О гипертекстовой разговорной речи

Сергей Сметанин
О гипертекстовой разговорной речи: новейшие явления письменной и устной  неофициальной коммуникации

Рябкова Надежда Ивановна,
канд. филолог. наук, доцент.
 Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
 г. Санкт-Петербург;
Сметанин Сергей Егорович,
член Союза писателей России,
редактор сайтов «Сотворение мира»,  «Русская филология», «Литобуч».
г. Санкт-Петербург.

Разговорная речь (речь обыденная, осуществляемая в неформальном общении, в неофициальной обстановке) очень индивидуальна, поэтому представляет собой сложное явление, неоднородное с точки зрения  использования языковых средств: её составляют литературные речевые единицы и нелитературные (территориальные диалектизмы, просторечие, профессионализмы, жаргонизмы), нейтральные и стилистически окрашенные элементы (обиходно-бытовые, литературно-просторечные, разговорно-просторечные, грубо-просторечные, разговорно-фамильярные) и т. д.

Характер устной и письменной разговорной речи, ее качества обусловлены многими факторами, среди которых тип речевой культуры говорящего / пишущего, уровень его образования, возраст, социальный статус и т. д.

В условиях современной речевой коммуникации, развивающейся под явным влиянием СМИ и интернета, разговорная речь переживает эволюцию. Изменились возможности письменной разговорной речи: из носителей электронного варианта письменной разговорной речи практически исчез пейджер, в технологиях изготовления мобильных телефонов произошёл качественный скачок – появилась возможность выходить в интернет с телефона, добавилась новизна к общению в интернет-форумах и гостевых книгах – письменное общение здесь подкрепилось массовым развитием сетевых блогов и системой их комментирования.

Кроме того, активно развивается система обмена электронными письмами (e-mail) и СМС-сообщениями. В связи с этим существенно изменилась сфера использования эпистолярного стиля: от бумажного письма современное общество все более переходит к электронному. Традиционная бумажная личная переписка, на расстоянии осуществляемая с помощью почтовых отправлений через специальные учреждения связи, например, «Почту России», находится на грани исчезновения, у молодого поколения начала 21-го века в первую очередь.

Письменная разговорная речь, осуществляемая с помощью средств электронной связи, активно развивается, переходя от стадии своего становления, закрепления в электронном разговорно-письменном общении в следующую – стадию использования в общении гипертекста.

Тед Нельсон, введший в 1965 году в обращение термин «гипертекст» (Ted Nelson. Тhе Hypertext) для описания документов, которые выражают нелинейную структуру идей в противоположность линейной структуре традиционной речи, под гипертекстом подразумевал «не последовательное сочинение (non-sequential writing), а текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать […]», «ряд кусков текста (a series of text chunks), соединенных линками, предлагающими читателю различные пути» [14].

К гипертекстовым явлениям обращались А. А. Зализняк, Ж. Женнет, В. П. Руднев, М. М. Субботин, J. Conklin, В. Л. Эпштейн, Р. Барт (Roland Barthes), Т. И. Рязанцева, А. А. Калмыков и другие, пытаясь найти этим явлениям оптимальное определение, в ряду которых: «Гипертекст – способ представления информации, совокупность блоков информации между которыми установлена система связей», позволяющая «переходить от одного блока информации к другому, варьируя последовательность ее обработки» [6]; «Гипертекст – это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности в целом» [4, 5]; «Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов» [8]; «Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, доступ к которому может осуществляться при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте» [12].

Под гипертекстом нами понимается речевое произведение, состоящее из нескольких текстов, связанных в единое целое с помощью ссылок, читаемых с использованием возможностей электронной техники.

Связь текстов между собой организуется в интернет системе посредством гиперссылок. Гиперссылка является ключевым элементом гипертекста: именно в ней заключен предназначенный для машинного прочтения адрес источника информации, в котором содержится запрашиваемый реципиентом текст. Перейдя по указанной гиперссылке, читающий текст основного сообщения имеет возможность ознакомиться с другими текстами, иллюстрирующими, поясняющими, дополняющими или раскрывающими смысл того, что хотел сказать автор сообщения. При этом создается многоуровневое, интертекстуальное сообщение, компоненты которого организованы и навигационно [9], и семантически: гипертекст используется в нем в качестве точной цитаты. С помощью гипертекста создается, таким образом, прямой «диалог между текстами» (по М. М. Бахтину), интертекстуальность.

Гипертекст является стимулом формирования новых типов мышления: «Гипертекст – это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами» [11].

Наряду с прямым обменом текстами и файлами, пользователи электронных ресурсов даже в бытовом общении пришли к использованию гиперссылок, гипертекста. Это существенно оптимизирует обыденную коммуникацию, разговорную речь – появляется гипертекстовая разговорная речь. Под гипертекстовой разговорной речью понимается, во-первых, речевая деятельность в неофициальной, бытовой обстановке, осуществляемая с использованием гипертекста – текста, состоящего из нескольких текстов, связанных в единое целое с помощью ссылок, читаемых с использованием возможностей электронной техники; во-вторых, результат этой деятельности – речевое произведение, включающее гипертекст и создаваемое для неформального общения.

Известно, что речь XXI века, насыщенного огромным количеством различной информации, стремится к краткости формы при максимальной полноте содержания – это характерно для современной речи в целом и ее разговорного варианта в частности. Гипертекст оказывается очень удобным средством оформления и развития мысли, письменной речи, письменной разговорной в том числе, он лаконичен, прост в использовании: с помощью одного «клика» на гиперссылке читатель оказывается на нужном ресурсе – источнике информации (текстовой, графической и любой другой), ознакомиться с которой рекомендует собеседник. Программное обеспечение интернет-сетей предусматривает обмен сообщениями и публикациями с автоматизированной привязкой к ним ссылок на графические, видео- и аудиофайлы, страницы.
Электронное письмо, неофициальное в том числе, часто включает гиперссылку как маркер гипертекста в качестве одного из компонентов сообщения:

1. 26 мая в 21:22. http://echo.msk.ru/blog/aillar/1554686-echo/?utm_source =infox.sg Почитай, немного за уши притянуто, но интересно. Образчик психолингвистики [Из личной электронной переписки].

2. 18 июн. В 12:45. Наконец-то [Из личной электронной переписки].

3. Тема:  турнир Фирсова. Имя: Иван. Дата и время: 18.05.2015. 13:47. Сообщение:  в группе в контакте есть результаты турнира http://vk.com/ummcthebest?w=wall-68436368_3468 [2].

4. Тема:  marsel. Имя: болельщик УГМК. Дата и время: 21.06.2015. 10:12. Сообщение:  Marsel, ознакомьтесь, что пишут на сайте Евролиги/ ФИБА Европа: http://www.fibaeurope.com/euroleaguewomen/compID_jr6ZiXqe [2].

5. Тема:  Новичок. Имя: Гость 2. Дата и время: 01.07.2015. 16:15. Сообщение: Мы что ли Санчо Литл подписали? http://basketfaul.com/makale/ 43782/sancho-lyttle-ekaterinburg-yolunda.html [2].

6. Тема:  Кубок России 2015. Имя: Гость. Дата и время: 18.08.2015. 22:03. Сообщение:  Подробней некуда: http://basket.ugmk.com/ru/press/index. php?id15=17543 [2].

7. Тема:  Евролига. Имя: Гость. Дата и время: 13.10.2015. 12:07. Сообщение:  Подскажите, пожалуйста, можно ли будет где-то посмотреть игру УГМК – Бурж (Франция) 14.10.2015 г. [2].
Тема:  Евролига. Имя: Гость. Дата и время: 13.10.2015. 12:07. Сообщение:  Елена, возможно, здесь покажут – http://www.youtube.com/ watch?v =5D1iq-llq0E [2].

8. Тема: У-Юниор. Имя: тоже Болельщик.  Дата и время: 19.10.2015 18:27. Сообщение:  По поводу анонсов: http://basket.ugmk.com/ru/news/index. php?id15=17787 [2].

9. 29.08.2015. 16:15. Андрей Тихомиров. Новый выпуск «Orenburger Allgemeine»: http://gazetavseti.narod.ru/oa86.pdf. Сайт: http://gazetavseti. narod.ru/orenburgerallgemeine.htm (Из чата сети «Фейсбук») [10].
10. 6 мар. 06:31. http://www.duma72.ru/ru/ (Из сообщения в сети «Одноклассники») [10].

12. Татьяна Болотникова. 30.01.15. Законодательные http://vkontakte. ru/club23548127 (Из сообщения в сети «Вконтакте») [10].

13. Тема:  Российские сборные дисквалифицированы ФИБА. Имя:  Гость. Дата и время: 29.07.2015. 16:38. Сообщение:  http://www.sport-express.ru/ basketball/news/901536/ [2]. В последнем случае тема сообщения, благодаря её развернутой формулировке, выполняет функцию основного компонента сообщения, иллюстрируемого гипертекстом, доступным через гиперссылку.

Уже нередким явлением письменной разговорной речи, неофициального электронного послания оказывается сообщение, состоящее только из гиперссылки – прямого адреса гипертекста:

1. Без темы. 5 июн. в 12:57. http://znak.com/moscow/articles/04-06-15-29 /104010.html [2].

2. Без темы. 19 июн. в 11:55. https://news.mail.ru/politics/22398700/?frommail=1 [2].

В рассмотренных примерах текст сообщения и адрес гиперссылки полностью совпадают – это позволяет читателю «видеть» адрес гиперссылки и легче делать выводы относительно машинной части записи. Но такой речевой обмен уже почти вычёркивает человека из момента общения, посвященного чтению реквизитов письма.

Обмен гипотекстовыми сообщениями при письменном электронном общении перерастает, таким образом, в обмен гипертекстами. В случае электронной переписки этот обмен имеет односторонний и частный характер. Возможен обмен файлами (документами) в формате программы «Ворд» и «pdf», где текст снабжен гиперссылками, но остается гипотекстом с потенциальным выходом в мировой гипертекст.

Сохранение такого документа адресатом на компьютере ещё не даёт возможности обратного движения – возврата автора коммуникативного акта к уже переданному документу. В блогосфере, где гиперссылки оказываются «вмонтированными» в ленту сообщений, доступную посторонним, они уже частично представляют собой явление общественной коммуникации, автор текста при этом может редактировать уже отправленное и опубликованное сообщение.

Иное возможно в случае обмена файлами в гипертекстовом формате. Такие документы могут быть легко размещены на персональных бесплатных сайтах, доступ к которым ограничен только тем, что они не «прописаны» в поисковых машинах (не индексированы поисковыми системами), – при размещении же в сети интернета они могут играть роль полноценного гипертекста.

В электронной переписке и комментариях сетевых блогов всё чаще применяется обмен видеоссылками, ссылками на графику и иные документы. Пока в письмах и блогах почти не встречаются ссылки, в которых сетевой адрес прикреплён к произвольному тексту. Это ожидает нас впереди, так как технически для этого не существует никаких препятствий, дело только за компьютерной грамотностью пользователей.
В настоящее время гипертекстовая разговорная речь характеризуется максимальным отходом от некоторых признаков устной и письменной разговорной речи. В ней, а именно в той в её части, которая предназначена для прочтения электронной системой, абсолютно не характерны сокращения и приблизительное воспроизведение.

Это происходит оттого, что малейшая ошибка в адресе гипертекста, читаемом и исполняемом программной частью машины, ведёт к тому, что цель ссылки не будет достигнута.

Нельзя не заметить, что меняется и устная разговорная речь. Опосредованная обращением к системам поиска, сайтам погоды, расписания транспорта, театральных представлений, она приобретает характер гипертекстовости: связь между участниками коммуникации опосредуется необходимым включением коммуникантов (или одного из них) в гипертекстовое пространство, произведением некоторых действий с гипертекстом.

Гипертекстовая разговорная речь находится на ранней стадии развития. В условиях современной мировой сети изучение её требует, кроме овладения языком гипертекстовой разметки, умения привязывать адреса ссылок к документам в разных форматах и комментариям в блогах, не говоря уже о письмах электронной почты. Необходимо умение находить в сети ресурсы, дающие возможность размещения документов в открытом доступе, умение создавать там гипертекстовые документы и проводить мероприятия по облегчению их поиска в сети.

Список литературы:

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс-Универс, 1994. – С. 14.

2. Баскетбольный клуб УГМК. Официальный сайт. Гостевая [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.10.2015).

3. Женнет Ж. Палимпсесты: Литература второго уровня. М., 1982.

4. Калмыков А. А. Онтология коммуникации как социально-антропологическая проблема. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». № 1. М., 2007. – С. 47-61.

5. Калмыков А. А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство. // Человек: иллюстрированный научно-популярный журнал 2007 г. № 5 / Российская академия наук. М.: Наука, 2007. – C. 122-129 // Оптимальные коммуникации. Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ [Электронный ресурс]. URL: http://jarki.ru/wpress/2011/02/16/1872/4/ (дата обращения: 23.10.2015).

6. Кроль В. М. Гипертекст // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.

7. Овчинников В. Г. Автоматизированные ГТС: назначение, архитектура и перспективы развития // Научно-техническая информация. Сер. 1.  1990. № 12.

8. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1991.

9. Рязанцева Т. И. Теория и практика работы с гипертекстом. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

10. Cоциальные сети: «Фейсбук» [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/ (дата обращения: 26.10.2015), «Вконтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/feed (дата обращения: 26.10.2015), «Одноклассники» [Электронный ресурс]. URL: http://ok.ru/ (дата обращения: 26.10.2015).

11. Субботин М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации.   М.: ВИНИТИ, 1994. – Т. 18.

12. Эпштейн В. Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы [Электронный ресурс]. URL:  http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.ht (дата обращения: 23.10.2015).
 
13. Conklin J. Hypertext: an introduction and survey // Computer, 1981.  Vol. 20.  № 9.

14. Nelson T. Literary machines.  Sausalito, CA: Mindful Press, 1993.