному коридору с востока на запад страны.
       У пилотов и пассажиров летящего самолёта сейчас тоже идёт необычная встреча Нового года — на высоте девять тысяч метров.

       С Новым годом, товарищи! Будьте спокойны. Я вас веду.





       Александр Соханский