тридцатое декабря вечер стр. 5

Владимир Третьяков 13
      Был   такой  вечер .  Я  его  высчитал .  Спросить  о  нём  мне  некого .
   В  том  году  я  ещё  не знал  ни  чисел , ни цифр .   Вижу мамины  руки .
   Мама   протирает после мытья больничную , алюминиевую посуду и ставит тарелки  на  ребро в сушилку . Кто не знает  маминых , родных  рук . Прижал  бы я их сейчас  к  губам и не отпускал , не отпускал бы . На безымянном пальчике правой руки серебряное  потёртое  колечко .
    Мама  говорит , что завтра  будет легче ,  потому что многих выпишут  на Новый год  домой . Пахнет  манной  кашей  и сухим молоком . Есть я не хочу .

   Мама  помощница  повара .   Она помогает готовить обед и готовит  ужин .
   Если она и приготовит мне что нибудь съесть , то отправит меня в прачечную и незаметно принесёт еду  или , когда уже поздно , как сейчас , то подаст в тарелке на большой  разделочный  стол.
   Сейчас  горит одна лампочка  из  трёх  . Достаточно  светло .  Печь , на которой  готовят ,  большая .  Мама заглядывает в неё ,  и закрывает  задвижку  трубы .  Заливает холодную воду  в  большую кастрюлю на ночь . Утром  она  будет тёплой . Водопровода на кухне  нет . Есть огромная деревянная  бочка литров на пятьсот .  Там где она стоит , там  и прачечная . Воду  привозит на лошадке  дядя Гена Будилов . Он инвалид с детства . Но больничное хозяйство у него  крепкое .  Бочка  для воды переставляется с саней на телегу и наоборот. ( В 61-ом году на  посёлке сделают трёхкубовую , деревянную бочку на автомобиле и с водой  будет полегче, всё-таки в космос  слетали уже). 

    Больница  в то время имела две лошадки . Одна легковая , разъездная  и вторая  рабочая . Очень тепло под тулупом ехать в карете за  больным . 
   
   Мама работу  делает не спешно .  Домой - сначала по узкой , снежной тропе , потом по поселку , потом снова  по тропе .  Мы придём  к девяти  вечера .  Внучка у  мамы  только появилась , ей один  год .  Мама  покупает и приносит на работу свой чай . Столовый , жидкий чай она не любит . От  чая она заметно бодрится и начинает мне рассказывать о её архангельской деревне , о её трёх зимах учёбы в школе , о родне , оставшейся в  деревне , о трёх погибших братьях  на войне , моих  дядях и двух отцовских . Очень любила она свою деревеньку .  Потом , когда подрасту , я её расспрошу , как она вышла замуж .

     Я  помню  рассказ , как она после  войны , приехав в посёлок  по отцовскому вызову ,  поколотила  его любовницу  . Которая была рыжеволосой . По этому  рассказу , обидевшись на отца , я буду говорить о нём :  муж моей  матери ... каюсь , Господи , прости и помилуй .
      Мама закрывает кухню на большой  замок . Ключ кладёт в установленное место .  Она и я в валенках . Морозный  воздух сушит ноздри . Мама показывает звёзды , называя их  : три сестры , персий палец , Медведица , образ которой у меня долго не складывается . Показывая  Луну , говорит - вот посмотри ,как Каин Авеля убивает ... до сей поры смотрю и никак не увижу . Зато в стихах напишу .
      Длинная дорога под зимними звёздами  и луной  светлая  и самая счастливая  в жизни . 
      Новогодние  праздники для нас ещё  не праздники . В детский сад притащат ребята   фантики от конфет и мы понюхаем их  .  Новогодние праздники  полюбятся  позже , когда появятся подарки и школьные каникулы . 
       Дома  мама  затопит  печку .  Квартира одной стеной ни с кем не соседствует и промерзает .  Я  сплю спиной прижавшись к печке , она  длинная .      Утром я увижу  наше домашнее растение , цветок , именуемый  ёлочкой , наряженный  ватой , бумажными снежинками и прошлогодними  фантиками . Мама уже собралась уходить на работу  и говорит , что придёт раньше , чтоб я ждал и мы пойдём в гости к её дочери к моей старшей сестре . Она старше меня на семнадцать лет и у них настоящая  ёлка ... Чёрный  динамик радио сообщает  время :  сегодня тридцать первое декабря тысяча девятьсот пятьдесят второго года . Ещё не сочинена песня о пяти минутах .  Но на душе светлеет , хотя до выхода нашего заполярного солнца из снегов , ещё  две недели . Я счастлив детством и ожиданием мамы .  Не отпустил бы я её рук , не отпустил ...
     Колечко осталось внучке . Через десятилетия её  руки стали похожи на самые дорогие мне руки  детства и жизни .