Главная цель сохраниться как народ

Гуго Вормсбехер
«Наша главная цель была и есть –
сохраниться как народ»
(Выступление в подиумной дискуссии на Международной
научно-практической конференции «Российские немцы:
50 лет общественному движению». Москва, 15.02.2015)


   Вопрос: Г-н Вормсбехер, Вы уже больше 50 лет в движении российских немцев. Какие были цели у движения вначале и насколько они достигнуты сегодня?

   С самого начала у нас была одна главная цель: сохранится как народ. Народ, который родился на Земле 250 лет назад, когда первые колонисты прибыли по приглашению государства в Россию. Мы не диаспора германского народа, и мы не национальное меньшинство в России, и тем более не «целевая группа», как нас сегодня иногда называют. Мы самостоятельный народ, как и другие народы России. И мы имеем свои отличительные черты: мы сохранили в себе многое из того, что привезли с собой из Германии, которая как государство образовалось спустя 100 лет после нашего выезда; и мы приобрели за нашу историю, особенно в советский ее период, многое от других народов России, прежде всего от русского. И для нас сохраниться как народ означает сохранить как немецкую составляющую нашей биментальности, так и российскую. С утратой любой из них мы перестаем быть народом.

   Что нам нужно, чтобы сохраниться как народ? Нам нужна возможность опять жить вместе - в распыленном состоянии, как мы живем в нашей стране уже 73 года, ни один народ не может сохраниться. А чтобы жить вместе, нам нужна своя территория - как у других народов страны. Территория нужна и чтобы иметь собственную экономическую базу: мы сами можем и хотим заработать себе на жизнь; на поддержку же извне ни один народ существовать не может. И наконец нам нужны равные права с другими народами страны, в том числе в представительстве во власти, чего мы тоже лишены уже 73 года.
Если в России не будет восстановлена наша государственность, мы утратим нашу немецкую составляющую, что означает полную ассимиляцию. А выезд в Германию приведет к утрате нашей российской составляющей, то есть тоже к полной ассимиляции.  Так что сохраниться как народ мы можем только в России, потому что только в ней мы можем получить опять территорию для совместного проживания.
Начиная с 1965 года, мы несколько раз были очень близки к решению нашего вопроса. К сожалению, выполнить даже уже принятые по нему решения не удалось до распада СССР, а после распада стране надо было самой сохраниться как государству, так что ей было не до нас. Сейчас страна опять встала на ноги, и я полагаю, что мы опять близки к нашей цели. Близки, потому что решение нашего вопроса – в интересах государства: экономических, демографических, внутри- и внешнеполитических. Представьте себе хотя бы, какой положительный для России резонанс вызовет сегодня в мире это решение!

   Вопрос: являются ли российские немцы заложниками отношений между Россией и Германией?

   Многовековые отношения между нашими странами, между нашими народами были неизменно очень тесными, дружественными и взаимовыгодными. И немалый вклад в это внесли российские немцы. Только дважды, по 4 года, наши страны были в тяжелейшем конфликте: в Первую и во Вторую мировые войны. Однако не наши народы виноваты в этих войнах: нас столкнула третья сторона, в своих интересах.

   Эти две войны тяжело отразились на судьбе российских немцев, что мы ощущаем до сих пор. Однако сегодня в России российских немцев опять и признают, и уважают. А выехавшие в Германию все более активны и в немецкой экономике, и в политике. И значит, российские немцы будут опять играть все большую роль в отношениях между нашими странами.