Кориолан, 4-1

Ванятка
АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ,
СЦЕНА ПЕРВАЯ.

Рим. Перед воротами города.

(Входят Кориолан, Волумния, Виргилия, Менений,  Коминий и молодая римская знать.)

КОРИОЛАН:
Нет повода для плача и стенаний,
И времени для тягостных прощаний.
Меня тысячеглавая скотина
Из Рима изгоняет без причины.
Где ваша твёрдость, матушка моя?
Я опирался на неё в боях.
Вы прежде говорили, что беда –
Для сильного крещение всегда.
Лишь мелкая душа её не сносит,
И у судьбы защиты слёзно просит.
Когда на море тихо и спокойно,
Суда плывут красиво и достойно,
Но стоит океану забурлить,
Не все стихию могут выносить.
И потому за жизнь в борьбе дальнейшей,
Не сильный выживает, а мудрейший.
Ты мне сама внушила мудрость эту,
С ней,  не сгибаясь, я бреду по свету.

ВИРГИЛИЯ:
О, небо! О, Всевышний!

КОРИОЛАН:
Молчи, жена! Стенать излишне.

ВОЛУМНИЯ:
Пади же, мор, на всех мастеровых,
На их дела, домашних и родных.

КОРИОЛАН:
Когда уйду, они меня оценят.
Бодритесь!
Гнев неверно ваш нацелен.
Твою мне, мама, фразу не забыть:
«Случись супругой Геркулеса быть,
Я б наравне с ним подвиги вершила,
И ратный  труд супруга облегчила».
Прощай, жена,
Прощай, родная мать,
Прошу, Коминий, впредь не унывать,
Ведь я пока что жив и не в аду,
На этом свете, верь – не пропаду.
Сдержи слезу, седеющий Менений,
Она, как яд, для ваших поколений.
Мой полководец, ты окреп в боях,
Скажи особам, тонущим в слезах,
Что истины суровы и просты,
А смех и слёзы при беде пусты.
Ценила мать всегда мою отвагу,
Вот и теперь, в жестокой передряге,
Я, как дракон, над миром вознесусь.
Разинув пасть, на Землю опущусь,
И проглочу соперников-плебеев,
Коль хитростью меня не одолеют.

ВОЛУМНИЯ:
Куда же ты, мой первенец, пойдёшь,
Где свой покой, изгнанник, обретешь?
Коминий добрый, сына проводи,
От бед-случайностей его освободи.

КОРИОЛАН:
О, Боги!
За что ко мне так строги?

КОМИНИЙ:
Во избежание молвы и околесиц
С тобою я останусь ровно месяц,
На будущее требуется знать,
Как нам общаться и куда тебе писать.
Когда тебе амнистия случится,
То медлить с этим делом не годится.

КОРИОЛАН:
Ты, воин, стар, поэтому прощай,
Лишь в помыслах быть верным обещай.
Я у ворот с родными распрощаюсь,
Они меня проводят улыбаясь.
Пока я жив, мои желанья живы,
Иного не дано – надежды лживы.

МЕНЕНИЙ:
Подобное не слышал никогда,
Когда бы сбросить лишне года,
Презрев стихий любую непогоду,
Пошёл бы за тобой в огонь и воду.

КОРИОЛАН:
Давай же руку.
Вытерпим разлуку.

(Уходят.)