Путешествие в Верхнюю Балкарию. Часть 2

Евгений Петров 5
Утром рано ,около 7 часов, Аминат постучалась в дверь и принесла мне чай с лавашом .Она сообщила ,что меня ждет проводник ,который поведет меня в город Мертвых .На дорожку она мне дала горячий лаваш и два громадных яблока. Али- мой проводник был студентом заочного Ростовского сельскохозяйственного института ,хорошо говорил по-русски и знал не плохо, как мне показалось, местные края .

Больше всего меня ужаснула поведанная им   Черкесская трагедия ,когда в 1944 году  все балкарцы были выселены в Казахстан. В этом же году по ложному обвинению была проведена карательная операция ,в результате которой погибло 1500 женщин ,стариков и детей. В то же время
боеспособные мужчины этих сел сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Характерно отметить ,что когда мы шли по улицам поселка ,все женщины ,даже очень старые вставали и кланялись, приветствуя нас. Али сказал ,что это обычай этого народа приветствовать гостей.
А вы у нас гость.

Покинув село ,мы некоторое время шли вдоль Черека,а затем стали подниматься вверх и спустя некоторое время мы уже были в городе Мертвых. Этот город представлял из себя скопление старинных могильников Древней Кабардино-Балкарии.
Скорее всего разные типы могильников по форме и архитектуре относятся к различным историческим периодам. Наиболее древние –это громадные плиты ,закравающие каменные склепы врытые в землю .Входы в эти склепы являются круглыми отвестиями ,через которые в склеп спускали покойника. Очень грустное ощущение испытываешь глядя на варварски разграбленные и разрушенные могилы предков.


Другое дело громадные ,величественные башни-
 стражи стоят в этом городе уже не один век.Их недремлющие глаза –бойницы смотрят на все стороны днем и ночью. С древних времен существует поверье: всякий ,кто рискнет проникнуть в склеп,поплатиться жизнью.У местных жителей еще сохранилась память о эпидемии чумы на рубеже 18-19 вв.,которая унесла десятки тысяч людей. Из этого города хорошо просматривается перевал с его белоснежными вершинами за которым уже территория Грузии.

Через этот перевал осенью 1942 года ,когда немцами был взят город Нальчик, 11 стрелковая дивизия НКВД СССР оказалась в полукольце должна была перейти в Грузию,уходя из окружения.Этому переходу попыталась помешать группа предателей из местных образовав так называемое банд-формирование. Это событие и послужило причиной для карательной операции.


 В этом городе поражают свой красотой небольшие водопады.
Очень много фруктовых деревьев, особенно абрикосовых. К сожалению мы не смогли пройти его до конца, так как мой проводник сказал, что надо срочно бежать. Сейчас начнется ливень и оставаться в городе мертвых очень опасно. Мы побежали по условной дороге в поселок, но не успели добежать до равнинной части как нас застал проливной дождь и мы насквозь промокшие в одну минуту теплым дождем уже были на спасительной бетонной мостовой ,которая шла вдоль искусственного канала электростанции ,которая питает поселок электричеством. От реки нельзя было оторвать взгляда Она тащила на себе здоровые валуны, которые падали с откосов. Это был бал  стихии. Я смотрел на это и меня прошибал горячий пот от эмоций. Али проводил меня до дома и я тут же сел и написал одно из своих любимых стихотворений.
 РАЗГОВОР С БЕГУЩЕЙ ВОДОЙ

Молочно желтая вода
Гремит хоралом грозным,
То Черек, меряя года,
Пенясь, грызет откосы.
Вода сильна, и в том вина
Обвалов, наводнений.
Среди седых камней струясь,
В глаза бросает хмелем.
Молочно желтая вода,
Рожденная грозою,
Хочу с тобой я поболтать,
Поговорить с тобою:
"Не строят одиноких склепов
На берегах твоих крутых,
И не сверкают пистолеты
В руках поэтов молодых.
Но ты, вода, все та же, та же,
Кипишь и стонешь, рвешься так же.
И вот, взволнованно глядя,
Хочу спросить, вода, тебя:
"Куда же  ты несешься, скачешь?
Кто ждет тебя в тоске? Кто плачет?"
И вдруг из грозного хорала
Ясней, ясней речитатив:
"Я прожила, сынок, немало,
Тебе с  такое не прожить.
Ну что ж, за смелость уважая,
Тебе я, слушай, отвечаю:
Несусь я к морю через горы,
Я морю синему покорна,
Я кровь его, его биение.
Знакомо ли тебе мгновение
Когда вскипающую страсть,
Ту, что в порогах родилась,
Вливаю нежно сладко в море
И растворяюсь в нем не споря.
А та вода, что рядом в луже,
Она стоит, она не тужит,
Она мертва, в ней нету жизни.
Ей не знакомы пены, брызги,
Лишь только пьяный угодит,
Да грязь осевшую взмутит.
Гнилое, пошлое лобзание
Подарит кирзовый сапог,
Да воробей лизнет глоток.
Нет! Лужею не будь, сынок!
Исчезни лучше под землею,
Коль солнце жжет твои струи,
Но мчись, беги, гони и пробуй,
Сверкай, играй, давись порогом.
Не тлей золой, огнем гори!

КБССР, г. Нальчик, 1965 г.