Москва 2015 г. День Победы

Марьша
МОЙ ОТЕЦ - ГВАРДИИ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ПОПОВ  АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - Начальник связи артиллерийского дивизиона 323 гвардейского миномётного полка 1 –ого Украинского Фронта, ВО ВТОРОМ РЯДУ В ЦЕНТРЕ  С ДИВИЗИОНОМ СВЯЗИСТОВ.               

                Памяти гвардии старшего лейтенанта Попова
                Алексея Николаевича ПОСВЯЩАЕТСЯ.


 Россия, бывшие Республики СССР и всё прогрессивное человечество 9-ого мая отмечают Великий день- День Победы. Некоторые страны отмечают День Победы 8-ого Мая, но это не умаляет значение  Победы для человечества.
      Этот радостный по своей сути День вызывает в душе чувство горечи, боли - за страдания наших родителей, перенесших на себе все тяготы страшной войны – войны с немецким фашизмом.
-Безусловно, нужно было идти с твоей фотографией, папАнька, чтобы пройти вместе с Бессмертным Полком  по улицам  Москвы. Но мне в этот День  захотелось просто посидеть без крика, без сутолоки, без восторга  и без суеты. Захотелось тишины для воспоминаний о тебе.

-Признаюсь, очень сожалею, что не смогла уделить тебе внимание, которое ты заслуживаешь! Разбросала нас жизнь по просторам СССР, и встречались с тобой 1 раз в году, только во время отпуска. Ты хотел простого внимания от своих 4-х дочек и одного любимого  сына.А мы не смогли дать это простое внимание нашему дорогому отцу. Ты много рассказывал о войне. Кое-что я помню. Но многое забыла.
                А сейчас я хочу поделиться воспоминаниями о тебе  с твоими внуками и правнуками,С РОССИЯНАМИ, которые могут узнать о тебе, о твоём участии в войне,  о твоих боевых заслугах и о твоих наградах.

       И так, Попов Алексей Николаевич родился 22 марта 1922 года в деревне Васильевка Атюрьевского района Мордовской АССР. И  вырос в этой же деревне. На его долю выпали страшные  испытания. Он родился в период  засух в Поволжье и в связи с этим - страшным голодом населения. Затем засуха и голод в 1927 году. За лето не было ни единого дождя, и посевы просто высохли от  солнечных лучей. Напрасно верующие люди организовывали Крестные Ходы  с иконами вокруг деревни, обливались  водой, вызывая, таким образом, дождь. Дождя не было. Посевы хлеба высохли. Все жители деревни и  ваш дедушка пухли от голода. Выжили.

Но на этом испытания голодом не закончились. Страшная засуха в 1932-1933 г.г. опять посетила Поволжье и пожгла все посевы. Люди умирали от страшного голода. То, что  Алексей,  остался жив, это – просто чудо. Жителей Васильевки от смерти спас лес. Дедушка рассказывал, как собирали и ели  с ранней  весны подснежники, луговой щавель, дикий лук, полевую лебедУ, лесную сныть, жёлуди. Из трав  матери  и бабушки варили похлёбку, а из желудей пекли хлеб. Этот хлеб и я попробовала в 1953 г. Он только на вид красивый и с желтизной. А есть его почти невозможно. Во рту остаётся сильная горечь.

 Об одежде в то время  особой речи не могло быть. Носили то, что еще можно было носить: одежда была вся в заплатках. Обувались в лапти и  так ходили на учёбу в Аргинскую начальную (в то время) школу. Затем Алексей  учился  в Кишалинской семилетней школе  за 9 км от Васильевки, которую окончил круглым отличником (у меня сохранились  его  Почётные Грамоты).  И он  решил продолжить учёбу в Атюрьевской  районной средней школе за 20 км от Васильевки. Учитывая то, что в школе в те годы не хватало учителей,  Алексею в 10-ом классе предложили работать учителем 1-ого класса. И, несмотря на занятость с работой, учился на «отлично».

И тут 22 июня 1941 года грянула страшная война! Люди были просто в ужасе. Начались призывы на войну. Женщины оплакивали своих мужей, сыновей и внуков, так как понимали, что их больше могут не увидеть.
Призвали на войну и   Попова Алексея Николаевич  11 августа 1941 года,  и он  стал рядовым 120-ого запасного стрелкового полка.

В ноябре 1941 года Попов А.Н. зачислен курсантом Ленинградского училища связи, который находился в эвакуации на Урале.
Папа никогда не хвастался геройством. Когда кто-то из нас трусил, отец вспоминал время учёбы в Военном училище и тихо говорил, что и ему пришлось быть трусом небольшое время.

-В чём заключается твоя трусость, папанька?- Мы смотрели на него с недоверием, ведь Орден Отечественной войны трусу не вручили бы!
-Да в том, что нас – курсантов водили на Уральские горы и заставляли с большой высоты прыгать в сугроб. Все курсанты прыгают, а я боюсь. Ведь в нашей окрестности гор нет, и мне было очень страшно прыгать с высоты. Мои друзья - курсанты предложили пожилому командиру – бывшему военному Царской России, столкнуть меня с гор силой.  На это предложение командир дал категорический отказ.
-Ты, так и не прыгнул, папа?
-Прыгнул! И попросился  у командира после занятий остаться на этом «тренажёре» и прыгал, и прыгал, чтобы страх не загнать в душу, а выгнать из души. И мне это удалось! Поэтому советую подумать, так ли велик страх, которого ты боишься!

       В сентябре 1942 г. Отец окончил Ленинградское училище связи, стал офицером Красной Армии и до декабря 1942 г. был в резерве Гвардейских миномётных  частей гор. Москва.
       С декабря 1942 г. по июнь 1946 года  служил на защите Родины Начальником связи артиллерийского дивизиона 323 гвардейского миномётного полка 1 –ого Украинского Фронта.

Приказом 1-ого Украинского Фронта № 0848 от 14.11. 1944 года Попову А.Н. было присвоено очередное  звание – гвардии старший лейтенант.
В марте 1945 г.  был принят членом ВКП (б).
Мы часто задавали вопросы папе о его службе на войне: что означает – Начальник связи артиллерийского дивизиона миномётного полка?

И отец рассказал: « мой  дивизион обеспечивал связь для БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша».
А обеспечение связи заключалась в следующем: «Катюши» были настолько засекречены, что их  на  передовой не было. Они были в тылу. Высшие военные начальники принимали решение – куда дислоцировать «Катюши», туда присылалась группа офицеров для организации залпового огня по выбранной  территории, находящейся у фашистов, этими  грозными орудиями.

Они принимали решение, с какой высоты или возвышенности будет корректироваться огонь «Катюш». Туда срочно направлялись солдаты и командиры для обустройства блиндажа для корректировщика. А вот связь с корректировщиком должен был обеспечивать мой дивизион.
Для  этого  солдат надевал катушку  связиста на себя и, распуская  провод с катушки, полз до блиндажа.  Катушка связиста весила от семи до восьми килограмм, длина провода от полукилометра. Пули и осколки часто рвАли эту хрупкую нить. Восстановить, во что бы то ни стало и любой ценой – таков приказ. И рискуя собственной жизнью, связисты спасали целые подразделения.

Часто было так, что осколками рвалась связь, и связисты опять ползли по  проводу, чтобы найти и устранить обрыв. И это нужно было делать под бомбёжками, под разрывами снарядов и мин при любой погоде и при любых погодных условиях.
       Как только связь устанавливалась, к передовой « подбрасывались» «Катюши», которые  быстро выпускали реактивные снаряды и немедленно уезжали с этого места, так как немцы засекали расположение машин  и «накрывали»  снарядами место дислокации «Катюш».
       Это было страшное время, воины  старались спрятаться в окопах и блиндажах. Многие погибали».

-Папанька, а ты со смертью встречался на войне?
-Война – это и есть встреча со смертью! Не знаешь, когда тебя настигнет пуля или снаряд.
-Папа, ну, конкретно ты можешь рассказать о встрече со смертью на войне?
-Расскажу. ПЕРВАЯ встреча была, когда я возвращался на передовую в кузове грузовика из штаба. Кузов полуторки*  был заполнен снарядами в ящиках. И вдруг налетели мессеры*, стали бомбить эту машину. Водитель был опытным водилой*, то гнал машину на большой скорости, то резко тормозил, чтобы бомбордировщик  пролетел  мимо. Получалось! Но в последнем заходе фашистский лётчик сбросил бомбу, бомба упала рядом и взорвалась. Взрывной волной машину опрокинуло, я вылетел из кузова и меня накрыли ящики со снарядами. Несколько ящиков упали прямо на живот.
Случилось чудо! Снаряды не взорвались! Водитель и сопровождающий откопали меня, отправили в медсанбат, так как выпала толстая кишка. Но на войне такое ранение считалось мелочью и меня опять возвратили на передовую.

ВТОРАЯ  встреча со смертью получилась, когда мы с дивизионом обедали на поляне. Рядом с нами обедали воины нашего полка. Немцы начали артобстрел этого участка, и снаряд попал прямо в центр  нашего дивизиона. Что было дальше, я не помню. Очнулся на земле. Рядом стояли солдаты полка  и что-то кричали, а я не слышал – меня контузило!
Ни одного бойца своего дивизиона, не своего ординарца я не увидел среди живых….  Все погибли сразу. А меня – откопали, вот так я остался живым.

Но здесь же, встретился со смертью ТРЕТИЙ раз. Командир полка  моих спасителей сообщил высшим командирам о трагедии, что весь дивизион погиб, а Начальник дивизиона остался в живых.
Тут же прибегает особист*, орёт о предательстве, ставит меня «к стенке» и  намерен  меня расстрелять. И опять меня спасли  воины Красной Армии! Они встали на защиту и рассказали, что меня, как и всех откопали, но в живых остался я один!

А вот   за  ЧЕТВЁРТОЕ  моё спасение  и я, и мой дивизион, благодарны сыну полка Васильку! Которого мы подобрали  при освобождении российской деревеньки.  Родителей Васи убили немцы, всю деревню фашисты сожгли. Жалко стало мальца, и мы оставили его у себя. Васе было лет 8-9. Бойцы, соскучившиеся по своим детям, тут же сшили Васе форму, подогнали сапоги и он воевал вместе с нами.
Однажды,  мой дивизион лёг на ночлег, лёг и Васёк. Ночью он вышел из блиндажа по нужде и увидел, что группа немцев посыпает что-то в ёмкости с едой и водой. Вася закричал, немцы в спешке улизнули, а затем  выяснилось, что немцы подсыпали в еду и в воду отраву.
Вот так мальчик спас жизни многим людям.

Не обошлось и без ранения. Я был ранен в правую ногу  в бою под Сандомиром на Висле 14.11.1944 г.
Мы защищали нашу Родину  при  разных погодных условиях!   Мне с моим дивизионом приходилось налаживать связь зимой,  весной, осенью и летом!  Мы были мокрые от дождей и паводков, мы замерзали от морозов,  я и воины моего дивизиона часто болели  простудными заболеваниями и получали хронические заболевания: хроническая пневмония, хронический бронхит, гайморит и т.д., а так же из-за ранений, мы  стали инвалидами Великой Отечественной войны. Но Родину мы защитили!»

Мог ли себе представить инвалид ВОВ, что в России поднимет голову свой доморощенный фашизм, убивающий народ в мирное время голодом и правовым беспределом?

И, заканчивая своё повествование о нашем дорогом папе, дедушке и прадедушке, хочу сообщить, что  гвардии старший лейтенант Попов А.Н. за боевые заслуги был награждён, кроме Ордена Отечественной войны 2-ой степени,Грамотой с 24 благодарностями ЗА РОДИНУ ЗА СТАЛИНА, медалью «За победу над Германией» и медалью «За освобождение  Праги», юбилейными медалями. К сожалению,боевые награды  не удалось  сохранить для внуков и правнуков.Но Грамота сохранена!
Помните о своём боевом предке, гордитесь им и  рассказывайте о нём своим детям и внукам!

Примечание:

Полуторка – машина грузоподёмностью 1.5 тонны.
Мессеры - немецкие самолеты мессершмитты.
Водила  - шофёр.
Особист - офицер Особого отдела.