Страсти у Обрыва

Александр Самоваров
Свой роман «Обрыв» Гончаров писал  20 лет. В итоге получилось два романа в одном. Главный герой «первого» романа Борис Райский, он чем-то напоминает своей добротой Илью Ильича Обломова. Но  понятно, почему Гончаров писал эту вещь так долго,  Райский не тянул на главного героя, роман  получался вторичным и… пустым. И вот тогда во второй часть романа главный герой поменялся. Точнее это не один герой, а несколько и все… женщины.  Это бабушка – Татьяна Марковна Бережкова, и главное, Вера, троюродная сестра Райского, в которую тот влюбляется безумно.

Женщины интересуют Гончарова, женщины, им он и посвятит свой роман. Сам писатель так и не женился, но вот – почему? Ответ на это можно найти в «Обрыве».  Как ни «крути» женщину, а с ней всегда будет плохо.
Так Райский имел дело в основном с дамами полусвета, содержанками. С сексом там было хорошо, но души, страсти и чувств не было. И Райский решил, что нужно разбудить страсть в какой-нибудь женщине, и это будет прекрасно.

Женщину, в которой разбужена страсть, покажет все же не Гончаров, а Толстой в своей «Анне Карениной». Жила себя хорошая молодая жена Аня и вот… страсть. Что в итоге? Более всего от этой страсти пострадали трое мужчин, которые любили Анну: ее муж, ее сын и любовник Вронский. Наиболее пострадал Вронский, ибо и стрелялся он, и вообще вся эта история превратила его в живой труп.

У Гончарова женщины не способны на любовь к мужчине, он выводит в романе целую галерею женских образов.  У него на страсть способны мужчины, а женщины пользуются этой страстью и мужчинами. Так дворовую девку Марину беззаветно любит ее муж Савелий,  Марина же ему постоянно изменяет, он фантастическая блудница, ей все равно с кем, лишь бы новый мужик. Савелий страдает, бьет Марину, и от этого страдает еще больше.

У друга Райского учителя Козлова, человека замечательного, нежнейшего есть жена Ульяна Андреевна. Она в молодости работала в трактире своего отца, трактир был для бедной молодежи. И вот там Ульяна находила молодых людей, которые дарили ей подарки, и отдавалась им за эти подарки. Козлов был не от мира сего, ничего этого не знал, он влюбился в Ульяну и предложил ей выйти за него замуж, что она и сделала, погорев на очередном романе и видно после аборта. Она использует Козлова и изменяет ему при каждом удобном случае, даже Райского почти насильно соблазнила. Потом она бежит в Питер с учителем-французом, а бедный Козлов чуть не умирает от тоски и шлет ей письма, зовет вернуться,  постоянно смотрит на дорогу и ждет ее.

Но самая крутая особа женского пола – это сестра Райского Вера. Умная красавица 23 лет, она тут же влюбляет в себя Райского. Но сама она испытывает страсть не к нему, а к плохому парню Марку Волохову, который в ссылке, который типа революционер. На самом деле, циник и мерзавец. Хотя все революционеры и есть циники и мерзавцы. Женщины же любят мерзавцев, это неискоренимо, это в их природе. Вот и Вера вроде любит Волохова. Но у нее с революционером вышли некоторые разногласия. Революционер предлагает ей заняться сексом и сожительствовать пока обоим не надоест, а Вера хочет под венец.

На решительную встречу под обрывом Вера идет не одна, а со своим рабом Райским, просит ее не пускать на свидание, Волохов палит в кустах из ружья, призывает ее к себе, Вера рвется, Райский не пускает, но Вера делает так, что  пускает в конечном итоге.  Там в беседке Вера отдается революционеру, а  Райский, пустившейся на поиски Веры, видит эту картину.

И вот самое интересное начинается дальше. Вера понимает, что  Райский все видел… и заболевает. Добрый Райский не может видеть эту картину ее «страданий», он все прощает и у нее же еще целует руки. Но Вере этого мало, он хочет полностью себя реабилитировать. Простая женщина поступила бы проще, пережила в душе все это и никого в это не втягивала. Но Вера же так высоко себя ставила, выше всех прочих, ей мало слез Райского, она желает, чтобы он рассказал все бабушке, ибо бабушка главный нравственный авторитет.  И ведь она не может не понимать, какой это будет удар для пожилой женщины. Райский весь во власти Веры и рассказывает бабушке. Та ходит, как чумовая по окрестностям на грани безумия, так велико ее потрясение. Потом приходит и… правильно, утешает Веру и сознается, что и она сама согрешила в свое время  без всякого венчания. Это признание ужасно для нее, но она спасет, как она думает, Веру.

Но мало этой твари Вере всего этого. Когда приезжает к ней благороднейший помещик Иван Иванович Тушин и признается ей в любви, она и ему рассказывает эту историю. И Тушина заставляет идти на свидание с революционером-обольстителем Волоховым, чтобы отшить того.
Самое смешное, что и Волохов не устоял в своих принципах и написал Вере, что готов жениться на ней, обвенчаться. Но та понимает, что он ей на фиг не нужен, что не пара ей этот голодранец.

В итоге вырисовывается предстоящая свадьба с Тушиным.
Ну и как вам сюжетик? Подлее бабы, чем эта  прелестная Вера я в русской литературе не знаю.

Вот вам и Гончаров, вот вам и его отношение к женщинам!

Почитал я критику на этот роман, но критика либо до 1991 года, где идут ссылки на… прости Господи, немецкого шпиона Ленина, даются его оценки  литературы!!!! Либо просто речь идет о драме.

Т.е. русская классика до сих пор не понята!!!!!! Интересно, как они все это в школе преподают? Поди как преподавали тридцать лет назад, так и сейчас преподают. Образ Веры, образ революционера Марка Волохова, образ лишнего человека  Райского. Тьфу.