Социальная сила, её нормы Конфуций, Платон. Начало

Евгений Радомысельский
 Здравствуйте, дорогие читатели. Мы с Вами рассмотрели становление «человека разумного», его успехи на первых шагах заселения Земли и его трудности. Когда человек от примитивного рыболовства, охоты и собирательства перешёл к новым, групповым способам  добывания пищи - ловля рыбы сетями, загонная охота, земледелие... возникла необходимость в социальной организации этих занятий. Стали важнейшими такие социальные элементы, как лидерство, подчинение, содружество, доброта и радушие. Эти свойства объединяли, сплачивали, первобытные коллективы. Делали их социально сильнее. Позволяли им решать более сложные и важные задачи в организации их питания и защиты. При этом возрастает значение лидеров, наиболее сильных духовно и физически. Часто они становятся не только организаторами деятельности, но и духовными наставниками (вождями и шаманами). Какая же сила объединяет людей, делает их единым многоруким великаном, способным творить чудеса? Это - социальная сила. Это сила единства, которая мобилизует (сплачивает) общественную группу для решения каких-либо политических, военных или технологических задач. Это сила убеждения, подчинения, соединения отдельных личных сил и воль в единую, одинаково направленную силу и волю. При этом социальная сила первобытных коллективов (племён) становится настолько значительной, что обеспечивает значительный запас продовольствия и позволяет племенам строить циклопические постройки, храмы, мастерские, театры... Это порождает интеллектуальные искания, великих зодчих, поэтов, скульпторов, школы, наставников-учителей.
   Даровой (взаимный) обмен изделиями и продуктами заменяется обменом на стратегические ресурсы - медь, серебро, золото. И, наконец, доверие властителю (царю), или страх перед ним, приводит к обмену изделий и продуктов на ресурсы, помеченные его печатью -  монеты. Возникает торговля. Она обеспечивает торговцам и царям накопление больших богатств. Это порождает возможность ещё быстрее и сильнее активировать социальную силу.
   Но, она обеспечивает не только положительный эффект роста и накопления ресурсов поселений, но и создание отрядов грабителей. Причём, этим промыслом могли заниматься как вольные отряды, так и отряды, подчинённые плохим царям. Хорошую иллюстрацию к этому мы можем увидеть в сериале «Зена». Бандиты, объединённые в целую армию, грабят беззащитные посёлки.
   Для защиты от грабителей крупные поселения окружает стена. Поселение становится городом. В городах действует признанная власть и стража. При опасности нападений формируется армия. Поведение армий и стражи зависят от их свойств и свойств их лидеров. Но иногда они используются не для защиты населения и территории, а для грабежа. Ярким примером этому является поэма Гомера «Илиада».
   Но так как для возрастания социальной силы требуются  такие свойства: как ЛИДЕРСТВО, ПОДЧИНЕНИЕ, СОДРУЖЕСТВО, ДОБРОТА И РАДУШИЕ, то в истории человечества появляются активные их проповедники - философы наставники и философские школы. Некоторые из них создали теологические течения (верования), некоторые - социально - нравственные основы.

   Далеко на востоке основателем такой системы стал мыслитель Конфуций. Его философия стала основой жизни великой китайской империи. Памятником этого периода для нас стала Великая Китайская стена.
  "Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым.
С точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.
Центральными для конфуцианства являются постулаты:
1. Понятие «жэнь» (или «чжэн»), которое можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»
2.Принцип «ли» — соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества." - Википедия.
 
   Китайцы, воспитанные на принципах конфуцианства образовывали кланы или большие семьи, почитавшие предков, семейных старейшин и государственную власть. Естественно, что такая система приводила к усилению социальной силы семей, деревень и всего государства.

   В Европе (Средиземноморье) стала действовать философская школа Платона. История её создания настолько интересна, что требует более детального рассмотрения. В третьем веке до н.э. в Афинах жил бродячий моралист - «проповедник» Сократ. Он слышал внутренний голос, который побуждал его упрекать нечестных и проповедовать силу и значение честного поведения. Так как он логически доказывал это, то ряд молодых людей собирались, чтобы услышать его рассуждения. Среди них был и двадцатилетний сын богатых родителей - Платон. Он девять лет сопровождал Сократа до его казни. В 399 г.  до н.э. афинский суд приговорил Сократа к смерти (чтобы не «мутил афинскую воду»). Тогда Платон обобщил и записал опыт учителя и дополнил его своими наблюдениями: история средиземноморских государств давала богатый социологический материал для этого. Он пришёл к очень простому утверждению: идеальным (наилучшем) управлением является то, которое основывается на наилучших качествах царя (правителя) и его гвардии. Государство, в котором оно осуществляется будет ИДЕАЛЬНЫМ. Такой царь - философ (не подверженный страстям и плохому влиянию) должен выбираться из лучших (достойнейших) воинов. А воины должны следовать лучшим традициям и лучшему воспитанию. Т.о. идеальный царь формирует идеальную гвардию, а гвардия обеспечивает достойную приемлемость царской власти.
 
   Но даже лучшее в общественном устройстве не вечно. На смену «идеальному государству» неизбежно придут аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Генезис гос. устройства основывается на изменении социальной значимости свойств правящей элиты.

    Благодаря дружбе с принцем  Дионисием (Сиракузским), он решил помочь ему в создании такого государства, так как этот принц показался ему лучшим на роль идеального царя. Дионисий представил Платона тестю - царю Сиракуз Дионисию - старшему. Но воззрения Платона ему не понравились. Они обменялись остротами: Дионисий сказал Платону: «Твои речи отзываются старческой слабостью!», а философ отвечал: «А твои – тиранством».
     После этого Дионисий выдал Платона послу Спарты, которая воевала с Афинами. А тот продал Платона в рабство. Но Платон был уже так известен, что его выкупил киренеец Анникерид за большую сумму денег. По возвращению в Афины Платон отослал сумму выкупа  Анникериду, но тот их вернул со словами, что ни одни ближние друзья Платона могут оказать ему эту услугу. На эти деньги Платон купил рощу, находившуюся под покровительством героя Академа, в которой основал философскую школу - академию.  Среди его учеников были многие знаменитые в истории философы, в их числе Аристотель (учитель и советник  Александра Македонского). Естественно, что учение Платона было направлено на усиление государства и возрастание его социальной силы.
 
    В России учение Платона пользовалась широкой известностью в аристократических кругах. Формально, гвардия короновала Екатерину II, а та курировала гвардию. Жаль только, что свойства и императрицы, и гвардии были далеки от идеальных.

    Порядок  престолонаследования не учитывает свойства царственного наследника - претендента на трон. Слабый наследник престола снижает социальную силу государства, делает его уязвимым. Поэтому в большинстве стран отказались от царской (императорской) власти. Царскую власть сменила власть президентская (канцлерская). Их свойства обсуждаются населением и принимаются более или менее коллективно. В качестве гвардии платоновского государства, сейчас выступают правящие политические партии. Президент (лидер) лишь слегка может влиять на них.
 
  Он может только использовать наиболее полезные для государства программы и их разработчиков. Исключение составляла КПСС и её лидеры. Часто они вносили радикальные изменения страны и КПСС.

  Мы с Вами можем проследить по истории Украины генезис гос. власти. Сейчас там  скрытая тимократия (власть военных) и олигархия (власть богачей). Это привело к ослаблению социальной силы Украины в несколько раз. А это грозит её последующим распадом.