Врачебный долг или моральная необходимость совреме

Вениамин Бушмелев
Вениамин Бушмелев

Врачебный долг или  моральная необходимость современной медицины

Мы все живем в социуме, перед которым всю свою жизнь остаемся в долгу.

Долг — это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей
по отношению к обществу, к другим людям, живущим в этом обществе.
 
В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. В понятии долга следует выделять две стороны: формальное исполнение долга и осознанное отношение к своим должностным обязанностям.

С времен зарождения медицины она имела название – искусство врачевания. Несомненно, деятельность любого врача – это прежде всего искусство лечить больных, посему на плечах работника медицины всегда лежит тяжелый груз профессионального  долга.
 
Долг врача включает в себя главный принцип врачебной морали —  человеколюбие, ибо первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью
здоровья и жизни людей.

В древние века врачебная мораль носила явно выраженный категоричный (императивный) характер.
Появилась специальная наука, названная   медицинской деонтологией.
Эта наука в переводе с латинского  (деон - долг, а сам термин –  учение о должном профессиональном поведении врача) представила всю медицинскую
этику и, в том числе, профессиональную мораль врача, тем самым подчеркивая значение профессионального  врачебного долга и обязанности
по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Это моральное требование в начале было отражено в клятве Гиппократа,  основанной на  предписаниях, принятых древними медиками в качестве свода профессиональных этических норм.
Позднее свод должностных законов был отражен в Международной Женевской декларации и в других документах, в частности, клятве советского врача,
Медицинская деонтология — наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм и формальное бездушное отношение к больному человеку.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он должен проявляется в обязанностях врача по отношению к больному., будучи всегда быть готовым внимательно и заботливо оказать медицинскую помощь, врач обязан быть, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности,
исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики,
но и из принципов и норм профессиональной морали.
Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сторон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Все  поступки и действия медицинского работника должны выступать, как должное.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к пациенту. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования.
 
Выдающейся психотерапевт академик В.М. Бехтерев  подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это - не врач. Он должен тактично и умело  мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью, побудить веру в выздоровление чутким отношением, словами успокоения, утешения и ободрения. В связи с чем Антон Павлович  Чехов всегда подчеркивал, что «профессия врача — подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов».
 
Легендарный целитель далекого прошлого Гиппократ в своих заветах оставил  запись: «Врач — философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть
и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».

Все это оказалось предметом медицинской деонтологии, в которой главным образом являются вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. А выдающийся хирург Н.И. Пирогов IXX века считал, что «под термином медицинская деонтология должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала. Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание».

Кроме того, врачебный долг подразумевает принцип передачи знаний, умений и нравственных начал от Учителя - ученикам, что делает врача звеном единой цепи врачебных поколений. В зависимости от того, какой след оставит после себя каждый медицинский работник, в значительной степени определяется тем, чему научился он от своих предшественников. От этого  принципа  зависит и то, что он сможет сделать и сумеет создать нового, чтоб передать свои знания и умения, идущим за ним последователям. Не удивительно, что в свое время австрийский клиницист Гуго Глязер написал такие строки: «Ссылка на слова учителя — не ошибочный консерватизм, а основа знаний врача».

Каждый из врачей должен знать и помнить своих Учителей, ибо для познающего науку врачевания очень важно понять чему учат, как учат, и кто учит. Считаю, что для врача, так же как для любого человека, настоящих Учителей с заглавной буквы, может быть несколько, при условии, что настоящего Учителя определяет нравственная чистота, деловитость, бескорыстие и здравые помыслы.
 
Однажды известный хирург, академик Н. М. Амосов задал вопрос: «Что требуется от современной медицины обществу?», на который сам и ответил: «Совсем немногого – правильной диагностики и хорошего лечения», и тут же добавил: «Надежные методы лечения вырабатываются десятилетиями. Без внедрений научных достижений в практику здравоохранения, без строгого соблюдения традиций и преемственности, не может существенно развиваться медицина».

Как известно преемственность — это не только подготовка к новому этапу развития, но безусловное сохранение необходимого и целесообразного старого, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы.
В обществе преемственность означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В медицине она означает сохранение совокупности существующей в клинике традиций врачевания. Во многих клиниках традиции вырабатываются на основе многолетнего опыта ее наработок. Ни одна идея не рождается на ровном месте. Она пришла на основе опыта наших предшественников или товарищей по работе — старших и младших. Зачастую некоторые люди, становясь специалистами, переоценивают свою личность и порой забывают, что многим обязаны своим родителям, учителям и наставникам. А заслуга наша гораздо скромнее - чтить память учителей и ценить наработки, которым нас учили.
Иными словами, профессиональная мораль поступит так, как велит долг человека и гражданина, как требует социалистическая мораль. Чувство долга в этом случае становится внутренним мотивом поведения медработника. Высшим судьей при осознанном исполнении долга выступают его совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение к моральным требованиям социалистического общества. Этим заветам и этико-деонтологическим принципам полностью соответствовала отечественная земская и советская медицина.

В настоящее время в связи с идущей реформацией  в здравоохранении и переход  финансирования медицины из бюджетной полностью в страховую модель, все этические и деонтологические принципы медицины, в том числе клятва Гиппократа и советского врача, превратились в профанацию и сплошное  осквернение святыни.
В условиях современной страховой медицины все средства на лечение пациентов, в том числе средства на содержание медицинских организаций, поступают из одного источника, через систему обязательного медицинского страхования.
Теперь медицинские учреждения вынуждены расширять перечень платных услуг и перейти на частичную окупаемость своей деятельности. Появилось несметное количество коммерческих и частных клиник, где зачастую за нарушение медицинской  деонтологии никто не несет ответственности.

В связи с реорганизацией больше всех пострадало здравоохранение в сельской местности. Повсеместно возникли одни и те же проблемы - закрытие участковых больниц и ФАПов, уничтожение круглосуточных стационаров, перевод медобслуживания в поликлиники и в домашние условия.
Это привело к увеличению стоимости и недоступности  бесплатных медицинских услуг, хотя чиновники от медицины твердят, что реформация медицинских услуг направлена на улучшение и повышение качества медицинского обслуживания граждан.Все эти реформации в здравоохранении вызывают негативное отношение граждан. Это хорошо видно потому, как в  сегодняшних СМИ настоящее состояние медицины стало постоянным предметом атак и средством битья по чиновничеству и медицинских работников.  В них  выражено подлинное отношение власти к людям и их проблемам.