Токката любви

Марк Верховский
               
                Штабс-капитан Дмитрий Косинский наслаждался cвоим кратковременным  отпуском в Москве. Удовольствие было тем более приятным, что оно было внеочередным, как поощрительное в совокупности с  награждением орденом святого Георгия 4 степени.
 Штабс- капитан, возглавлявший  полковую разведку, удостоился этих заслуженных наград как активный участник в Брусиловском прорыве, пожалуй единственном успехе России в Первой мировой войне.

(Сам, командующий Юго-Западным фронтом Русской армии,  генерал А.А. Брусилов, представленный к ордену Св. Георгия 2 степени, благодаря злопамятству царя Николая II, его не получил)
 
Но самым приятным сюрпризом для штабс-капитана,  был недельный отпуск в город его юности. Ведь начинал свое образование  разведчик, с учебы  на дирижерском факультете Московской консерватории.
С началом первой мировой войны, студент Дмитрий отправляется в полк своей службы, приписанной ему со дня рождения, как российскому дворянину.
В этот вечер штабс-капитан Дмитрий Косинский посетил  Большой Зал Московкой Консерватории, где давали  концерт органной  музыки Йогана Себастьяна Баха.
Это была давняя его мечта - прочувствовать всю мощь прикосновения к космическому пространству. 
Устроившись в  12-м ряду на месте у прохода, Дмитрий стал осматриваться, вспоминая озорные моменты веселой консерваторской жизни.
На противоположной  правой стороне стены висели портреты Чайковского, Бетховена, Генделя, Шуберта...

( в 1953 году портреты Мендельсона, Глюка, Гайдна и Генделя были заменены на Римского- Корсакова, Шопена, Даргомыжского и Мусоргского)

Дмитрий обратил внимание на одинокую фигурку, довольно симпатичной и грациозной девушки, сидящей напротив него по правой стороне прохода.
Какое -то странное чувство настороженности  выделяло её среди зрителей.
 Острое восприятие разведчика подсказывало незримую опасность, исходящую от таинственной незнакомки.
Штабс-капитан профессионально подметил и несуразность цветов одежды, и непривычное одиночество для такой яркой девушки и нелепый толстый портфель, вместо обычной дамской сумочки.
 Правда, свободное место рядом с девушкой указывало на непростительное опоздание друга.
Заинтригованный Дмитрий, стал незаметно не сводить глаз с подопечной.
Пару раз взгляды их встретились и он поймал себя на том, что соседка по ряду очень и очень, весьма импонирует ему. 

К сожалению,  её взгляд  не оставил у капитана надежд на взаимность.
Он был холоден, проницателен и, мгновенно остановившись на мундире офицера, стал даже несколько враждебен. Это смутило фронтовика, поскольку именно военная форма и блестящие ордена всегда привлекали женскую половину.
« Очевидно, она не нашего круга.» - сделал вывод потомственный дворянин.

Раздавшиеся первые  аккорды органа прервали вольные предположения Дмитрия и он вошел в фантастический мир органной музыки.

Невозможно слушать произведения Баха без ощущения лавины страстей, обрушившихся с небес на твое , такое хрупкое, земное тело.
 Однако, здесь надо признать, что каждый слушатель воспроизводит свои зримые и умозрительные поэтические картины  в зависимости от своеволия своей фантазии.
Особое значение имеет сама обстановка окружающего пространства, где происходит это важное событие в культурной жизни индивидуума.

Автор почувствовал эти эмоции во время исполнения произведений Баха.
Мне посчастливилось побывать на концертах органной музыки в костеле «Святого Креста», что расположен на площади Даукантаса в Вильнюсе,  в Доминиканском костеле Львова и, наконец, в Большом Зале Консерватории в Москве.
И везде апофеозом доминировало лучшее произведение И.С.Баха «Токката»

Забывается зал, забывается окружающий мир — властвует только совершенство мелодии, величие несоизмеримого!
Восторг и благоговение охватывает нас, унося в красоту сплетения прекрасного с неизвестным!
Наступление антракта бросает вас с апогея эйфории в бездну бытия и это очень болезненное ощущение!
Однако, обратив внимание, на уже знакомый профиль соседки, Дмитрий сразу вернулся к своим наблюдениям.
Место рядом с девушкой по-прежнему пустовало, хотя штабс-капитан и вспомнил , что во время концерта кто-то подсаживался рядом с девушкой и она, очевидно, потребовала от этого «некто» предъявить билет.
Но поскольку зритель, видимо, оказался без оного, то и был вынужден освободить место «её друга». Тем не менее, опытный глаз Дмитрия обнаружил какие-то, пока ещё непонятные, изменения в общем облике прелестницы.
Штабс -капитан решил не зацикливать великолепный вечер на капризной  девице и по сему стал прогуливаться по фойе знаменитого Большого Зала.

Основателем и первым директором Московской Консерватории в 1866 году является Николай Рубинштейн. Вначале для этого был арендован дом баронессы Черкасовой. В 1871 году Консерватория перешла в более внушительный дом княгини Екатерины Дашковой, первому президенту Российской Академии наук.
Однако, вместе с авторитетом консерватории, росли и потребности в дополнительных помещениях. В 1893 году было принято решение  разобрать дом князя Голицина и построить на его месте новое здание консерватории по проекту академика В.П.Загорского. В 1898 году здание уже начало функционировать, а в 1901 году, с завершением строительства Большого зала, 7 апреля состоялось его открытие.
Только в 2006 году Большому залу было присвоено имя основателя консерватории Николая Рубинштейна.
 А сама Московская консерватория с 1940 года носит имя своего гениального ученика П.И.Чайковского.

Второе отделение концерта ознаменовалось исполнением « Токката и фуга ре минор» - самого известного и популярного произведения Баха, кстати, написанного им ещё в юности.
По насыщенности звучания и драматическому содержанию, произведение относится к высочайшим достижениям мирового органного искусства. Конечно оно прозвучало на бис, вернее на два биса.
Трудно описать гениальную музыку — её надо услышать, и услышать много раз. И каждый раз это будет озарение в новой её ипостаси.
Хотелось бы верить, что «Токката» благотворно влияет на философию позитивного мышления человека и воспитывает у него благородное отношение к окружающему миру.
Но, увы...!

Заключительные аккорды совпали с каким-то начавшимся переполохом в проходе  Дмитриевского ряда. Бывший студент консерватории с гневом обнаружил сумбур, происходивший вокруг «знакомой» девицы.
Он с трудом возвращался к околоземным проблемам, заставляя себя вспомнить предыдущие моменты., связанными с соседкой по ряду.
Между тем, шум нарастал и штабс-капитан теперь уже считал своим долгом вмешаться в назревающий конфликт .
Трое мужчин окружили девушку и что-то энергично доказывая ей, потихоньку подталкивали её к выходу. Девушка, громко возмущаясь,  всеми силами старалась привлечь внимание публики. Однако, зрители все ещё находясь в эйфории тайфуна Баха, тупо не реагировали на такое обычное земное посягательство на свободу.
Дмитрий первым кинулся в атаку на агрессивные  действия хамоватых мужчин.
Расшвыряв их по сторонам, он предстал современным  рыцарем перед дамой 12-го ряда. Благодарный взгляд её обещающих серых глаз воодушевил офицера на дальнейшие выпады.
Что вам угодно, господа, и какое вы имеете право так неподобающе вести себя по отношению к даме?
А вы случайно не её друг? - Нагло задал провокационный вопрос, очевидно, старший по задержанию.
По его тону Дмитрий понял, что подобные наглецы могут быть только из полиции и, что их действия санкционированы «сверху».
Тем не менее, он потребовал объяснения, хотя и признался, что он пока не друг сударине, но её знакомый.
В ходе перепалки выяснилось, что господа из тайной полиции и имеют полномочия для задержания  Сумарковой Надежды, подозреваемой в подпольной революционной деятельности и, в настоящее время, осуществляющую передачу тайной информации членам запрещенной организации.
 - Какие у вас есть основания для задержания моей знакомой ?- решительно заявил штабс-капитан, едва войдя в какую-то, отведенную администрацией, комнату.
- А вот сейчас, Ваше благородие, мы и проверим её портфель в вашем присутствии. - самодовольно заявил старший сыщик.
По озорным глазам Нади, Дмитрий понял, что, хотя она и революционерка, но она  сегодня «чиста».
Офицер тут же вступил в предложенную  замысловатую игру, где он, присягнувший царю на верность, почему-то жаждал выгородить противницу царя.
Тем более, что её, как бы невинный, но заинтересованный взгляд,  обещал благодарность и дружбу.
Уже теперь, Дмитрий понял всю игру революционерки — до него дошло почему  после антракта он не мог найти какое-то объяснение в её поведении.
А оно было на виду: ранее «беременный» портфель, увы, уже «разродился» и был ангельски невинен.
Дмитрий вспомнил, что при встрече с Надеждой именно пузатый портфель выпирал из традиционного облика интеллигентной студентки.
«Преждевременные роды» портфеля во время концерта, подозрительно и бросились в антракте в глаза разведчику царской армии.
Тут-то, он и вспомнил « приблудного» зрителя, на минуту присевшего на свободное кресло.
 К тому же, издевательское отношение революционерки к сыщикам, ясно указывало на отсутствие у неё главных улик.
Дмитрий сам, как мальчишка, увлекся этой игрой в «поддавки», т. е. препятствуя
сыскарям в производстве обыска подозреваемой, разумеется при полном одобрении последней. Как бы дурачась и многозначительно перемигиваясь, Дмитрий и Надежда, в своей поддержке друг друга, незаметно для себя переступили барьер официальных отношений.
Забыв главный лозунг офицера: « За Веру, Царя и Отечества», Дмитрий готов был вслед, за заворожившей его революционеркой, во все горло кричать « Свобода, Равенство и Братство!»
Полицейские, не сводившие вожделенного взгляда с портфеля, наоборот, еле сдерживались, чтобы не завопить: «Держи вора!».
Устав от препирательств с ними, молодые люди, согласовав глазами общее мнение, наконец, разрешили досмотр злосчастного портфеля.
Не найдя ни клочка, хоть бы какой  бумаги, чиновники поняли, что все это время, офицер и студентка просто разыгрывали их.
Конечно, они бы ни раздумывая упекли бы девчонку в участок и уж там поиздевались бы вдосталь, но заступником наглой студентки был фронтовой офицер, только что вернувшийся с  окопов, куда им ужасно не хотелось бы попасть. Ещё раз, томительно долго проверив документы обоих, старший, пробормотав « пардон» , разрешил им уйти.

Едва выйдя из консерватории, Надя неожиданно благодарно бросилась на нею шею Дмитрию. Оторопевший бравый фронтовик в растерянности густо покраснел и даже не успел воспользоваться свалившимися возможностями возврата поцелуев, о чем впоследствии неоднократно пенял себя за  ненужную скромность.
« Ура! Ура! Ура! - торжествовала Надежда, торопясь поделиться своей авантюрой- А денежки-то уплыли, уплыли... да мимо носа жандармов, жандармов — продолжала радоваться говорливая напарница»
Как рассказала триумфальная подпольщица, она принесла большие деньги, присланные с разбойного Закавказья, для передачи на отправку их вождям революции, живущим ( и руководившим подпольем) за границей.
В избытке чувств Надюша пригласила Дмитрия к себе на квартиру, где они  бы отпраздновали удачно -завершенное дело, а заодно и их знакомство.
Через два дня Дмитрий Косарев возвратился в свою воинскую часть, чтобы продолжить воевать за « царя- батюшку» на территории далекой от границ России.

Кратковременное знакомство с Надей, вспоминавшееся ему в окопах,  трактовалась им, не иначе,  как встреча с небесным ангелом, случайно сошедшим к нему на мгновение.
Но получаемые от неё письма констатировали, что это был не сон.
Дмитрий почти не задумывался о революционных настроениях подруги,
 а потому её участие в  эпизоде в консерватории, он воспринимал как невинные, девичьи, романтические увлечения.
Он даже не успел вникнуть  в сложившуюся в Москве революционную ситуацию.
Однако, Надежда, попав в среду противников царского режима, уже не могла самостоятельно выйти из «игры». Да ей, собственно, и не хотелось этого.
Ей поручали все более и более сложные поручения, которые повстанка, с присущей ей легкостью, играючи выполняла. Тем самым, рос её авторитет в подполье, а следовательно и необходимость её личности
Октябрьский большевистский переворот застал русскую армию в полном распаде.
Солдаты перестали слушаться командиров. Все решали солдатские Советы.
Война катастрофически завершалась сдачей немцам завоеванных позиций.
Большевиками  был принят  «Декрет о мире» и вся армия хаотично повалила по домам.
Дома, в России, фронтовики начали разделятся на белых ( офицеров) и красных ( трудящихся). Безусловно, Дмитрий, согласно своей дворянской касте, попал к белым. В боях под  Новороссийском  армия генерала Деникина  потерпела катастрофический разгром и практически перестала существовать.
Погибли тысячи людей. В числе раненных, взятых большевиками в плен,  оказался и штабс- капитан Дмитрий Косинский.
С  кое — как перевязанным раненным плечом, его бросили в подвал вместе с другими раненными  ожидать  «справедливый»  приговор.
Сомнений ни у кого не было — он был для всех одинаков : расстрел.

Заседавшая в избе  трибунал «тройка», конвейер пленных пропускала без задержек. Подуставшие комиссары стремились увеличить скорость рассмотрения с помощью уменьшения числа задаваемых вопросов.
 Фамилия, имя, отчество, звание — вот перечень вопросов, необходимых для объявления приговора.
….Следующий !- Его толкнули на свет в открытую дверь.
Штабс — капитан Дмитрий Михайлович Косинский — нехотя пробормотал пленный, зная, что это последняя процедура его представления.
Повторите громче! - приказал хриплый голос, исходивший от левого участника суда.
Штабс — капитан Дмитрий Михайлович Косинский ! - громко повторил офицер, стремясь быстрее завершить свое унижение.
Митя! Как ты попал в эту банду? - Прорезался, вдруг до боли знакомый голос. - Товарищи комиссары! Здесь явное недоразумение! - торопился сообщить, теперь уже ясный женский голос, не давая Дмитрию даже ответить. - Этот товарищ ещё в дни нашего подполья помог мне уйти от ареста охранки. Разрешите мне отдельно допросить его? Это же наш человек! -
Конечно товарищ комиссар Сумаркова! Ваше поручительство для нас очень весомо!

Поручительство комиссара Сумарковой легло в  дело пленного офицера Д.М. Косинского и он был освобожден из под стражи.

Дворянину предложили послужить революции в качестве командира полка красной гвардии. Это означало, что бывший белый офицер должен был с ещё большим усердием продолжать уничтожать теперь уже бывших своих сослуживцев.
Такова была цена за спасенную жизнь!
Получив недельный отпуск, комполка должен был немедленно после его окончания прибыть по назначению.
Неделю отпуска взяла и комиссар Надежда, дабы урегулировать свои семейные дела. Действительно, молодые люди, несмотря на гражданскую войну, решили соединить свои судьбы. Неожиданная встреча  ещё больше укрепила их близость и они поняли, что больше им нельзя расставаться.
Во время отпуска они многое открыли для себя.
Оказывается Надюша полностью разочаровалась в кровавых деяниях революции — спала пелена романтики и ораторского пафоса.
Осталась зыбкая теория  Маркса, сладость крушение империи  и ненависть к врагам, которых видели в каждом, несогласном  со смутной идеологией партии большевиков, создаваемой экспромтом  кучкой непрофессионалов .
Те же тенденции преобладали и в противоположном лагере, который уже не имел ни веру, ни царя, ни отечества. Не было общего лозунга ради какой победы льется братская кровь. На кону стояло яростное сопротивление большевикам, посягнувшим на их старинные поместья, фабрики и заводы.
 Их возврат и был наградой при победе.

Молодую семью не устраивала ни победа красных, ни триумф белых.
Надежда предложила покинуть хаос России.  Этот вариант полностью совпадал с    с планами Дмитрия  и потому он с удовольствием поддержал супругу.
В годы подполья Надежда неоднократно пользовалась тайными тропами перехода русской границы в Финляндию. Это была самая безопасная и неохраняемая граница бывшей Российской империи.

В конце отпуска супруги, выехав на природу,  сделали последний бросок.
Наконец-то, Дмитрий и Надежда сумели отдаться одной общей страсти: неограниченно наслаждаться идиллией музыки Баха в католических соборах Финляндии.

 С рождением детей все идеологические глупости  были окончательно забыты

                Марк Верховский
11 декабря 20015 года