Скрипка и мандолина Кашафа Хисматуллина

Альфира Ткаченко
              Скрипка и мандолина Кашафа Хисматулина

                миниатюра

     1890 год - это год, когда родился Кашаф Хисматуллин. Родился в городе(селе) Усолье - Сибирском.
     Старое Усолье. Много событий произошло за столько лет. Какое оно было? Можно только представить, как они развивались. По рассказам родственников, очевидцев, которые успели рассказать о тех людях, которые интересуют меня. Я уже много написала о театре, в котором ставили спектакли или просто пели и танцевали актёры. Актёры - Кашаф Хисматулин, Магрифа Хисматулина, Шамсизихан Хисматулина, Абдулла Чехаидзе, Хадича Зайнулина, Ганикамал Идрисова, Шамси Абдреева Рашид Зайнулин и т.д.
    Мне было совсем немного лет, когда я узнала, что Кашаф Хисматулин играл на мандолине и татарской гармошке. О скрипке я не знала вовсе. Но на скрипке он играл, и играл очень хорошо. Название скрипки не сохранилось. Как-то никто из родственников ни разу не сказал, а какое название было у неё. И скорее всего он покупал её в селе Усолье, а может и в Иркутске. Правда, интересные события были в селе Усолье? У какого купца, а может быть в каком городе(Иркутске ли?) продавались скрипки. В начале 20 века(1916-1945 годы) было не так много магазинов, где можно было купить музыкальные инструменты. Особенно в Сибири. Татарская гармошка, мандолина, скрипка - где покупал Кашаф Хисматулин такие музыкальные инструменты? И как научился играть на них? В начале 20 века в селе Усолье не было музыкальных школ.
   Я, наверное, сейчас и займусь именно розыском названия скрипки и мандолины, где покупали их, как научился играть на этих музыкальных инструментах Кашаф Хисматуллин, а особенно, куда они пропали? Я очень хорошо помню мандолину, она хранилась почему то в половине дома у Магрифы Хисматулиной. Это родная сестра Кашафа Хисматулина. В другой половине дома по улице Интернациональная, 17 жила жена Кашафа Хисматулина. Мне было примерно 4-7 лет(с 1964 по 1967 годы), когда я лично видела мандолину. Она коричневая. И мне рассказывали, что Кашаф сидел на скамейке во дворе дома и играл для присутствующих. А может быть, и просто, для себя. А ведь я не видела больше мандолины в доме ни у Магрифы, ни у Шамсизихан. Куда она пропала? Может быть, так же таинственно пропала и скрипка? Пропали?!.. Также, как и браслет - золотая змейка с глазками изумрудами - Магрифы и её брошь- финифть с синими цветочками.
   На фото вы увидите скрипку Кашафа Хисматуллина. Я пересняла её с другого фото и предмет очень плохо просматривается. Но это она.

31.12.2015 года