Политические репрессии 1930-1941 гг

 
  Невозможно уклониться от темы политических репрессий 1930-1941 гг. В историографии данный сюжет специально еще не рассматривался. Поэтому в предлагаемой статье поставлена цель, на основе имеющихся источников и литературы, изучить репрессии, произведенные в отношении руководящих и рядовых кадров железнодорожников, выяснить, как они повлияли на состояние железнодорожного транспорта в стране в целом, и на Кубани, в частности.
Судя по имеющимся источникам, можно выделить четыре волны политических репрессий в отношении руководящих и рядовых кадров Краснодарского отделения Северо-Кавказских железных дорог (СКЖД). Первая волна репрессий пришлась на конец 1920-х гг., вторая – 1930-1933 гг., третья – 1937-1938 гг., четвертая – 1940-1941 гг.
В первую очередь, политические репрессии напрямую задели руководящий состав СКЖД. Отметим, что с 1935 г. СКЖД стали называться Азово-Черноморской железной дорогой им. Ворошилова. Вначале выясним персональный состав репрессированных руководящих работников железнодорожной отрасли.

  Полонский Владимир Иванович (Рувен Гершевич) родился в Тобольске в еврейской семье. Вступил в РСДРП в 1907 г. С 1908 г.  работал матросом, чернорабочим, с 1912 г.  рабочим-электромонтёром в С.-Петербурге. Он вёл партийную работу в профсоюзах, а в 1913 г. стал членом Центрального правления петербургского Союза металлистов. В 1914 г. В.И. Полонский был арестован, в 1915 г. осуждён к административной ссылке в Тобольскую губ. С марта 1917 г. – секретарь Центрального правления московского Союза металлистов, участвовал в  октябрьских боях в Москве в 1917 г.  В 1918-1920 гг. – комиссар дивизии на Западном и Южном фронтах, военком Юго-Восточной железной дороги, председатель Южного бюро ВЦСПС. В дальнейшем В.И. Полонский занимал высокие посты в ЦК ВКП(б) и в правительстве страны, делегат XI-XVII съездов партии. С  августа  1933 г. – начальник Политуправления и заместитель наркома Народного комиссариата путей сообщений (НКПС). С 1937 г. – зам. народного комиссара связи СССР. Весной 1937 г. В.И. Полонский был арестован и выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 30 октября 1937 г. в Лубянской тюрьме.

  20 января 1937 г. было опубликовано сообщение Прокуратуры СССР об окончании следствия по делу «Параллельного троцкистского центра». По этому делу обвинялись крупные хозяйственные руководители Советского государства: Ю.Л. Пятаков, К.Б. Радек, Г.Я. Сокольников, Л.П. Серебряков и др. Среди обвиняемых числился и зам. наркома путей сообщения Я.А. Лившиц, работавший в НКПС с середины 1935 г. Сообщалось, что дело передано в Военную коллегию Верховного суда СССР. Подсудимым вменялось в вину, что «в целях подрыва хозяйственной мощи и обороноспособности СССР центром был организован и совершен на некоторых предприятиях и железнодорожном транспорте ряд вредительских и диверсионных актов, повлекших за собой человеческие жертвы и гибель ценного государственного имущества».
 
  Лившиц Яков Абрамович родился в 1896 г. в г. Мозырь Гомельской губ. По социальному происхождению он – рабочий, по национальности – еврей. С 1912 г. работал токарем. В 1913-1915 гг. состоял в Партии социалистов-революционеров (ПСР). В марте 1917 г. вступил в РСДРП(б) и был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов, энергично боролся с меньшевиками, бундовцами, сионистами. На митингах в мастерских, на фабрике говорил сильно, убедительно, чем надолго запомнился трудящимся. Я.А. Лившиц принимал участие в Гражданской войне. В 1919 г. был назначен  начальником секретно-оперативного отдела, зам. председателя Киевской губернской ЧК. Деятельность «губчека» в тот период выразилась в организации массовых арестов, основанных на классовом подходе, и беспощадных расправах с контрреволюционерами и бандитами. Из руководителей партии большевиков Я.А. Лившиц ориентировался на  Л.Д. Троцкого.
В 1930-1935 гг. Я.А. Лившиц последовательно занимал должности начальника Южной, Северо-Кавказской и Московско-Курской железных дорог. В 1935-1936 гг. занимал пост зам. наркома путей сообщения СССР. 5 апреля 1936 г. в «Правде» было опубликовано постановление о награждении железнодорожников: «За перевыполнение государственного плана железнодорожных перевозок 1935 года и I квартал 1936 года, за достигнутые успехи в деле лучшего использования технических средств железнодорожного транспорта и его предприятий». 1935 г. стал первым годом, когда железнодорожный транспорт выполнил намеченный государственный план. В числе награжденных орденом Трудового Красного Знамени был и Я.А. Лившиц [Лившиц Яков Абрамович. Отметим, что наличие Я.А. Лившица среди осужденных создавало угрозу для многих железнодорожников, поскольку он  в течение 1933-1935 гг. работал начальником Северо-Кавказских железных дорог и, следовательно, ниточки от него могли потянуться ко многим его бывшим коллегам и подчиненным. Наряду с другими подсудимыми по так называемому «Второму московскому процессу», Я.А. Лившиц был приговорен к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 1 февраля 1937 г.

  Розенталь Яков Давидович родился в 1897 г. в Полтаве, по национальности еврей. Он имел начальное образование, рабочую биографию, участвовал в революционном движении и в Гражданской войне. В 1933-1936 гг. являлся начальником политотдела СКЖД. Впоследствии работал зам. начальника контрольно-инспекторской группы наркомата путей сообщения. Я.Д. Розенталь был арестован 17 июня 1938 г., а уже 29 июля Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.

  Базулин Василий Иванович родился в 1895 г. в Донецкой губ. Как он сам написал в анкете, «образование – низшее». Свой трудовой путь В.И. Базулин начал горнорабочим на донецких шахтах. Член РСДРП с 1917 г., участник Гражданской войны. С сентября 1930 г. и по декабрь 1933 г. работал начальником Северо-Кавказских железных дорог. В 1933 г. был  назначен начальником Омской железной дороги, а  в 1934 г.  начальником Центрального паровозного управления НКПС. В 1935-1937 гг. – начальник Центрального машиностроительного треста НКПС. В 1937 г. назначен начальником треста паровозоремонтных заводов. В октябре 1937 г. был арестован органами Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) в Москве по обвинению в причастности к контрреволюционной организации. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР от 7 февраля 1938 г. осужден к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 февраля 1938 г. в Москве.

  Все названные руководители железной дороги были реабилитированы во второй половине 1950-х гг. Военной коллегией Верховного Суда СССР. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что указанные репрессированные руководители имели богатый опыт революционной, политической и даже военной деятельности, успели послужить в системе государственной безопасности, а в дальнейшем занимали достаточно высокие партийно-государственные или хозяйственные должности. Сами они в годы Гражданской войны с врагами не церемонились, были людьми убежденными, стойкими, жесткими и амбициозными. В большинстве своем, необходимых образования и квалификации, соответствующих занимаемым ими административно-хозяйственным постам, они не имели. 

  На Кубани, как и в СССР в целом, в течение 1930-1941 гг. произошли массовые политические репрессии против партийных, советских и хозяйственных руководителей, а также рядовых граждан. Судя по многочисленным источникам, наряду с руководством НКПС, СКЖД, репрессиям подверглись и десятки местных руководителей и рядовых железнодорожников. Рассмотрим, какие кадровые потери понесли железнодорожные станции Краснодарского отделения  СКЖД в течение 1930-1941 гг.
Во время второй волны репрессий в течение 1930-1933 гг. арестам по ст. 58/2, 58/7, 58/10, 58/11 УК РСФСР подверглись рабочие (слесари, токари, строгальщики) депо Туапсе, депо и вагонно-ремонтного завода Новороссийска, машинист ст. Кавказская – всего 10 чел. (См. табл. 1). В отношении рабочих вагонно-ремонтного завода Новороссийска М.К. Бондарева, Г.П. Ванькова, К.Е. Коваленко, Р.А. Матыгина, С.Ф. Савченко, К.М. Скибы, М.И. Трунова уголовные дела были прекращены 2 июня 1933 г., их из-под стражи освободили. Оставшимся в заключении Краснодарским краевым судом и Тройками при ПП ОГПУ СКК и ДСС определили следующие меры наказания – ссылка в Северный край на 5 лет (слесарь депо г. Туапсе М.М. Тимошенко), ссылка в Казахстан сроком на 3 года (строгальщик вагонно-ремонтного завода Новороссийска З.Ж. Скафс-Шаэрс), заключение в концлагерь сроком на 5 лет (машинист ст. Кавказская Д.Н. Цирульников). Впоследствии всех их реабилитировали.

  Самая массовая, третья волна репрессий пришлась на 1937-1938 гг. Согласно нашим подсчетам, репрессиям подверглись 106 работников Краснодарского отделения  дороги им. Ворошилова  (См. табл. 1). Особенностью этой волны явились репрессии и в отношении руководящих кадров. Так, в 1937-1938 гг. были арестованы: Талызин Александр Никифорович – начальник Краснодарского отделения движения железной дороги им. Ворошилова; Манжура Николай Кириллович – начальник паровозного депо ст. Тихорецкая; Гора Петр Ефимович – начальник водоснабжения Тихорецкого паровозного отделения; Краплин Александр Михайлович – начальник ст. Тихорецкой ж.д. им. Ворошилова; Шипулин Василий Аркадьевич – начальник вагонного участка ст. Тихорецкая; Вишневский Василий Иванович – начальник Тихорецкого отделения паровозного хозяйства; Данько Павел Андреевич – начальник депо ст. Сочи; Венд Степан Карлович – зам. начальника депо г. Сочи и парторг; Малахов Николай Семенович – зам. начальника ст. Сочи; Кирнозов Фёдор Сергеевич – начальник 12 дистанции службы пути ст. Сочи; Волков Дмитрий Дмитриевич – ди¬ректор железнодорожной школы в г. Сочи; Фрол Павел Игнатьевич – начальник железнодорожной ст. Туапсе; Маслов Михаил Алексеевич – начальник Туапсинского паровозного депо; Колесников Иван Ильич – начальник Туапсинского паровозного отделения; Распандовский Константин Николаевич – начальник отделения движения ст. Туапсе; Коновальчик Борис Илларионович – начальник ст. Новороссийск; Лаврухин Степан Петрович – начальник ветеринарно-санитарного участка ст. Новороссийск; Фролов Александр Гаврилович – начальник Новороссийского вагоноремонтного завода; Марченко Гавриил Гаврилович – начальник депо ст. Кавказская ж.д. им. Ворошилова; Моровский-Новосильный Анатолий Леонтьевич – начальник механического цеха паровозного депо ст. Кавказская; Плотников Пётр Андреевич – начальник ст. Армавир; Тарасов Александр Яковлевич – начальник дистанции пути ст. Армавир; Казаков Василий Георгиевич – зам. начальника дистанции пути ст. Армавир; Кутепов Александр Ильич – зам. начальника депо ст. Белореченская; Голубцов Алексей Иванович – зам. начальника депо ст. Белореченская; Пономарёв Константин Иванович – начальник снабжения Тимашевского паровозного отделения; Викторов Пётр Иванович – начальник ж.д. ст. Майкоп; Головченко Евграф Яковлевич – начальник ст. 7-го Краснодарского отделения ж.д. им. Ворошилова; Никитин Василий Владимирович – главный кондуктор Апшеронской узкоколейки; Колодейчук Адольф Иванович – начальник ж.д. ст. Уманская; Кувичинский Дмитрий Петрович – начальник ст. Навагинская. Всего 31 чел., или 29,2% от всего количества репрессированных работников Краснодарского отделения СКЖД за указанный период.

  Большинство из них после ареста исключили из рядов ВКП(б), им предъявили обвинения по ст. 58/7, 58/8, 58/9, 58/10, 58/11 УК РСФСР, ряд из них приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией имущества. Обвинения были традиционными для того периода: арестованных обвиняли в участии в деятельности антисоветских, контрреволюционных правотроцкистских, террористических, шпионских и диверсионно-вредительских организациях, проводивших на железнодорожном транспорте разрушительную вредительскую работу. Расстрела удалось избежать только четырем человекам. А.Н. Талызин Военной Коллегией Верховного Суда СССР 19 декабря 1937 г. был приговорён к 25 годам лишения свободы, а Д.П. Кувичинский и Н.С. Малахов – к 15 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), с конфискацией имущества. Дело в отношении В.В. Никитина 10 января 1939 г. на основании ст. 204 «б» УПК РСФСР по реабилитирующим обстоятельствам было прекращено. Впоследствии всех репрессированных работников Краснодарского отделения СКЖД реабилитировали.

  Что касается основной массы репрессированных рядовых работников Краснодарского отделения СКЖД (75 чел.), то это были представители практически всех железнодорожных специальностей. Политическим репрессиям подверглись: дорожные мастера, сварщики, слесари, плотники, сторожа, чернорабочие и токари паровозных и вагоноремонтных депо, стрелочники, смазчики, путевые обходчики, диспетчеры службы движения, вагоновожатые, кондукторы, пломбировщики, дежурные по станции, начальники почтовых вагонов, осмотрщики вагонов, кладовщики ж.д. станций, паровозные машинисты, путевые рабочие, грузчики, весовщики и др. Большинство из них имело низшее (начальное) или среднее образование, некоторые являлись малограмотными. При аресте им были предъявлены обвинения, аналогичные предъявленным их бывшим непосредственным начальникам. Кроме того, типичным являлось обвинение арестованных в участии «в контрреволюционной повстанческой организации, готовившей вооруженное восстание против Советской власти». По нашим подсчетам, расстрелу с конфискацией имущества подверглись 34 чел.; осуждены к ИТЛ сроком от 5 до 20 лет с поражением в политических правах на несколько лет и конфискацией имущества – 34 чел.; из-под стражи 9 чел. были освобождены и их дела прекращены по реабилитирующим обстоятельствам (ст. 204 п. «б» УПК РСФСР 1923 г.). Комиссией НКВД 1 арестованный был наказан в уголовном порядке

  Политические репрессии 1937-1938 гг. в отношении железнодорожников вызвали дестабилизацию по всем параметрам функционирования дорог, неуверенность работников в своих непосредственных руководителях, а руководителей – в подчиненных, падение трудовой инициативы и т.п. Такое воздействие было кратковременным, но пренебрегать им при изучении проблемы недопустимо.
Четвертая волна репрессий пришлась на 1940-1941 гг. (См. табл. 1). В этот период, по нашим подсчетам, репрессиям подверглись 11 работников Краснодарского отделения СКЖД. Это были рядовые работники железной дороги, имевшие, в основном, начальное образование. Им предъявили обвинения по ст. 19-58/2, 58/10, 58/11 УК РСФСР в участии в «контрреволюционной повстанческой кулацко-белогвардейской группировке, готовившей вооруженное восстание против Советской власти на случай нападения капиталистических стран на СССР, распространение слухов о недовольстве среди рабочих на Советскую власть».

  Из них 1 чел. в 1940 г. был расстрелян с конфискацией имущества (сторож железнодорожной поликлиники ст. Краснодар П.Г. Пергат). 5 рабочих паровозоремонтного завода и депо ст. Тихорецкая, монтера и машиниста паровоза ст. Армавир, путевого обходчика разъезда Убих Краснодарский краевой суд в августе-декабре 1940 г. приговорил к 5-10 годам ИТЛ с поражением в избирательных правах на 3-х-5-летние сроки. Президиум Верховного Совета СССР от 15 февраля 1941 г. заменил путевому рабочему ст. Новороссийск И.А. Науменко высшую меру наказания – расстрел – на 10 лет ИТР с конфискацией имущества, поражением в избирательных правах на 5 лет. В отношении стрелочника ст. Краснодар  С.З. Дьяченко в 1942 г. дело прекратили за недоказанностью обвинения. Впоследствии все репрессированные железнодорожники были реабилитированы.

  Согласно неполным подсчетам, в 1930-1941 гг. были репрессированы 127 работников Краснодарского отделения СКЖД - дороги им. Ворошилова (См. табл. 1). Из них 62 чел. расстреляли (48,8%). Сталинские репрессии, сопровождавшиеся неоправданной жестокостью, большими людскими потерями, ничем нельзя оправдать. Отметим, что репрессии против руководящих работников железной дороги привели к кадровой революции. В итоге репрессированные, как и просто уволенные руководители, были, в конечном счете, заменены более образованными, энергичными и компетентными людьми. Однако произошло это не сразу, а после периода кадровой нестабильности, чехарды, ближе к 1939 г. Именно эти новые назначенцы продолжили работу в тяжелые годы Великой Отечественной войны и, в подавляющем большинстве, проявили себя как эффективные руководители.

Таблица 1

Количество репрессированных работников Краснодарского отделения СКЖД в 1930-1941 гг. (чел.)

Станция / Годы 1930-1933 1937-1938 1940-1941 Итого
Краснодар - 12 - 12
Марьянская - - 2 2
Тихорецк - 11 5 16
Сочи - 14 - 14
Адлер - 1 - 1
Туапсе 1 8 - 9
Новороссийск 8 9 1 18
Кавказская 1 7 - 8
Армавир - 8 2 10
Белореченская - 4 - 4
Тимашевск - 7 - 7
Северская - 2 - 2
Медведовская - 1 - 1
Майкоп - 1 - 1
Усть-Лабинская - 1 - 1
Ейск - 1 - 1
Кореновская - 1 - 1
Староминская - 2 - 2
Апшеронская - 6 - 6
Старо-Мышастовская - 1 - 1
Кущевская - 2 - 2
Старо-Щербиновская - 1 - 1
Уманская - 1 - 1
Разъезд Убих - - 1 1
Ново-Леушковская - 1 - 1
Новотитаровская - 1 - 1
Роговская - 1 - 1
Навагинская - 2 - 2
Всего 10 106 11 127


Рецензии
"Доброму особисту" - технические аварии были есть и будут во всех странах.Если бы действовала сталинская система, была бы уничтожена половина населения мира. К счастью такие палачи как сталинская банда, не распространены на весь мир и на все времена. Уничтожались именно те, кто работад в гуще событий. Осталось мещанство, интересы которых дальше заботы об удобстве собственной попки не распространялись, и они не пострадали. Без уважения.
Автору статьи - рекомендую свою статью "Разгром ВКП(б)".

Артем Кресин   05.03.2019 21:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.